Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области
N 5565/02 (опубликовано 5 октября 2015 г.)
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В силу части 1 ст. 15 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон) - к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе, вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
Как следует из ч. 1 ст. 35 Закона - в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности (пп.5).
Реализуя указанные положения Закона, Дума Маловишерского муниципального района 21.09.2010 года приняла Решение N 408, которым было утверждено Положение о предоставлении в аренду, безвозмездное пользование и доверительное управление муниципального имущества (далее - Положение).
Пунктом 2.16 Положения установлено, что методика расчета арендной платы за муниципальное имущество и ставки арендной платы утверждаются постановлением Администрации.
Администрацией принято постановление от 18.03.2010 года N 91, в соответствии с которым были установлены ставки арендной платы за муниципальное имущество и методика расчета арендной платы за муниципальное имущество.
Постановлением Администрации от 23.03.2015 N 186 в Постановление от 18.03.2010 года N 91 были внесены изменения - была увеличена базовая ставка арендной платы, используемая для расчета арендной платы за объекты недвижимого имущества. Данное увеличение было произведено в рамках реализации п. 1.9 Плана увеличения доходов и оптимизации бюджетных расходов в 2015 году (в соответствии с пунктами 1.1.1, 1.1.2, 3.1.1.5 Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности Новгородской области в 2015 году и на 2016-2017 годы, утвержденного указом Губернатора Новгородской области от 11.02.2015 N 34).
Постановлением Администрации от 23.04.2015 N 282 был установлен коэффициент для вида деятельности "Строительство, содержание и ремонт автомобильных дорог" в размере 0,7, который является понижающим по отношению к базовой ставке арендной платы.
Расчет арендной платы по Договору был произведен в соответствии с утвержденной Постановлением от 18.03.2010 года N 91 методикой расчета арендной платы за муниципальное имущество.
Таким образом, изменение размера по Договору было произведено в соответствии с требованиями действующего законодательства.
26.05.2015 Арендодатель направил Арендатору проект дополнительного соглашение N 3 (письмо от 26.05.2015 N 486), которым изменялся размер арендной платы в соответствии с требованиями нормативных правовых актов органов местного самоуправления, действующих на территории Маловишерского муниципального района, тем более что, такое же требование содержал и п. 2.2. Договора, в соответствии с которым размер арендной платы мог быть пересмотрен Арендодателем в одностороннем порядке (без права Арендатора на отказ) в случае приведения арендной платы в соответствие с действующим законодательством, и такой пересмотр не требовал согласия Арендатора. Никаких ограничений в части порядка увеличения размера арендной платы (метода её расчета) в тексте Договора не имелось. Таким образом, Арендодатель не только имел право, но и фактически был обязан произвести изменение размера арендной платы по Договору во исполнение требований действующего законодательства.
В связи с тем, что Арендатор имел право пересмотреть размер арендной платы в одностороннем порядке, и это не требовало согласия Арендатора, Арендодатель установил срок рассмотрения проекта дополнительного соглашения N 3 - 10 дней.
После пропуска Арендатором указанного срока - 11.06.2015 года, в соответствии с п. 6.8. Договора Арендодатель в одностороннем порядке обоснованно отказался от Договора с 21.06.2015 года, уведомив об этом Арендатора за 10 дней (письмо от 11.06.2015 N 512), и такой отказ от Договора полностью соответствует положениям главы 34 ГК РФ.
Часть 2 ст. 610 ГК РФ устанавливает, что в случае заключения договора аренды на неопределенный срок каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества за три месяца. Законом или договором может быть установлен иной срок для предупреждения о прекращении договора аренды, заключенного на неопределенный срок.
Пунктом 6.8 Договора установлено, что каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, уведомив об этом другую сторону за 10 дней. Таким образом, Арендодатель обоснованно и в срок, установленный Договором, реализовал своё право на односторонний отказ от Договора (ч. 2 ст. 610 ГК РФ). При этом Арендодатель не был связан никакими иными условиями Договора и не был обязан мотивировать Арендатору причину своего одностороннего отказа от Договора.
В соответствии с пунктом 3 статьи 450 ГК РФ в случае одностороннего отказа от исполнения договора, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается расторгнутым.
Таким образом, на момент выставления на торги имущества, ранее переданного в аренду ООО "Маловишерское ДЭП" 21.07.2015 г., договор аренды от 05.02.2008 N 2210 являлся расторгнутым.
Указанная в заявлении ООО "Маловишерское ДЭП" разница по арендной плате обусловлена тем, что на торги N 210715/0908127/0 выставлялось только имущество, расположенное по адресу Новгородская обл., г. Малая Вишера, ул.Новгородская, д. 120, а не все имущество, находящееся в аренде ООО "Маловишерское ДЭП".
Установленный постановлением Администрации от 23.04.2015 N 282 коэффициент для вида деятельности "Строительство, содержание и ремонт автомобильных дорог" в размере 0,7, который является понижающим по отношению к базовой ставке арендной платы, применяется ко всем хозяйствующим субъектам, осуществляющим указанный вид деятельности.
Следовательно, оснований для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела в отношении Администрации Маловишерского муниципального района о нарушении антимонопольного законодательства не имеется.
Контроль за соблюдением иных норм действующего законодательства не входит в компетенцию антимонопольных органов, а указанный спор может быть разрешен в судебном порядке.
На основании вышеизложенного и руководствуясь пунктом 2 части 9 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган решил:
В возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства по заявлению ООО "Маловишерское ДЭП" отказать, в связи с отсутствием признаков его нарушения в действиях Администрации Маловишерского муниципального района.
Руководитель Управления О.С. Виниченко
Исп.: Иванова В.В.
Тел..(8162) 738854
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области N 5565/02 (опубликовано 5 октября 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016