Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия
от 28 сентября 2015 г. N 03-17/64-2015
Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (далее - Карельское УФАС России) Бабкин Константин Евгеньевич, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении N03-17/64-2015, возбужденного в отношении должностного лица, исполнявшего в период совершения правонарушения обязанности директора Кондопожского ММП ЖКХ - С. по факту нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции"), ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
в присутствии С. установил:
Решением от 14 октября 2014 года по делу о нарушении антимонопольного законодательства N03-16/30-2014 комиссия Карельского УФАС России признала в действиях Кондопожского ММП ЖКХ нарушение части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в ущемлении интересов иных лиц (потребителей) путем незаконного установления и взимания в 2012 году платы за пломбировку индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов, а также незаконного установления и взимания платы за вызов специалиста предприятия с целью проверки технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования для дальнейшего составления акта о разрешении ввода индивидуального прибора учета в эксплуатацию в качестве прибора учета энергетических ресурсов.
Основанием для принятия комиссией Карельского УФАС России соответствующего решения послужило поступившее в адрес антимонопольного органа заявление Хуттонена Андрея Николаевича (далее - заявитель) от 15 апреля 2014 года Nб/н с жалобой на действия Кондопожского ММП ЖКХ, выразившиеся во взимании платы за услугу по обследованию, допуску в эксплуатацию и регистрацию приборов учета воды гражданам.
Суть заявления сводилась к тому, что 24 апреля 2014 года Х. самостоятельно установил новые счетчики и подал заявление в Кондопожское ММП ЖКХ с целью произведения опломбировки приборов учета горячей воды. В ответ на вышеобозначенное Кондопожское ММП ЖКХ письмом от 29 апреля 2014 года N05-05/3294 сообщило следующее: "для регистрации приборов учета воды, установленных силами сторонней организации, необходимо обратиться в абонентский отдел Кондопожского ММП ЖКХ для вызова специалиста и оплатить данную услугу в сумме 348,00 руб. в стоимость услуги не входит опломбировка прибора учета. Специалист осмотрит техническое и санитарное состояние внутриквартирного оборудования, после чего будет составлен акт о разрешении ввода индивидуального прибора учета в эксплуатацию в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги".
В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по данной статье необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции или ущемлению прав других лиц. Отсутствие одного из элементов состава данного правонарушения исключает возможность признания хозяйствующего субъекта нарушителем антимонопольного законодательства.
Частью 1 статьи 5 ФЗ "О защите конкуренции" предусмотрено, что доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
В частности, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим
Карельским УФАС России был проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке комплекса услуг по управлению многоквартирными жилыми домами в географических границах Кондопожского городского поселения за 2010 - 2013 гг. и составлен аналитический отчет N05-11/20-2014.
Согласно указанному аналитическому отчету установлено, что положение Кондопожского ММП ЖКХ на соответствующем товарном рынке является доминирующим и, соответственно, на предприятие распространяются требования и заперты, предусмотренные антимонопольным законодательством.
Кондопожское ММП ЖКХ является не только ресурсоснабжающей организацией на территории Кондопожского муниципального района в части отопления, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, но и осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами. Указанное подтверждается непосредственно письмом предприятия от 26 июня 2014 года N14-10/4841, Уставом (утвержден постановлением Главы местного самоуправления Кондопожского района 25 июля 2005 года N117), договором управления многоквартирным домом от 27 декабря 2009 года, выпиской из реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке свыше 35%.
В соответствии с условиями вышеупомянутого договора управления многоквартирным домом Кондопожское ММП ЖКХ обязуется осуществлять деятельность, направленную на:
- организацию предоставления услуг и выполнения работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества
- организацию предоставления коммунальных услуг (горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, отопление, электроснабжение) при их наличии в зависимости от категории жилфонда (благоустроенный, полублагоустроенный, неблагоустроенный).
