Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея
(опубликовано 22 апреля 2010 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: Председатель комиссии: Женетль Аслан Шаханович - заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея (далее - Управления);
Члены комиссии:
Точиев Батыр Бесланович - начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Мамсиров Рустам Русланович - специалист 1 разряда Управления,
рассмотрев дело NР-5/10-5 по признакам нарушения ОАО "Вымпел-Коммуникации" (далее - ОАО "ВымпелКом") (г. Москва, ул. 8 Марта, д. 10, стр. 14), части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), по факту распространения рекламы услуги "Бесценный номер", предоставляемой оператором сотовой связи "Билайн", в присутствии представителя ОАО "ВымпелКом" <_> в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: установила:
При осуществлении контроля за соблюдением Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), а также по результатам внепланового контрольного мероприятия, проведенного на основании приказа от 09.03.2010 N13 инспекцией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея, в период с 10.03.2010 по 12.03.2010 по проверке соблюдения требований Закона о рекламе, при распространении наружной рекламы на территории г. Майкопа, были выявлены признаки нарушения части 7 статьи 5 Закона о рекламе. Признаки нарушения выразились в распространении рекламы услуги "Бесценный номер", предоставляемой оператором сотовой связи "Билайн", на отдельно стоящей рекламной конструкции расположенной в г. Майкопе по улице Шоссейная в квартале 408-а, следующего содержания: "Любимый голос можно слушать бесконечно. 0 коп./мин с услугой "Бесценный номер". Узнай больше 0901. Ежесуточно предоставляется не более 60 минут бесплатных вызовов. Условия услуги действуют только при нахождении в "домашней" сети до 09.05.2010, после чего могут быть изменены. Подробности - на www.beeline.ru Билайн живи на яркой стороне." (фотографии имеются в деле).
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама - это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Распространяемая информация об услуге "Бесценный номер", попадает под определение рекламы и содержит все ее признаки: адресована неопределенному кругу лиц, является публичной и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, распространяется с помощью средств стабильного территориального размещения (отдельно стоящая рекламная конструкция). Объектом рекламирования в данном случае является услуга "Бесценный номер", предоставляемой оператором сотовой связи "Билайн".
В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе, не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В рассматриваемой рекламе указано, что при подключении услуги "Бесценный номер" звонок на выбранный номер стоит 0 коп./мин, что в сутки предоставляется 60 минут бесплатных вызовов, что условия услуги действуют только при нахождении в "домашней" сети до 09.05.2010, после чего могут быть изменены. Также указанны телефонный номер и Интернет сайт где можно узнать более подробную информацию.
В своем письменном объяснении представитель ОАО "ВымпелКом" <_> действующий на основании вышеуказанной доверенности, не признала факт нарушения указав, что целью рекламы является не сообщение потребителям обо всех существенных условиях договора об оказании услуг связи, а привлечение внимания потребителя к услугам сети "Билайн" <_> считает, что в рассматриваемой рекламе указана вся существенная информация такая как стоимость 0 коп./мин с услугой "Бесценный номер", срок действия услуги, лимит предоставления бесплатных услуг в сутки и то, что подробности нужно узнавать на сайте www.beeline.ru и по номеру 0901.
Также представитель ОАО "ВымпелКом" считает, что указание на места и способы получения всей подробной информации, дает понять потребителю, что в рекламе содержится не полный перечень всех параметров рекламируемой услуги, а дополнительную информацию можно получить указанными в рекламе способами. Кроме того, потребитель при заключении договора (или изменении договора в части смены тарифного плана или системы расчетов) обращается или в офисы ОАО "ВымпелКом", или к официальным дилерам, где потребитель также может получить всю необходимую информацию об интересующей услуге как у сотрудников офисов, дилеров, так и из прайс-листов, являющихся неотъемлемой частью Договора об оказании услуг связи "Билайн".
Изучив указанную в рекламе ссылку на Интернет страницу "Билайн", а также имеющуюся в деле рекламную брошюрку Комиссия пришла к следующим выводам:
1. Услуга "Бесценный номер" подключается только при подключении услуги "Любимый номер".
2. Установлена плата за установку "Любимого номера" - 15 рублей и за подключение услуги "Бесценный номер" - 30 рублей.
3. Установлена абонентская плата за услугу "Бесценный номер" 1,15 руб./сутки, к которому прибавляется 0,5 руб./сутки абонентская плата за услугу "Любимый номер".
Данная информация в рассматриваемой рекламе отсутствует.
Из вышеперечисленных условий следует, что для подключения услуги "Бесценный номер" необходимо единовременно заплатить 45 рублей и платить ежесуточную абонентскую плату в размере 1,65 рублей, при лимите разговора в сутки 60 минут.
Исходя из изложенного, минимальная стоимость минуты разговора на "Бесценный номер" составляет 2,75 копеек, при условии использования всего суточного лимита разговора. Максимальная стоимость 1,65 рублей, если в сутки произведен один разговор продолжительностью не более минуты, либо если разговоров с "Бесценным номером" не осуществлялось.
Таким образом, в рассматриваемой рекламе указано 0 коп./мин разговора на "Бесценный номер", однако фактически минимальная стоимость минуты разговора стоит 2,75 копеек. Поскольку распространяемая ОАО "ВымпелКом" реклама услуг связи направлена на формирование у потребителей желания воспользоваться рекламируемой услугой, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы. Присутствие в рассматриваемой рекламе утверждения, что стоимость минуты разговора на "Бесценный номер" составляет 0 копеек, может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой услугой связи, что является нарушением части 7 статьи 5 Закона о рекламе.
