Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области
от 8 октября 2015 г. N 79
Резолютивная часть решения оглашена 02 октября 2015 г.
В полном объеме решение изготовлено 08 октября 2015 г.
Комиссия Брянского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
<_> - заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и ЖКХ Брянского УФАС России;
Члены Комиссии:
<_> - начальник отдела по контролю за органами власти и природными ресурсами;
<_> - государственный инспектор отдела по контролю за органами власти и природными ресурсами;
в присутствии:
<_> - представителя заявителя ТСЖ "Бежицкая ?", председателя правления, полномочия которой подтверждены выпиской из ЕГРЮЛ (копия в материалах дела),
<_> - представителя ответчика Брянского городского Совета народных депутатов, действующей по доверенности от 02.10.2015 г. N2/1970-и,
рассмотрев материалы дела N79 по признакам нарушения Брянским городским Советом народных депутатов (241002, Брянская обл., г. Брянск, пр-т Ленина, д.35) ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила следующее.
В адрес Брянского УФАС России 10.07.2015 г. поступило заявление ТСЖ "Бежицкая ?" от 10.06.2015 г. N01/3-170 о проведении проверки соблюдения требований антимонопольного законодательства Правил обращения с отходами производства и потребления на территории города Брянска, принятые Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 28.10.2009 г. N170 (в редакции Решения Брянского городского Совета народных депутатов от 27.05.2015 N 192).
По результатам анализа полученных по запросу Брянского УФАС России материалов 22.09.2015 г. Брянским УФАС России возбуждено дело N79 о нарушении антимонопольного законодательства на основании приказа N 343.
Определением о назначении дела N79 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 22.09.2015 г. N7840 (с учетом определения от 23.09.2015 г. N7883) дело назначено к рассмотрению на 02.10.2015 г., привлечены к участию в деле в качестве заявителя - ТСЖ "Бежицкая ?", в качестве ответчика - Брянский городской Совет народных депутатов (далее Совет).
В рамках рассмотрения дела N79 о нарушении антимонопольного законодательства установлено следующее.
Решением Совета от 28.10.2009 г. N 170 "О принятии Правил обращения с отходами производства и потребления на территории города Брянска", приняты Правила обращения с отходами производства и потребления на территории города Брянска (далее - Правила).
27.05.2015 г. Советом принято Решение N192 "О внесении изменений в Правила обращения с отходами производства и потребления на территории города Брянска" (далее - Решение N192), согласно которому в Правила внесены изменения, к числу которых относятся следующие.
Согласно пункту 1.9 Решения N192 Подпункт 3.1.5 пункта 3.1 раздела 3 Порядка дополнен содержанием, согласно которому граждане, проживающие в индивидуальных жилых домах, обязаны обеспечивать передачу на размещение твердых бытовых отходов, образуемых ими в процессе бытовой деятельности, путем заключения договоров на размещение отходов с организацией, осуществляющей обезвреживание и размещение отходов.
Согласно пункту 1.11 Решения N192 абзацы 3 и 4 подпункта 3.2.4 пункта 3.2 раздела 3 Порядка изложены в редакции, согласно которой юридические лица и индивидуальные предпринимателя при осуществлении хозяйственной, предпринимательской и иных видов деятельности обязаны:
- иметь договор на осуществление сбора и вывоза отходов с предприятием, осуществляющим сбор и вывоз отходов, имеющим лицензию на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, либо иметь договор на размещение и обезвреживание отходов с организацией, осуществляющей обезвреживание и размещение отходов;
- при осуществлении сбора и вывоза отходов самостоятельно при отсутствии лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности иметь договор на размещение и обезвреживание отходов с организацией, осуществляющей обезвреживание и размещение отходов.
При этом под организацией, осуществляющей обезвреживание и размещение отходов, в соответствии понятием, данным в пункте 1.2 Правил, понимается специализированная организация, имеющая лицензию на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-V классов опасности.
В соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона от 30.12.2004 г. N210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон от 30.12.2004 г. N210-ФЗ) организацией коммунального комплекса признается юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие эксплуатацию объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов.
ОАО "Чистая планета" является единственным на территории г. Брянска исполнителем услуг по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов на основании лицензии и договора аренды полигона, расположенного в п. Большое Полпино Володарского района города Брянска, и в силу п.1 ст.2 Закона от 30.12.2004 г. N210-ФЗ является организацией коммунального комплекса и согласно Правилам организацией, осуществляющей обезвреживание и размещение отходов.