Имеющимися в материалах дела Прейскурантами коммерческих тарифов Кондопожского ММП ЖКХ подтверждается, что предприятием в период с 2012 года по 2014 год были установлены следующие тарифы:
- с 01 января 2012 года за пломбировку счетчиков воды - 381,00 руб. (пломбировка 2 шт., 3, шт. и 4 шт. счетчиков составляет 444,00 руб., 515,00 руб. и 584 руб., соответственно);
- с 01 января 2012 года за вызов специалиста (в том числе внеплановая проверка газоходов и вентиляционных каналов) - 310,00 руб. для населения и 369,00 руб. для прочих потребителей;
- с 01 января 2013 года за вызов специалиста (в том числе внеплановая проверка газоходов и вентиляционных каналов) - 331,00 руб. для населения и 395,00 руб. для прочих потребителей;
- с 01 января 2014 года за вызов специалиста (в том числе внеплановая проверка газоходов и вентиляционных каналов) - 348,00 руб. для населения и 414,00 руб. для прочих потребителей.
Помимо этого, предприятием были представлены следующие калькуляции: калькуляция N21-1 затрат на пломбировку счетчиков холодной и горячей воды с 01 января 2014 года, калькуляция N21-2 затрат на пломбировку счетчиков холодной и (или) горячей воды с 01 января 2012 года, калькуляция N1 затрат на вызов специалиста (в том числе внеплановую проверку газоходов и вентиляционных каналов домов) с 01 января 2014 года.
Взимание Кондопожским ММП ЖКХ в 2012 году платы за пломбировку приборов учета коммунальных ресурсов подтверждается непосредственно письмами предприятия и пояснениями представителя. Так, в письме Кондопожского ММП ЖКХ от 03 октября 2014 года N14-10/7299 (вх. от 03 октября 2014 года N5249) сообщается, что информация о размере выручки за пломбировку в 2012 году была представлена в составе работ по вызову мастера в справке от 09 сентября 2014 года.
Начиная с 2013 года плата за пломбировку отменена, услуга "вызов мастера" имеет место быть и по настоящее время. При этом комиссия Карельского УФАС России отмечает, что под действиями управляющей компании по взиманию платы за вызов мастера (с целью проверки технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования для дальнейшего составления акта о разрешении ввода индивидуального прибора учета в эксплуатацию в качестве прибора учета) завуалированы и фактически осуществляются действия по взиманию платы за опломбирование и ввод в эксплуатацию приборов учета коммунальных ресурсов. Указанное подтверждается в том числе и тем фактом, что у предприятия отсутствует какой-либо журнал фиксации письменных заявок граждан на опломбировку и ввод в эксплуатацию, а также и сами письменные заявки граждан на опломбировку и ввод в эксплуатацию приборов учета коммунальных ресурсов, кроме письменной заявки Х. от 24 сентября 2014 года (служебная записка начальника абонентского отдела И.А. Трухиной).
Статьей 544 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с частью 1 и 2 статьи 13 ФЗ "Об энергосбережении" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учёту с применением приборов учёта используемых энергетических ресурсов.
До 01 июля 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии (часть 5 статьи 13 ФЗ "Об энергосбережении").
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной правовой нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N307 были утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг (далее - Правила N307), устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (пункт 1 Правил N307).
Согласно пункту 3 Правил N307 под индивидуальным прибором учёта понимается средство измерения, используемое для определения объёмов (количества) потребления коммунальных ресурсов потребителями, проживающими в одном жилом помещении многоквартирного дома или в жилом доме.
В соответствии с пунктом 4 Правил N307 коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Коммунальные услуги предоставляются потребителю, в том числе на основании договора управления многоквартирным домом, заключаемого в соответствии со статьей 162 ЖК РФ.
Частью 1 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несёт ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг, качество которых должно соответствовать установленным Правительством Российской Федерации правилам.
В соответствии с частью 15 статьи 161 ЖК РФ по общему правилу ресурсоснабжающая организация отвечает за поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома.
Из статей 161, 162 ЖК РФ следует, что в многоквартирном доме может быть выбран лишь один способ управления и только одна управляющая компания, в круг обязанностей которой входит предоставление жильцам всего комплекса услуг управления, предусмотренных законом, в том числе обеспечение всеми коммунальными услугами, определяемыми уровнем благоустройства дома.
Согласно Правилам N354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям (абзац 1 пункта 13 Правил N354).