Возможность потребителя получить дополнительную информацию об услуге не освобождает ОАО "ВымпелКом" от выполнения требований предусмотренных Законом о рекламе, в частности, от указания в рекламе существенных условий о рекламируемом товаре, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
К указанному объяснению приложен договор ОАО "ВымпелКом" с ООО "МедиаВест" N ВК-МВ-ООН-06 от 01.01.2006 на распространение рекламы бренда "Билайн" принадлежащего ОАО "ВымпелКом". К указанному договору приложена таблица с местами распространения бренда "Билайн", из которой следует, что реклама бренда "Билайн" распространялась не только на территории подведомственной Адыгейскому УФАС России, а также на территории подведомственной другим территориальным органам ФАС России. Также из таблицы следует, что распространение рекламы производилось с 01.02.2010 по 28.02.2010 однако, проверка проводилась с 10.03.2010 по 12.03.2010. Также, к договору, текст рекламы или макет рекламы не приложен, что не позволяет Комиссии определить другие места распространения спорной рекламы на период проведения проверки.
В соответствии с пунктом 5 Правил рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 года N 508, в случае если до возбуждения дела или в ходе его рассмотрения будет установлено, что реклама, содержащая признаки нарушения Закона о рекламе, распространяется на территории, подведомственной двум и более территориальным органам Федеральной антимонопольной службы, выявивший такое нарушение территориальный орган передает материалы, свидетельствующие о нарушении Закона о рекламе, или дело в территориальный орган по месту нахождения (месту жительства) лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения Закона о рекламе, либо ходатайствует перед Федеральной антимонопольной службой о наделении его полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела.
В связи с необходимостью получения дополнительной информации о местах распространения спорной рекламы, Комиссия приняла решение об отложении рассмотрения настоящего дела до 15 часов 00 минут 15 апреля 2010 года.
К заседанию Комиссии ОАО "ВымпелКом" представило дополнение к ранее представленному объяснению, в котором не согласилось с вменяемым нарушением указав, что стоимость минут, включенных в услугу "Бесценный номер" не тарифицируется по временной системе тарификации.
Информация о других местах распространения спорной рекламы не представлена в связи с чем, у Комиссии нет основании для передачи данного дела по подведомственности.
Таким образом, в рассматриваемой рекламе, распространяемой на отдельно стоящей рекламной конструкции расположенной в г. Майкопе по улице Шоссейная в квартале 408-а, отсутствует часть существенной информации, предусмотренной частью 7 статьи 5 Закона о рекламе, о рекламируемой услуге связи "Бесценный номер" при этом искажается смысл и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В соответствии с частью 11 статьи 5 Закона о рекламе при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации.
Исходя из вышеизложенного следует, что в рассматриваемой рекламе нарушены требования предусмотренные частью 7 статьи 5 Закона о рекламе.
В силу пункта 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 Закона о рекламе, несет рекламодатель.
Рекламодателем, рассматриваемой рекламы является ОАО "ВымпелКом".
В соответствии со статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа.
Руководствуясь частью 7 статьи 5, частями 1 и 2 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-44 Правил рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу услуги связи "Бесценный номер" предоставляемую оператором мобильной связи "Билайн", распространяющуюся на отдельно стоящей рекламной конструкции в г. Майкопе по улице Шоссейная в квартале 408-а, рекламодателем которой является ОАО "ВымпелКом", в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемой услуге связи "Бесценный номер" при этом искажается смысл и вводятся в заблуждение потребители рекламы, что является нарушением требований части 7 статьи 5 Закона о рекламе.
2. Выдать ОАО "ВымпелКом" предписание о прекращении нарушения части 7 статьи 5 Закона о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Адыгейского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ОАО "ВымпелКом".
Решение может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в сроки, установленные законодательством Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе
по делу NР-5/10-5
"21" апреля 2010 г. г. Майкоп
Комиссия Адыгейского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: Председатель комиссии: Женетль Аслан Шаханович - заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея (далее - Управления);
Члены комиссии:
Точиев Батыр Бесланович - начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Мамсиров Рустам Русланович - специалист 1 разряда Управления,
на основании своего решения от 15 апреля 2010 г. по делу NР-5/10-5 о признании ненадлежащей рекламы услуги сотовой связи, следующего содержания: "Любимый голос можно слушать бесконечно. 0 коп./мин с услугой "Бесценный номер". Узнай больше 0901. Ежесуточно предоставляется не более 60 минут бесплатных вызовов. Условия услуги действуют только при нахождении в "домашней" сети до 09.05.2010, после чего могут быть изменены. Подробности - на www.beeline.ru Билайн живи на яркой стороне.", где отсутствует часть существенной информации, о рекламируемой услуге связи "Бесценный номер" при этом искажается смысл и вводятся в заблуждение потребители рекламы, что является нарушением требований установленных частью 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. ОАО "ВымпелКом", в срок до 14 мая 2010 года прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить распространение ненадлежащей рекламы услуги сотовой связи, распространяющуюся в г. Майкопе по улице Шоссейная в квартале 408-а, с использованием средств стабильного территориального размещения, на отдельно стоящей рекламной конструкции, в которой нарушены требования установленные частью 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
2. ОАО "ВымпелКом" представить в Адыгейское УФАС России письменное доказательство исполнения пункта 1 настоящего предписания до 20 мая 2010 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе ФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на юридических лиц штраф в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея (опубликовано 22 апреля 2010 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016