Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
от 16 июня 2015 г.
Резолютивная часть решения оглашена: 08.06.2015
В полном объеме решение изготовлено: 16.06.2015 Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению дела
N 1-17-1915/77-14 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председателя Комиссии Корнеева О.С. - заместителя руководителя, членов
Комиссии: Кудинкина А.И. - старшего государственного инспектора отдела
контроля органов власти; Айнутдинова Р.Ф. - заместителя начальника правового
отдела; (далее - Комиссия), рассмотрев дело N 1-17-1915/77-14
возбужденноепо признакам нарушения ГУП "Московский метрополитен"
(129110, г. Москва, Проспект Мира, д. 41, стр. 2) части 1 статьи 17
Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее
- Закон о защите конкуренции), выразившегося в ограничении количества
участников открытого аукциона на право заключения договора на поставку
средств профилактической дезинфекции внутрисалонного оборудования
вагонов и объектов метрополитена (реестровый номер N 31300637775) (далее
- Аукцион), в присутствии представителя ГУП "Московский метрополитен"
Идентификатор
(далее также - Ответчик) Сотниковой А.А. (дов. от 31.12.2014 N 18-15/476)
руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции, установила:
В Московское УФАС России поступила жалоба ЗАО "Информационная
внедренческая компания" (далее также - Заявитель) на действия ГУП
"Московский метрополитен" при проведении открытого аукциона на право
заключения договора на поставку средств профилактической дезинфекции
внутрисалонного оборудования вагонов и объектов метрополитена (далее -
Аукцион), по установлению излишних требований в аукционной документации.
По результатам рассмотрения указанного заявления по правилам,
предусмотренным главой 9 Закона о защите конкуренции, Управление
возбуждено дело N 1-17-1915/77-14. В ходе рассмотрения названного дела
Комиссией Управления установлено следующее.
ГУП "Московский метрополитен" является государственным унитарным
предприятием и его закупочная деятельность регулируется Федеральным
законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными
видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), Гражданским кодексом
РФ.
29.10.2013 ГУП "Московский метрополитен" опубликовало извещение о
проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на
поставку средства профилактической дезинфекции внутрисалонного
оборудования вагонов и объектов метрополитена на официальном сайте в сети
Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставку
товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru.
Согласно извещению о проведении Аукциона срок окончания подачи
заявок - 20.11.2013.
На основании ч. 3 ст. 2 Закона о закупках приказом от 06.02.2012 N 267
утверждено положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд ГУП
"Московский метрополитен".
Положение о закупке является документом, который регламентирует
закупочную деятельность ГУП "Московский метрополитен", и в силу части 2
статьи 2 Закона о закупках должно содержать требования к закупке, в том числе
порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки)
и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а
также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно подпункту "Особые требования" пункта 20 информационной
карты Аукциона установлено, что участники должны представить, в том числе
копии сертификатов и иных документов, подтверждающих, что качественные
характеристики продукции соответствуют требованиям, указанным в
техническом задании (приложение N 1): "заключение с рекомендациями по
Идентификатор
применению дезинфицирующих средств на объектах метрополитена, выданное
филиалом ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве" (филиал
на метрополитене) (копия, заверенная печатью и подписью уполномоченного
лица)."
Филиал на метрополитене является структурным подразделением ФГУЗ
"Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве". Свою деятельность
осуществляет на основании устава, утвержденного Федеральной службой по
надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от
19.01.2005 N 12.
В соответствии с уставом ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе
Москве" филиал на метрополитене оказывает услуги по проведению
экспертизы видов деятельности, работ и услуг, требующих выдачи санитарно-
эпидемиологических заключений.
Для получения заключения ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в
городе Москве" с рекомендациями по применению дезинфицирующих средств
на объектах метрополитена потенциальным участникам Аукциона необходимо
подать письменное заявление на имя главного врача филиала на метрополитене
с приложениями соответствующих документов.
В соответствии с приказом ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в
городе Москве" от 06.12.2006 N 250 "О введении в действие регламента ФГУЗ
"Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве" письма юридических и
физических лиц исполняются в следующие сроки: письма, требующие для их
разрешения комиссионной проверки с выездом на место, запроса документов,
сведений, консультации специалистов или других дополнительных действий -
до 30 дней.
Таким образом, потенциальные участники Аукциона лишены возможности
подать заявку в срок, установленный извещением, так как он составляет лишь
22 дня, а подав такую заявку (без соответствующего заключения) будут в любом
случае отклонены заказчиком, что подтверждается представленными в дело
заявками участников и протоколом их рассмотрения.
В соответствии с ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон о
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения) государственной
регистрации подлежат впервые внедряемые в производство и ранее не
использовавшиеся химические, биологические вещества и изготовляемые на их
основе препараты, потенциально опасные для человека; отдельные виды
продукции, представляющие потенциальную опасность для человека;
отдельные виды продукции, в том числе пищевые продукты, впервые ввозимые
на территорию Российской Федерации.
Таким образом, обязательным условием для применения на территории
Российской Федерации дезинфецирующих средств, закупаемых путем
проведения Аукциона ГУП "Московский метрополитен", является его
государственная регистрация.
Идентификатор
Наличие заключения о возможности применения дезинфицирующего
средства на объектах метрополитена, выданное ФГУЗ "Центр гигиены и
эпидемиологии" (филиал на метрополитене) не является обязательным для
организации (поставщика) использующего такое средства в рамках
осуществления своей предпринимательской деятельности, на что также указано
и представителем Ответчика на заседании Комиссии Управления 08.06.2015.