Если иного не установлено общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, коммунальные услуги оплачиваются управляющей организации, которая в свою очередь осуществляет расчёты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключён договор ресурсоснабжения (статьи 153,155 ЖК РФ).
Прямые отношения между собственниками помещений и ресурсоснабжающими организациями возможны только при непосредственном управлении многоквартирными домами. При этом ресурсоснабжающие организации являются исполнителями коммунальных услуг (пункт 8, подпункт "в" пункта 9 Правил N354).
Законодательством допускается внесение платежей за все или некоторые коммунальные услуги собственниками помещений (нанимателями жилых помещений) в многоквартирном доме ресурсоснабжающим организациям. Однако, во-первых, такой порядок может быть установлен только решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, во-вторых, внесение платы таким способом признается выполнением собственниками (нанимателями) помещений в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества (пункт 7.1 статьи 155 ЖК РФ).
Таким образом, получение хозяйствующим субъектом в установленном законом порядке статуса управляющей организации (заключение договора управления многоквартирным домом) влечёт за собой возникновение у неё статуса исполнителя коммунальных услуг с неотъемлемой обязанностью по предоставлению коммунальных услуг конечным потребителям и расчётом за коммунальные ресурсы с ресурсоснабжающими организациями. При изменении порядка оплаты коммунальных услуг (перечислении конечными потребителями платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям) схема договорных отношений не меняется, управляющая организация остаётся лицом, обязанным перед ресурсоснабжающими организациями по оплате поставленных коммунальных ресурсов. В случае управления многоквартирным жилым домом управляющей организацией граждане, перечисляющие соответствующие платежи непосредственно ресурсоснабжающей организации, считаются одновременно исполнившими как свои обязательства перед такой организацией по оплате коммунальных услуг, так и обязательства этой организации перед ресурсоснабжающей организацией по оплате коммунального ресурса.
Кондопожское ММП ЖКХ, выбранное собственниками многоквартирных домов в качестве управляющей организации, в силу закона является исполнителем коммунальных услуг и обязано выполнять соответствующие требования. Кроме того, в рассматриваемом случае ресурсоснабжающая организация и исполнитель коммунальных услуг в силу сложившихся обстоятельств выступают как одно лицо.
В соответствии Правилами N307 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - из нормативов потребления коммунальных услуг. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций органами государственной власти субъектов Российской Федерации. По этим же тарифам за коммунальные ресурсы рассчитываются с ресурсоснабжающие организациями исполнители коммунальных услуг.
Согласно пункту 52 Правил N307 потребители обязаны в целях учета коммунальных ресурсов, подаваемых потребителю, использовать коллективные (общедомовые), общие (квартирные) или индивидуальные приборы учета, внесенные в государственный реестр средств измерений; обеспечить сохранность пломб на коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборах учета и распределителях, установленных в жилом помещении.
Таким образом, Правила N307 предусматривают обязанность потребителей устанавливать индивидуальные приборы учёта коммунальных ресурсов и их право осуществлять оплату в соответствии с их показаниями, а не по установленному нормативу.
Правила N307 установили обязанность потребителей по сохранности пломб на приборах учёта, не определили порядок введения приборов учёта в эксплуатацию, но в то же время не устанавливали обязанность потребителя по их опломбированию и вводу в эксплуатацию на возмездной основе.
С 01 сентября 2012 года отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, ответственность, а также порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учёта и при их отсутствии, порядок перерасчёта размера платы за отдельные виды коммунальных услуг регулируются также Правилами N354.
Подпунктами "з", "и" пункта 33 Правил N354 предусмотрено право потребителя принимать решение об установке индивидуального прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе прибора учета, функциональные возможности которого позволяют определять объемы потребленных коммунальных ресурсов дифференцированно по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов и обращаться за выполнением действий по установке такого прибора учета к лицам, осуществляющим соответствующий вид деятельности; требовать от исполнителя совершения действий по вводу в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за днем его установки, а также требовать осуществления расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1 -го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию.
В силу статьи 2 Федерального закона от 26 августа 2008 N102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" ввод в эксплуатацию средства измерения - это документально оформленная в установленном порядке готовность средства измерений к использованию по назначению.
