Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Удмуртия
от 20 апреля 2010 г.
резолютивная часть оглашена 13 апреля 2010 г.
изготовлено в полном объёме 20 апреля 2010 г. г. Ижевск
Постоянно действующая Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в составе:
председатель Комиссии:
члены Комиссии:
рассмотрев дело N СЮ 04-03/2010-54Р, возбуждённое в отношении ООО "АВИС", по факту распространения наружной рекламы алкогольной продукции на фасаде магазина, расположенного на 1-ом этаже дома N 23 по ул. 1905 года (г. Воткинск), с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
в присутствии:
представителя ООО "АВИС" - по доверенности от 31.03.2010 г., установила:
В ходе установления соответствия наружной рекламы в городе Воткинске Удмуртской Республики требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе, специалистами Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике 02 марта 2010 года установлен факт распространения на фасаде магазина, расположенного на первом этаже дома N 23 по ул. 1905 года (справа от входной группы), рекламы следующего содержания: "Для всей семьи! 24 часа", с изображением фруктов, бутылки армянского коньяка "Армина", бутылки вина "Изба Живково", бутылки виски "CHIVAS REGAL", бутылки водки "Русь Матушка премиум" и бутылки вина торговой марки "FELIX SOLIS".
В ходе данного мероприятия была осуществлена фото-съёмка рекламы с помощью цифровой фотокамеры Konica Minolta Dimage Z3, по результатам проверки составлен акт б/н от 02.03.2010 г.
23 марта 2010 года Удмуртским УФАС России возбуждено дело N СЮ 04-03/2010-54Р в отношении ООО "АВИС" по признакам нарушения пункта 5) части 2 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе"; рассмотрение дела N СЮ 04-03/2010-54Р было назначено на 13 апреля 2010 года в 14 часов 00 минут.
Во исполнение определения о возбуждении дела N СЮ 04-03/2010-54Р ООО "АВИС" представлены копии следующих документов: устав ООО "АВИС"; свидетельство о государственной регистрации права собственности 18 АА 957190; договор купли-продажи арендуемого имущества N 15/1 от 15.12.2009 г.; акт приёма-передачи объекта купли-продажи от 15.12.2009 г.; свидетельство о государственной регистрации юридического лица серия 18 N 001914822; свидетельство о постановке на учёт юридического лица в налоговом органе серия 18 N 0899897; лицензия на осуществление розничной продажи алкогольной продукции N 3436 от 27.12.2005 г.; ассортиментный перечень алкогольной продукции, реализуемой ООО "АВИС" в магазине, расположенном по адресу: г. Воткинск, ул. 1905 года, д.23; эскиз оформления магазина "Продукты"; расходный кассовый ордер от 13.02.2008 г.; фото-таблица рекламных щитов фасада магазина, расположенного по адресу: г. Воткинск, ул. 1905 года, д.23, а также письменные пояснения.
Из письменных пояснений ООО "АВИС" следует, что реклама алкогольной продукции была заказана ООО "АВИС" у в феврале 2008 года. Факт распространения рекламы алкогольной продукции на фасаде магазина, расположенного на первом этаже дома N 23 по ул. 1905 года в г. Воткинске, действительно имел место. Рассматриваемая реклама не имела своей целью увеличение продаж указанной на ней продукции, основной целью являлось доведение до населения ассортимента товара, представленного в магазине. Нарушение законодательства о рекламе было допущено по неосторожности, но сразу после получения определения о возбуждении дела указанная реклама была демонтирована.
На заседании Комиссии, состоявшемся 13 апреля 2010 года, представитель ООО "АВИС" поддержал доводы, изложенные в письменных пояснениях, факт нарушения п.5) ч.2 ст.21 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", и вину в совершении правонарушения признал.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения лица, участвующего в деле, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к следующим выводам.
В статье 3 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" определено, что понимается под рекламой, - это информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объектом рекламирования в соответствии с п.2) ст.3 ФЗ "О рекламе" признаётся товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Иными словами, информация, признаваемая рекламой, должна удовлетворять следующим условиям, а именно:
- предназначаться для неопределённого круга лиц;
- привлекать, формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования;
- способствовать продвижению объекта рекламирования (товара) на рынке.
Текстовая и визуальная информация, содержащаяся в рекламе ("Для всей семьи! 24 часа", с изображением бутылки армянского коньяка "Армина", бутылки вина "Изба Живково", бутылки виски "CHIVAS REGAL", бутылки водки "Русь Матушка премиум" и бутылки вина торговой марки "FELIX SOLIS") указывает на такой объект рекламирования как определённая группа товаров, имеющаяся в продаже продуктового магазина, расположенного по адресу: г. Воткинск, ул. 1905 года, д.23.
