Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области
(опубликовано 12 апреля 2010 г.)
Комиссия по рассмотрению дела N АМЗ-05/2010 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии: |
И.С. Арефьева |
руководитель Калининградского УФАС России; |
Члены комиссии: |
О.А. Боброва М.Б. Лысенко |
заместитель руководителя Калининградского УФАС России; заместитель начальника отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России; |
|
Д.Н. Хамдамов |
главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России; |
|
Е.В. Фионова |
специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России, |
в присутствии: |
Представителей ОАО "Янтарьэнерго" |
|
|
|
|
|
г-на К. Представители ОАО "РЖД" |
заявителя (физическое лицо). при вынесении решения отсутствовали, о месте и времени заседания комиссии уведомлены, ходатайства об отложении рассмотрения дела не заявляли. |
рассмотрев дело N АМЗ-05/2010 по признакам нарушения ОАО "РЖД" (ИНН 7708503727, адрес: 107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, 2) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
УСТАНОВИЛА:
1. В Управление ФАС по Калининградской области поступила жалоба г-на К. от 04.12.2009 на необоснованный, по мнению заявителя, отказ Филиала ОАО "РЖД" - Калининградской железной дороги от присоединения его индивидуального жилого дома, расположенного в п. Дорожный Гурьевского р-на, к электрическим сетям.
В результате рассмотрения жалобы было установлено следующее.
Согласно схеме границ земельного участка, принадлежащего г-ну К., ближайшими к нему, где расположен жилой дом, заявителя являются сети ОАО "РЖД".
Г-н К. обратился в ОАО "Янтарьэнерго" с заявкой на присоединение энергопринимающих устройств физического лица (вх. N 911-у от 16.06.2009). 28.07.2009 сетевая организация уведомила заявителя о необходимости согласования ею присоединения жилого дома г-на К. к электрическим сетям с ОАО "РЖД". Письмом от 29.07.2009 N 5867/1 ОАО "Янтарьэнерго" обратилась к ОАО "РЖД" с просьбой не препятствовать перетоку через объекты электросетевого хозяйства электрической энергией. Письменный ответ на данный запрос был получен от ОАО "РЖД" только 24.11.2009. В процессе согласования технических условий ОАО "Янтарьэнерго" было установлено, что сети ОАО "РЖД" являются ближайшими к дому заявителя, о чем он был уведомлен письмом от 05.11.2009 N 6039.
15.12.2009 между ОАО "Янтарьэнерго" и г-ном К. был заключен договор об осуществлении технологического присоединения N 1689/09 (ЗПЭС), а также выданы технические условия N Z-1980/09.
19.08.2009 г-н К. оформил заявку N 41 на технологическое присоединение к сетям ОАО "РЖД". В ответе, полученном 24.11.2009, то есть, практически через 3 месяца после подачи заявления, ОАО "РЖД" указывало, что для присоединения к сетям необходима реконструкция ПС О-29. Также в письме предлагалось подключиться к электрическим сетям ОАО "Янтарьэнерго". Информации о сроках проведения мероприятий по технологическому присоединению оборудования г-на К. к электрическим сетям со стороны ОАО "РЖД" представлено не было.
Как установлено из материалов дела, договор на технологическое присоединение между г-ном К. и ОАО "РЖД" заключен не был, а технические условия не выданы. При этом, проект договора и технические условия заявителю не направлялись.
Таким образом, указанные выше сведения свидетельствовали о том, что в действиях ОАО "РЖД" имелись признаки нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выраженные в ущемлении интересов г-на К. путем нарушения порядка проведения мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающего оборудования дома заявителя к электрическим сетям.
В соответствии с приказом от 01.02.2010 N 11 Калининградским УФАС России было возбуждено дело NАМЗ-05/2010 по признакам нарушения ОАО "РЖД" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
2. В заседании комиссии г-н К. заявил следующее.