Председатель правления ТСЖ "Бежицкая ?" <_> поддержала в полном объеме заявленные доводы об имеющихся нарушениях антимонопольного законодательства в Правилах в редакции изменений, внесенных 27.05.2015 г. Отметила, что между ТСЖ "Бежицкая ?" и ООО "Спецавтопредприятие" заключен договор возмездного оказания услуг по вывозу и передаче на утилизацию отходов потребления от 12.09.2013 г. Также заключен договор между ООО "Спецавтопредприятие" и ОАО "Чистая планета". В подтверждение своей позиции представила копию протокола совещания по вопросу заключения договора между оператором полигона ТБО и потребления услуги утилизации (захоронения) ТБО, а также копию апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 18.08.2015 г. по делу N33-3620/2015, отменяющего решение Советского районного суда г. Брянска от 13.03.2015 г и дополнительное решение от 23.04.2015 г. (по делу N2-2470(2015)).
Представитель ответчика Совета <_> возражала против доводов заявителя, ссылаясь на то, что положения Правил необходимо читать в совокупности всех пунктов. По Правилам предусмотрена возможность заключения 2-х видов договоров при осуществлении деятельности по вывозу и утилизации ТБО - с наличием лицензии и без нее. При принятии Решения N192 Совет руководствовался действующим законодательством, Законом от 30.12.2004 г. N210-ФЗ, с учетом протеста Прокуратуры города Брянска.
Из письменных пояснений Совета от 14.08.2015 г. N2/1606-и также следует, что принятие изменения от 27.05.2015 г. в Правила установлены с учетом Закона от 30.12.2004 г. N210-ФЗ, на основании требования протеста Прокуратуры города Брянска от 27.07.2014 N13/2014, с учетом сложившейся судебной практики (решение Советского районного суда города Брянска от 13.03.2015 по делу N2-2470(2015)), писем Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.10.2011 N05-07-29/15732, от 28.11.2012 NВК-03-03-36/16141.
Изучив материалы дела N79, а также представленные в рамках рассмотрения дела документы, заслушав лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с п.17 ст. 2 Закона от 30.12.2004 г. N210-ФЗ под потребителями услуг организаций коммунального комплекса по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов понимаются лица, приобретающие по договору услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов для своих хозяйственно-бытовых и (или) производственных нужд. В отношениях, связанных с содержанием жилищного фонда, потребителями являются товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, которые приобретают указанные услуги в целях содержания и ремонта жилых помещений, или непосредственно собственники помещений в многоквартирных домах в случаях, предусмотренных жилищным законодательством.
Вместе с тем, к потребителям относятся организации, осуществляющие деятельность по сбору и транспортировке ТБО от неограниченного круга лиц, с целью дальнейшего их размещения для утилизации для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия. Данная позиция подтверждается постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 29.12.2014 г. по делу NА09-11840/2013 (определением Верховного Суда Российской Федерации от 03.04.2015 г. N310-ЭС15-1571 отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения).
Ссылка ответчика на судебную практику, а именно на решение Советского районного суда города Брянска от 13.03.2015 по делу N2-2470(2015), Комиссией не может быть принята во внимание, поскольку указанное судебное решение отменено апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 18.08.2015 г. по делу N33-2620/2015.
Таким образом, установление в Правилах обязанности для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах, также юридических лиц и индивидуальных предпринимателей заключать вышеуказанные договоры, предусматривающие размещение и обезвреживание отходов с организацией, которая имеет лицензию, и, тем самым, исключая возможность заключать договоры с иными организациями, осуществляющими, в том числе, деятельность по сбору и транспортировке ТБО с целью дальнейшего их размещения для утилизации, приводит к недопущению и устранению конкуренции между такими организациями.
В связи с вышеизложенным действие Совета по принятию Решения N192 в части внесения изменений в Правила, предусматривающих обязательное
наличие договоров на размещение отходов с организацией, осуществляющей обезвреживание и размещение отходов (п.1.9 и п.1.11), исключая возможность заключения договоров с другими организациями, осуществляющими, в том числе, деятельность по сбору и транспортировке ТБО с целью дальнейшего их размещения для утилизации, нарушают требования ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", согласно которой органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьями 49, 50 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
1. Признать в действии Совета факт нарушения ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции, выразившийся в принятии Решения от 27.05.2015 г. N192 в части внесения изменений в Правила обращения с отходами производства и потребления на территории города Брянска, предусматривающих обязательное наличие договоров на размещение отходов с организацией, осуществляющей обезвреживание и размещение отходов, исключая возможность заключения договоров с другими организациями (пункты 1.9, 1.11), что не допускается в соответствии с антимонопольным законодательством.
2. Выдать Совету предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем отмены пунктов 1.9 и 1.11 Решения N192 и абз.6 п.п.3.1.5 п.3.1; абз.3 и 4 п.п. 3.2.4 п.3.2 Правил.
2.1. Предписание исполнить в срок до 02.11.2015 г., об исполнении сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти рабочих дней со дня его исполнения.
Председатель Комиссии: <_>
Члены Комиссии: <_>
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 8 октября 2015 г. N 79
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016