ООО "АВИС" осуществляет розничную продажу алкогольной продукции в магазине, расположенном по вышеуказанному адресу, на основании лицензии N 3436 от 27.12.2005 г., выданной Министерством торговли и бытовых услуг Удмуртской Республики.
Согласно ассортиментного перечня алкогольной продукции, представленного ООО "АВИС", общество реализует вина, коньяк, ликеры, водку, виски, ром, а также различные сорта и марки пива.
Таким образом, информация, размещённая на рекламной конструкции, привлекает внимание как к магазину, так и, непосредственно, к самому товару - алкогольной продукции, реализуемой в данном месте.
В соответствии с п.5) ч.2 ст.21 Федерального закона "О рекламе" реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.
Рекламное сообщение "Для всей семьи! 24 часа", с изображением фруктов, бутылки армянского коньяка "Армина", бутылки вина "Изба Живково", бутылки виски "CHIVAS REGAL", бутылки водки "Русь Матушка премиум" и бутылки вина торговой марки "FELIX SOLIS", являющееся рекламой вина как вида алкогольной продукции, распространяется с помощью рекламной конструкции стабильного территориального размещения, расположенной на фасаде продуктового магазина по адресу: г. Воткинск, ул. 1905 года, д.23, что является нарушением п.5) ч.2 ст.21 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе".
Согласно ч.7 ст.38 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" рекламораспространитель несёт ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-4 статьи 21 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с п.7) ст.3 Федерального закона "О рекламе" рекламораспространитель - это лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Собственником встроенного нежилого помещения общей площадью 108 кв.м., 1 этаж, расположенного по адресу: г. Воткинск, ул. 1905 года, д.23, является ООО "АВИС" (на основании свидетельства о государственной регистрации права 18 АА 957190). Следовательно, ООО "АВИС" является рекламораспространителем, как лицо, непосредственно осуществившее распространение рекламы алкогольной продукции с помощью средства наружной рекламы - рекламной конструкции, установленной на фасаде магазине, находящегося во владении, пользовании и распоряжении данного хозяйствующего субъекта. Кроме того, ООО "АВИС" осуществляет розничную продажу алкогольной продукции в указанном магазине, а, следовательно имеет заинтересованность в распространении соответствующей рекламы.
Таким образом, рекламораспространитель ООО "АВИС", допустив размещение на фасаде магазина, расположенного по адресу: г. Воткинск, ул. 1905 года, д.23, наружную рекламу алкогольной продукции следующего содержания: "Для всей семьи! 24 часа", с изображением фруктов, бутылки армянского коньяка "Армина", бутылки вина "Изба Живково", бутылки виски "CHIVAS REGAL", бутылки водки "Русь Матушка премиум" и бутылки вина торговой марки "FELIX SOLIS", нарушило п.5) ч.2 ст.21 ФЗ "О рекламе.
Учитывая, что до рассмотрения дела N СЮ 04-03/2010-54Р по существу были представлены доказательства прекращения распространения наружной рекламы алкогольной продукции, на фасаде магазина, расположенного на первом этаже дома N 23 по ул. 1905 года (г. Воткинск), руководствуясь п.47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства о рекламе, Комиссия Удмуртского УФАС России считает нецелесообразным выдачу ООО "АВИС" предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Руководствуясь ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", и в соответствии с п. 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 г. N 508, п.п. 3.55, 3.55.1, 3.55.2, 3.55.3, 3.55.4, 3.55.5, 3.55.6, 3.56, 3.56.1 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утверждённого Приказом ФАС России от 28.12.2007 г. N 453, Комиссия, решила:
1. Признать рекламу следующего содержания: "Для всей семьи! 24 часа", с изображением фруктов, бутылки армянского коньяка "Армина", бутылки вина "Изба Живково", бутылки виски "CHIVAS REGAL", бутылки водки "Русь Матушка премиум" и бутылки вина торговой марки "FELIX SOLIS", размещённую с помощью рекламной конструкции на фасаде магазина, расположенного на первом этаже дома N 23 по ул. 1905 года (г. Воткинск),
ненадлежащей, поскольку при её распространении нарушены требования пункта 5) части 2 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Признать ООО "АВИС" рекламораспространителем, нарушившим п.5) ч.2 ст.21 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе".
3. Не выдавать ООО "АВИС" предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в связи с устранением нарушения законодательства РФ о рекламе до рассмотрения дела.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для возбуждения в отношении ООО "АВИС" дела об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Удмуртия от 20 апреля 2010 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016