В связи с необходимостью подключения строящегося жилого дома к электрическим сетям 16.06.2009 обратился в ОАО "Янтарьэнерго" с заявкой на технологическое присоединение к электрическим сетям. От указанного хозяйствующего субъекта был получен ответ, что ближайшими к участку заявителя сетями являются сети ОАО "РЖД".
19.08.2009 обратился в ОАО "РЖД" с заявкой на технологическое присоединение. После подачи заявки неоднократно в устной форме обращался в ОАО "РЖД" по предмету выдачи технических условий и заключению договора на технологическое присоединение. Надлежащего ответа от ОАО "РЖД" получено так и не было.
15.12.2009 с ОАО "Янтарьэнерго" был заключен договор N 1689/09 (ЗПЭС) на технологическое присоединение. Подобный договор был также заключен с ОАО "РЖД" 15.02.2010 (N 05-09-09), в связи с тем, что ближайшая линия передачи электрической энергии ОАО "Янтарьэнерго" имеет высокий класс напряжения, в связи с чем возникают сложности с подключением к ней энергопринимающего оборудования дома.
В ходе рассмотрения дела заявителем в адрес ОАО "РЖД" направлялось письмо с просьбой изменения условий заключенного договора на технологическое присоединение в части увеличения предоставляемой мощности, однако данные изменения ответчиком согласованы не были, в связи с чем г-н К. направил в ОАО "РЖД" заявление от 31.03.2010 о расторжении указанного договора.
3. В заседании комиссии представители ОАО "РЖД" заявили, что в действиях компании отсутствует нарушение антимонопольного законодательства.
Согласно пояснениям ответчика для подаче заявки на технологическое присоединение лицо имеет право обратиться к любой сетевой организации, расположенной в радиусе 300 метров от точки подключения.
В настоящий момент для выдачи технических условий г-ну К. не хватает свободной мощности, необходима реконструкция электрических сетей, в том числе, установка трансформатора.
Самая близкая к участку, принадлежащему заявителю, линия электрических сетей ВЛ-10кВ имеет высокий класс напряжения (10 кВ), неприспособленный для энергопринимающих устройств физических лиц. Ближайшим сетевым оборудованием ОАО "РЖД", через которое может подаваться электрическая энергия к энергопринимающим устройствам индивидуального жилого дома в, расположенного в п. Дорожный Гурьевского р-на, является трансформатор КТП-100 с классом напряжения 0,4 кВ.
Решения о присоединении энергопринимающего оборудования г-на К. к сетям ОАО "РЖД" не было принято по причине того, что ответчику было известно, что заявитель подал заявку на технологическое присоединение в ОАО "Янтарьэнерго", в то время, как законодательством не допускается подача заявок на технологическое присоединение в две сетевые организации одновременно.
4. В заседании комиссии представители ОАО "Янтарьэнерго" заявили следующее.
Заявитель направляет заявку на технологическое присоединение в сетевую компанию, сети которой расположены на наименьшем расстоянии от энергопринимающего устройства.
При получении заявки г-на К. на технологическое присоединение направили в ОАО "РЖД" обращение с целью урегулирования взаимоотношений между сетевыми организациями по рассматриваемому вопросу. В письменном виде ответ поступил только 30.11.2009. После этого был подготовлен проект договора на технологическое присоединение и направлен заявителю.
Ближайшая к жилому дому, расположенному в п. Дорожный Гурьевского р-на, ЛЭП имеет напряжение 15 кВ, тогда как жилые дома подключаются по линии 0,4 кВ. Ближайшая трансформаторная подстанция ОАО "Янтарьэнерго", через которую имеется возможность подключения к электрическим сетям жилых домой, находится в 720 метрах от границ участка г-на К., тогда как аналогичная подстанция ОАО "РЖД" располагается на расстоянии 180 метров от границ участка. Также, на более близком расстоянии, чем наша подстанция, находится оборудование и других сетевых организаций.
5. В ходе рассмотрения дела комиссией установлено следующее.