В соответствии с пунктом 41 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 года N167, приёмка в эксплуатацию узла учёта осуществляется при участии представителя организации водопроводно-канализационного хозяйства. Средства измерений должны быть проверены и опломбированы организацией, имеющей соответствующую лицензию. Неопломбированные средства измерений к эксплуатации не допускаются.
Приборы учёта воды, сточных вод размещаются абонентом, организацией, эксплуатирующей водопроводные или канализационные сети, на границе балансовой принадлежности сетей, границе эксплуатационной ответственности абонента, указанных организаций или в ином месте в соответствии с договорами, указанными в части 1 статьи 7, части 1 статьи 11, части 5 статьи 12 Федерального закона, договорами о подключении (технологическом присоединении). Приборы учёта воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, отведённых абонентом сточных вод по договору водоотведения, опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учёта производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц (пункт 5 статьи 20 Федерального закона от 07 декабря 2011 N416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", вступившего в силу с 01 января 2013 года).
Согласно пункту 152 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 N442 (далее - Постановление N 442), под допуском прибора учёта в эксплуатацию в целях применения настоящего документа понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учёта, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учёта, к его использованию при осуществлении расчётов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска. По окончании проверки подлежит установке контрольная одноразовая номерная пломба и (или) знаки визуального контроля.
Пунктом 8 Постановления N442 установлено, что действия, подлежащие в соответствии с настоящим документом исполнению субъектами розничных рынков, в том числе действия по вводу приборов учёта в эксплуатацию, по установке пломб и (или) знаков визуального контроля по завершении процедуры ввода прибора учёта в эксплуатацию, по снятию и предоставлению показаний приборов учёта, совершаются ими без взимания платы за их совершение.
Подпунктом "у" пункта 31 Правил N354 на исполнителя возложена обязанность осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учёта, соответствующего законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учёта по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учёта, которым оснащён многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за датой его установки, а также приступить к осуществлению расчётов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введённого в эксплуатацию прибора учёта, начиная с 1 -го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учёта в эксплуатацию.
Ввод установленного прибора учёта в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учёта в качестве прибора учёта, по показаниям которого осуществляется расчёт размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю (пункт 81 Правил N354).
Пунктом 81(9) Правил N354 предусмотрено, что ввод приборов учёта в эксплуатацию в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, осуществляется исполнителем без взимания платы.
Соответственно, без ввода в эксплуатацию средства измерения его применение в целях учёта ресурсов невозможно. Указанные услуги необходимы для расчёта размера платы за коммунальные услуги, то есть осуществляются для целей оказания коммунальных услуг.
Системный анализ приведённых правовых норм (в том числе и положений законодательства, вступивших в действие в 2012-2103 годах, прямо предусматривающих запрет на взимание платы за опломбировку и ввод в эксплуатацию приборов учёта) свидетельствует об отсутствии правовых оснований у управляющих и ресурсоснабжающих организаций для предоставления платных услуг указанного вида.
Таким образом, взимание платы за опломбировку приборов учета коммунальных ресурсов в 2012 году, а также платы за вызов мастера (с целью технического и санитарного состояния жилого помещения, в котором установлены приборы учета коммунальных ресурсов) не соответствует требованиям действующего законодательства и ущемляет интересы жильцов многоквартирных домов, находящихся под управлением Кондопожского ММП ЖКХ.
При таких обстоятельствах Комиссия Карельского УФАС России по рассмотрению дела N03-16/30-2014 признала в действиях Кондопожского ММП ЖКХ нарушение части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции".
В силу части 1 статьи 37 ФЗ "О защите конкуренции" за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Статьей 2.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусмотрено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно разделу V Устава предприятия (утвержден постановлением Главы местного самоуправления Кондопожского района от 25 июля 2005 года N117), руководителем предприятия является его директор, который несет персональную ответственность за выполнение возложенных на предприятие задач. Директор реализует в установленном порядке и в пределах, установленных действующим законодательством, решениями учредителя и настоящим уставом, права и обязанности предприятия как юридического лица, в том числе осуществляет оперативное руководство предприятием, издает приказы и дает указания обязательные для исполнения работниками предприятия.
