Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
от 5 октября 2015 г. N 1-00-1637/77-15
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "ТД ОПТНЕФТЕПРОДУКТ" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ПАО "МОЭК" (далее - Заказчик), организатора торгов - ООО "ППТК" (далее - Организатор торгов) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку дизельного топлива для нужд ПАО "МОЭК" (реестровый N 31502704768) (далее - Закупка),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Организатора торгов при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в необоснованном отклонении заявки Заявителя от участия в Закупке.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
На официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг ПАО "МОЭК" (далее - Положение о закупках).
27.08.2015 на Официальном сайте Заказчиком размещено извещение о проведении Закупки.
В соответствии с извещением о проведении Закупки от 27.08.2015 дата окончания подачи заявок - 04.09.2015, дата рассмотрения заявок - 04.09.2015, дата подведения итогов Закупки - 04.09.2015.
Согласно протоколу подведения итогов Закупки от 18.09.2015 N 5641 заявка Заявителя была отклонена на основании подпункта "с" пункта 2.9.12. Закупочной документации, а именно: отсутствует письмо за подписью руководителя или главного бухгалтера участника с информацией о том, что участник не находится в реестре недобросовестных поставщиков ФАС России согласно подпункту 3.7.11. Закупочной документации.
В соответствии с доводами Заявителя, Заказчик необоснованно отклонил заявку Заявителя.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя Заказчик с доводами Заявителя не согласился и представил письменное возражение, согласно которому Заявитель в части описи своей заявки не указал наличие документа, подтверждающего его отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков.
Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.
Согласно пункту 2.5.11. Закупочной документации участником к письму о подаче заявки на участие в Закупке прикладываются документы, подтверждающие квалификацию и правоспособность участника, а также последовательная опись документов за подписью руководителя или уполномоченного лица.
Пунктом 2.9.4. Закупочной документации установлено, что Заказчик/Организатор торгов проводит анализ заявки на участие в Закупке на соответствие формальным требованиям Закупочной документации, в том числе на:
наличие и надлежащее оформление документов, определенных Закупочной документацией;
наличие и надлежащее оформление документов в составе заявки, а также соответствие документов требованиям, установленным Закупочной документацией;
наличие сведений об участнике в федеральном реестре недобросовестных поставщиков.
В соответствии с пунктом 3.1.4. Закупочной документации участник должен перечислить и указать объем каждого из прилагаемых к письму о подаче заявки на участие в Закупке документов.
Согласно пункту 3.7.11. Закупочной документации участник в составе своей заявки предоставляет документы, подтверждающие его правоспособность, а именно: письмо за подписью руководителя или главного бухгалтера участника с информацией о том, что участник не находится в реестре недобросовестных поставщиков ФАС России.
Исходя из вышеизложенного, Заказчик установил требование о наличии в составе заявки участника Закупки документа, подтверждающего отсутствие организации-участника в реестре недобросовестных поставщиков.
При этом, согласно части 7 статьи 3 Закона о закупках при закупке заказчик вправе установить требование об отсутствии сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном статьей 5 Закона о закупках, и (или) в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Таким образом, Заказчик вправе установить требование об отсутствии заказчика в реестре недобросовестных поставщиков, однако требование о предоставлении документа, подтверждающего такое сведение необоснованно, так как вышеуказанные сведения находятся в открытом доступе на Официальном сайте, с которыми Заказчик может ознакомиться самостоятельно.
Кроме того, в ходе заседания Комиссия изучила заявку Заявителя и установила, что Заявителем была представлена Декларация о соответствии, подписанная генеральным директором, согласно которой в отношении Заявителя:
не проводится ликвидация;
не проводится процедура банкротства;
отсутствует решение арбитражного суда о признании Заявителя несостоятельным (банкротом) и об открытом конкурсном производстве;
не приостановлена деятельность в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в Закупке;
отсутствует кредиторская задолженность, позволяющая возбудить процесс банкротства;
отсутствует недоимка по налогам, сборам, задолженность по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов Заявителя, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период;
отсутствуют сведения в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), который ведется в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в том числе в отношении учредителя (участника) ООО "ТД ОПТНЕФТЕПРОДУКРТ", единоличного исполнительного органа - Генерального директора ООО "ТД ОПТНЕФТЕПРОДУКРТ";
отсутствуют сведения в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), сформированном в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Закона о контрактной системе;
отсутствуют сведения в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), который ведется в соответствии с Законом о закупках. В том числе в отношении учредителя (участника) ООО "ТД ОПТНЕФТЕПРОДУКРТ", единоличного исполнительного органа - Генерального директора ООО "ТД ОПТНЕФТЕПРОДУКРТ";
Однако, в составе описи заявки Заявителя вышеуказанный документ отсутствует.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Исходя из вышеизложенного, требование Заказчика о предоставлении документа, подтверждающего отсутствие участника Закупки в реестре недобросовестных поставщиков, а также отклонение заявки ввиду неуказания такого документа в описи к заявке, при наличии указанного документа в составе заявки, неправомерно и противоречит принципам, установленным пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Учитывая ранее изложенное, Комиссия приняла решение о признании жалобы Заявителя обоснованной.
Таким образом, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки обоснованной.
Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, подпункта "с" пункта 2.9.12. Закупочной документации.
Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 5 октября 2015 г. N 1-00-1637/77-15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016