5.1 В соответствии с п. 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утвержденным постановлением Правительства РФ от 21.03.2007 года N 168 (далее - Правила N 168) сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению.
16.06.2009 г-н К. подал в ОАО "Янтарьэнерго", который в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" ОАО "Янтарьэнерго" является субъектом естественной монополии в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, заявку на присоединение энергопринимающих устройств физического лица, вх. N 911-у.
ОАО "Янтарьэнерго" письмом от 28.07.2009 N 3850/1 уведомило заявителя о том, что в адрес ОАО "РЖД", как собственнику электрических сетей, с целью урегулирования отношений, связанных с передачей электрической энергии направлен запрос о предоставлении точки присоединения жилого дома г-на К. к электрическим сетям. Данный факт подтверждается письмом ОАО "Янтарьэнерго" от 29.07.2009 N 3867/1, направленным а адрес Калининградской железной дороги - филиала ОАО "РЖД".
19.08.2009 заявитель подал заявку на технологическое присоединение в ОАО "РЖД", не аннулировав перед этим аналогичную заявку, поданную в ОАО "Янтарьэнерго".
Пункт 8 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утвержденным постановлением Правительства РФ от 21.03.2007 года N 168 (далее - Правила N 168) устанавливает, что подача в отношении одних и тех же энергопринимающих устройств заявителями - физическими лицами, в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно, одновременно двух и более заявок в разные сетевые организации не допускается.
Указанный пункт Правил N 168 устанавливает, что перед выбором сетевой сетевой организации г-н К. был в праве обратиться в органы местного самоуправления, на территории которого расположены соответствующие объекты электросетевого хозяйства, с указанием расположения объектов электросетевого хозяйства, принадлежность которых необходимо определить. Однако данное право заявителем было не реализовано.
Таким образом, г-н К. не мог обращаться с заявкой на технологическое присоединение в ОАО "РЖД" после того, как аналогичная заявка была направлена в ОАО "Янтарьэнерго" и не отозвана обратно.
В своих пояснениях, представители ОАО "РЖД" указали, что в связи с обращением ОАО "Янтарьэнерго" по поводу урегулирования вопроса подключения энергопринимающего устройства, принадлежащего г-ну К., ответчику было известно о том, что заявитель подал заявку на технологическое присоединение в ОАО "Янтарьэнерго", что явилось в совокупности с отсутствием технической возможности подключения к сетям основанием в отказе удовлетворения вышеуказанной заявки.
В результате указанных действий 15.12.2009 г. между г-ном К. и ОАО "Янтарьэнерго" на основании ранее поданной заявки был заключен договор N 1689/09 (ЗПЭС) об осуществлении технологического присоединения, и были выданы технические условия.
В период действия указанного договора 30.12.2009 между г-ном К. и ОАО "РЖД" на основании ранее поданной заявки был заключен договор N 05-09-09 технологического присоединения к электрической сети, и выданы технические условия.
Таким образом, действия заявителя привели к возникновению ситуации возможного неисполнения обеими сетевыми организациями условий заключенных с г-ном К. договоров на техническое присоединение по причине отсутствия определенности с конечным исполнителем технологического присоединения.
24.02.2010 г-н К. обратился в ОАО "РЖД" с просьбой об изменении условий договора, а именно - величины заявленной мощности.
31.03.2010 г-н К. направил в ОАО "РЖД" заявление о расторжении указанного выше договора.
Таким образом, к моменту вынесения комиссией антимонопольного органа решения по рассматриваемому делу, заявитель имел договорные отношения только с ОАО "Янтарьэнерго".
5.2 В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Исследованные комиссией антимонопольного органа материалы и фактические обстоятельства дела свидетельствуют об отсутствии в рассматриваемых действиях ОАО "РЖД" нарушения антимонопольного законодательства.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 2 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
РЕШИЛА:
Прекратить рассмотрение дела в отношении ОАО "РЖД" в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (опубликовано 12 апреля 2010 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016