В силу распоряжения Главы местного самоуправления Кондопожского района от 12 мая 2005 года N131-Р и трудового договора от 31 декабря 2006 года в период с 01 января 2007 года и до 01 июля 2014 года (приказ (распоряжение) от 01 июля 2014 года N423-ОК о прекращении действия трудового договора с работником) являлся С.
Перечни коммерческих тарифов Кондопожского ММП ЖКХ, действовавших в период с 2012 по 2014 гг. (включительно), были утверждены С., являвшимся на тот момент директором Кондопожского ММП ЖКХ.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение антимонопольного законодательства Российской Федерации не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.31, 14.311 - 14.33 настоящего Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации (часть 6 статьи 4.5 КоАП РФ).
Факт нарушения антимонопольного законодательства Кондопожского ММП ЖКХ установлен решением комиссии Карельского УФАС России от 14 октября 2014 года, следовательно, установленный срок давности для привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения настоящего дела не истек.
По факту совершения административного правонарушения в адрес С. было направлено определение от 21 августа 2015 года "О возбуждении дела об административном правонарушении N03-17/64-2015 и проведении административного расследования".
15 сентября 2015 года в присутствии С. был составлен протокол об административном правонарушении. В соответствии с определением от 15 сентября 2015 года "О назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении N03-17/64-2015" рассмотрение настоящего дела было назначено на 11 часов 00 минут 28 сентября 2015 года.
Рассмотрение дела состоялось в назначенное время в присутствии С.
Оценив в порядке статьи 26.11 КоАП РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, должностное лицо Карельского УФАС России отмечает, следующее.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Пунктом 3 статьи 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в его совершении.
С. не представил объективных доказательств невозможности соблюдения требований антимонопольного законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.
Таким образом, рассматриваемое административное правонарушение является противоправным, виновным, лицо его совершившее, не могло не осознавать противоправный характер своих действий, но им не были предприняты все зависящие от него меры для соблюдения норм законодательства, ответственность за нарушение которых предусмотрена КоАП РФ.
Место совершения административного правонарушения - г. Кондопога
Время совершения административного правонарушения - с 01 января 2012 года по 31 декабря 2012 года; с 01 января 2013 года по 01 июля 2014 года.
В соответствии с частью 1 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) лицо, совершившее административное правонарушении, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 14.31 КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, не установлено. Касательно возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ должностное лицо Карельского УФАС России отмечает следующее.
Статьей 2.9. КоАП РФ предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место в исключительных случаях. При квалификации правонарушения в качестве малозначительного следует исходить из конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения, а учитываются при назначении наказания.
Оценив характер допущенного правонарушения и степень его общественной опасности, должностное лицо Карельского УФАС России не установило исключительных обстоятельств, свидетельствующих о его малозначительности.
Карельским УФАС России предприняты все меры для реализации С. своих прав и защиты законных интересов.
На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 1 статьи 37 ФЗ "О защите конкуренции", статьями 4.1, 4.5, 14.31, 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ, заместитель руководителя Карельского УФАС России постановил:
Наложить на должностное лицо, исполнявшее в период совершения правонарушения обязанности директора Кондопожского ММП ЖКХ - С. за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, административный штраф в размере 15 000 (пятнадцать тысяч) рублей 00 копеек.
Реквизиты для перечисления штрафа:
Банк получателя: ГРКЦ НБ Респ. Карелия Банка России г. Петрозаводск
БИК 048602001
Получатель: ИНН 1001041153, КПП 100101001
Управление Федерального казначейства по Республике Карелия (Карельское УФАС России)
Счет N 40101810600000010006
Код ОКТМО 86701000
КБК 161 1 16 02010 01 6000 140
Назначение платежа: штраф за нарушение антимонопольного законодательства (дело N03-17/64-2015)
Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу в сроки, предусмотренные статьей 31.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ, штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения сроков отсрочки, рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ, при отсутствии документа или информации, свидетельствующих об уплате административного штрафа, соответствующие материалы направляются судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа. Кроме того, составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.
В соответствии со статьей 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Заместитель руководителя управления
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия от 28 сентября 2015 г. N 03-17/64-2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016