Учитывая изложенное, данное требование, установленное заказчиком,
является дополнительным в сравнении теми, которые установлены
нормативными правовыми актами Российской Федерации, а участники
соответствующего товарного рынка не несут обязанность по получению
соответствующего заключения.
Таким образом, потенциальный участник Аукциона может обратится за
получением соответствующего заключения только после ознакомления с
извещением о проведении Аукциона, а с учетом сокращенного срока подачи
заявок, у такого лица, в любом случае отсутствует возможность получить такое
заключение до окончания срока подачи заявок.
Согласно подпункту "Особые условия" пункта 20 информационной карты
Аукциона установлено, что участники должны представить, в том числе копию
инструкции по применению дезинфицирующего средства, разработанной и
согласованной НИИ Дезинфектологии или ВНИИ железнодорожной гигиены
или другой организацией, имеющей аккредитацию в данной области
деятельности.
НИИ дезинфектологии является федеральным бюджетным учреждением
науки Роспотребнадзора, осуществляющим свою деятельность на основании
устава.
ВНИИ железнодорожной гигиены является федеральным государственным
унитарным предприятием Роспотребнадзора, также осуществляющим свою
деятельность на основании устава.
Для получения копии инструкции по применению дезинфицирующего
средства, разработанной и согласованной НИИ Дезинфектологии или ВНИИ
железнодорожной гигиены, потенциальным участникам Аукциона необходимо
подать письменное обращение на имя руководителей указанных организаций с
приложением соответствующих документов.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-
ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
(далее - Закон о порядке рассмотрения обращений граждан Российской
Федерации), письменное обращение, поступившее в государственный орган,
орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их
компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации
письменного обращение.
Поскольку в силу ч. 4 ст. 1 названного Закона порядок рассмотрения
обращений граждан, установленный данным нормативным актом
распространяется, в том числе и на обращения, рассматриваемые
Идентификатор
юридическими лицами, осуществляющими публично значимые функции,
государственными и муниципальными учреждениями и иными организациями
и их должностными лицами, то обращения заинтересованных лиц в ВНИИ
железнодорожной гигиены и НИИ Дезинфектологии рассматриваются также в
сроки, предусмотренные статьей 12 Закона о порядке рассмотрения обращений
граждан Российской Федерации
Таким образом, с учетом изложенного ранее, (необходимости получения
соответствующего документа исключительно для целей участия в Аукционе),
потенциальные участники Аукциона лишены возможности принять участие в
аукционе, так как срок подачи заявок составляет 22 дня.
В соответствии с ч. 2 ст. 448 ГК РФ извещение о проведении торгов должно
быть опубликовано организатором не позднее чем за тридцать дней до их
проведения.
Учитывая изложенное, ГУП "Московский метрополитен" создало условия,
нарушающие ч. 2 ст. 448 ГК РФ, которой предусмотрено что извещение о
проведении торгов должно быть сделано организатором торгов не менее чем за
тридцать дней до их проведения.
Таким образом, Ответчик нарушил указанное положение ГК РФ, поскольку
извещение о проведении торгов размещено за 22 дня до окончания срока подачи
заявок на участие в Аукционе.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении
торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса
предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к
недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Комиссия Управления одновременно с этим учитывает, что согласно п.
34.5.1 положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ГУП "Московский
метрополитен", извещение о проведении аукциона размещается организатором
закупок на официальном сайте не менее чем за двадцать календарных дней до
даты окончания подачи заявок на участие в аукционе.
Однако, учитывая изложенные фактичекие обстоятельства, предмет
договора и действия ГУП "Московский метрополитен", организатор торгов
создал условия, при которых невозможно подать заявку, полностью
соответствующую требованиям заказчика, до окончания срока подачи заявок,
что нарушает ч. 2 ст. 448 ГК РФ, ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.
Комиссия Управления также отмечает, что при таких условиях подать
заявку на участие в торгах могут только те лица, у которых уже имелись
действующие заключения уполномоченных органов, то есть только те лица,
которым заранее известны условия и требования документации заказчика.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что установление
такого срока для подачи заявок на участие в Аукционе, с учетом предмета
торгов, а также условий, содержащихся в документации, может привести к
ограничению конкуренции при проведении названного Аукциона, что является
нарушением ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.
Идентификатор
Между тем, выдача обязательного для исполнения предписания в
настоящем случае не представляется возможной, поскольку по результатам
проведенного Аукциона, заключен договор, а восстановление нарушенных прав
ЗАО "Информационная внедренческая компания" и иного неограниченного
круга лиц, является невозможным.
Таким образом, Комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39,
частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции решила:
1. Признать ГУП города Москвы "Московский ордена Ленина и
ордена Трудового Красного знамени метрополитен им. В.И. Ленина"
нарушившим ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции путем установления срока
для подачи заявок на участие в конкурсе, с учетом требований, предъявляемых к
участникам торгов, который мог привести к ограничению конкуренции
2. Обязательное для исполнения предписание ГУП города Москвы
"Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного знамени
метрополитен им. В.И. Ленина" не выдавать в связи с заключенным по
результатам торгов договором.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех
месяцев со дня его принятия
Председатель комиссии: О.С. Корнеев
Члены комиссии: А.И. Кудинкин
Р.Ф. Айнутдинов
Кудинкин А.И.
8(495)7847505 (доб. 171)
Идентификатор
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 16 июня 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016