Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области
(опубликовано 25 марта 2010 г.)
Резолютивная часть решения объявлена 25 марта 2010 года.
Решение в полном объеме изготовлено 8 апреля 2010 года.
Комиссия Управления ФАС по Волгоградской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии, заместитель руководителя Управления,
член Комиссии, старший государственный инспектор отдела защиты конкуренции и контроля за рекламой,
член Комиссии, старший государственный инспектор отдела защиты конкуренции и контроля за рекламой,
рассмотрев дело N 10-03-5-02/76-ВО, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в газете "Регион.Ру" N 36 от 14.12.2009 г. рекламы препарата "Биопаг-Д", содержащей признаки нарушения пункта 2 части 5 статьи 5 ФЗ "О рекламе" N 38-ФЗ от 13.03.2006 г.,
в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
- от Потребительского общества "Международная кооперация безопасности и экономического развития" (400074, г. Волгоград, ул. Рабоче-Крестьянская, 22), - Р.С.Ю. (доверенность от 24.03.2010 г.), установила:
2 марта 2010 года Председателем Комиссии Управления ФАС по Волгоградской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, А.Д. Чупахиной, по собственной инициативе возбуждено дело N 10-03-5-02/76-ВО по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в газете "Регион.Ру" N 36 от 14.12.2009 г. рекламы препарата "Биопаг-Д", содержащей признаки нарушения пункта 2 части 5 статьи 5 ФЗ "О рекламе" N 38-ФЗ от 13.03.2006 г., а именно: в нарушение требований рекламного законодательства в рассматриваемой рекламе препарата "Биопаг-Д" содержится информация о том, что препарат "Биопаг-Д" одобряется органами государственной власти.
Согласно объяснениям представителя Потребительского общества "Международная кооперация безопасности и экономического развития" (далее - ПО "МК по БЕЗОПАСНОСТИ и ЭР", Общество) по факту возбуждения дела по признакам нарушения законодательства о рекламе, в рассматриваемой рекламе действительно содержалась ссылка на одобрение препарата "Биопаг-Д" Министерством здравоохранения и санитарно-эпидемиологическим надзором РФ. Данный препарат приобретается Обществом вместе с сопроводительными документами и инструкциями в Московском институте эколого-технологических проблем. Ссылки на одобрение препарата были взяты из инструкций по применению дезинфицирующего средства "Биопаг-Д", N 1/07 (научный отчет по результатам испытания вирулицидной активности дезинфицирующего средства "Биопаг-Д") и N 1/08 (рецензии на дезинфицирующее средство "Биопаг-Д"). О неправомерности размещения данной информации в рекламе "МК по БЕЗОПАСНОСТИ и ЭР" не было известно.
Изучив имеющиеся материалы дела, выслушав объяснения представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, Комиссия пришла к следующим выводам:
Старшим государственным инспектором отдела защиты конкуренции и контроля за рекламой Управления ФАС по Волгоградской области Хилимовым С.А. при осуществлении государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе была проведена проверка рекламы, размещенной в газете "Регион.Ру" N 36 от 14.12.2009 г., на соответствие требованиям ФЗ "О рекламе" N 38-ФЗ от 13.03.2006 г.
Согласно статье 3 ФЗ "О рекламе" N 38-ФЗ от 13.03.2006 г. реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;
объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;
рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;
рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
По результатам проверки установлено, что на стр. 4 печатного издания размещен рекламный материал в форме статьи (вопрос - ответ), в которой на вопрос потребителя о том, какое средство способно бороться с плесенью в квартире, дается следующий ответ: "Уважаемая Лидия Михайловна! Ваша проблема действительно очень актуальна на сегодняшний день и является настоящей "чумой" квартир, частных домов, подвалов. Ваш врач права: плесень действительно очень вредна для здоровья, так как её споры способны проникать во все органы человека и вызывать губительные и необратимые процессы! Не так давно нужное вам средство появилось и в Волгограде. Оно называется "Биопаг-Д". Этот препарат был разработан Российским институтом эколого-технологических проблем и на сегодняшний день доказал свою эффективность в результате проведения многочисленных опытов и экспертиз. Его применение одобрено Минздравом и санитарно-эпидемиологическим надзором РФ. Филиал этого института находится в Волгограде. Вы можете заказать это средство и получить консультацию специалиста по адресу: ул. Рабоче-Крестьянская, 22, офис 203 или по телефонам: 55-11-73, 8(917)837-04-70. Удачи и доброго здоровья!".
Положения Федерального закона "О рекламе", относящиеся к изготовителю товара, распространяются также на лиц, выполняющих работы или оказывающих услуги (ч. 3 ст. 2 ФЗ "О рекламе").
Обозначенное информационное сообщение обладает всеми квалифицирующими признаками рекламы, поскольку оно адресовано неопределенному кругу лиц, направлено на привлечение внимания к объекту рекламирования (препарату "Биопаг-Д"), формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Рекламодателем обозначенной рекламы согласно договору N 6/10 от 11.12.2009 г. является Потребительское общество "Международная кооперация безопасности и экономического развития" (400074, г. Волгоград, ул. Рабоче-Крестьянская, 22), рекламораспространителем - ООО "Волгоградское Агентство Информационных Технологий (400057, г. Волгоград, пер. Ачинский, 3).
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 5 ФЗ "О рекламе" в рекламе не допускается указание на то, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти или органами местного самоуправления либо их должностными лицами.
Указом Президента Российской Федерации от 9.03.2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" установлено, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Данным Указом были упразднены и образованы федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, в частности:
- образовано Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, передав ему функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности упраздняемых Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства труда и социального развития Российской Федерации;
- образована Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, передав ей функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического надзора упраздняемого Министерства здравоохранения Российской Федерации, в сфере надзора на потребительском рынке - Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, в сфере защиты прав потребителей - упраздняемого Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.
Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. N 322, и Положением "Об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.09.2005 г. N 569, осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора за соблюдением санитарного законодательства отнесено к полномочиям Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
В нарушение требований законодательства Российской Федерации о рекламе - пункта 2 части 5 статьи 5 ФЗ "О рекламе" ФЗ "О рекламе" в рассматриваемой рекламе указывается на то, что объект рекламирования (препарат "Биопаг-Д") одобряется органами государственной власти (Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, осуществляющей государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства).
В соответствии со ст. 38 ФЗ "О рекламе" рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 2 части 5 статьи 5 настоящего Федерального закона.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 г. N 508, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу препарата "Биопаг-Д", рекламодателем которой является Потребительское общество "Международная кооперация безопасности и экономического развития", размещенную на первой полосе газеты "Регион.Ру" N 36 от 14.12.2009 г. на стр. 4, поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 5 статьи 5 ФЗ "О рекламе" N 38-ФЗ от 13.03.2006 г.
2. Выдать Потребительскому обществу "Международная кооперация безопасности и экономического развития" (400074, г. Волгоград, ул. Рабоче-Крестьянская, 22) предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.3 КоАП РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (опубликовано 25 марта 2010 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016