Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Удмуртия
от 12 мая 2010 г.
Решение принято и резолютивная часть решения объявлена на заседании комиссии 27 апреля 2010 года.
Решение изготовлено в полном объеме 12 мая 2010 года
Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии
члены Комиссии:
в присутствии:
20.04.2010 г.:
представителей ООО "Уралэнерго-Диагностика", ООО "Акрос", судебного пристава Первомайского РОСП г.Ижевска, Управления ЖКХ Администрации г.Ижевска, ГЖУ, собственников жилых помещений дома,
27.04.2010 г.:
представителей ООО "Уралэнерго-Диагностика", ООО "Акрос", судебного пристава Первомайского РОСП г.Ижевска, Управления ЖКХ Администрации г.Ижевска, ГЖУ, собственников жилых помещений дома,
рассмотрев дело NСЮ 06-06/2010-6 в отношении МУ "Городское жилищное управление - Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Ижевска" (426034, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Удмуртская, д. 245, ИНН 1826001000) по признакам нарушения пунктов 2), 3) части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в отношении МУ "Городское жилищное управление - Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Ижевска" и ООО "Уралэнерго-диагностика" (426054, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Металлистов, д. 35, ИНН 1831074557) по признакам нарушения части 2 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции". установила:
В Удмуртское УФАС России через прокуратуру Удмуртской Республики поступило заявление по факту незаконного проведения МУ "Городское жилищное управление - Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Ижевска" (далее - ГЖУ) в декабре 2009 года конкурса на капитальный ремонт многоквартирного дома по адресу г.Ижевск, ул.Ленина, 70, в частности на нарушения требований ФЗ "О защите конкуренции" при проведении конкурса.
Из заявления следует, что в конкурсную документацию незаконно включены работы по ремонту кровли, систем ГВС, ХВС и канализации, по ремонту и утеплению фасада дома (герметизации межпанельных швов), поскольку данные работы должны быть выполнены согласно решению суда за счет МУ "ГЖУ - УК в ЖКХ г. Ижевска", а при отсутствии денежных средств, за счет средств Администрации г.Ижевска.
Также в заявлении указывается, что на момент проведения конкурса (декабрь 2009 г) работы по герметизации межпанельных швов выполнены подрядной организацией - ООО "Уралэнерго-диагностика", привлеченной службой судебных приставов, о чем составлен акт приемки работ от 19.11.2009 г., подписанный, в том числе представителем ГЖУ. Также работы по замене стояков ХВС, ГВС, канализации и ремонту кровли уже выполнены на момент проведения конкурса на 60%. Заявитель полагает, что проведение конкурса на те работы, которые уже выполнены, незаконно.
В ходе рассмотрения дела представители лиц, участвующих в деле, пояснили следующее.
Заявитель поддержал доводы, изложенные в заявлении, указав, что между ГЖУ, ООО "Уралэнерго-Диагностика", Администрацией г.Ижевска имеются согласованные действия.
ГЖУ не признает нарушения антимонопольного законодательства. Представители ГЖУ пояснили, что конкурс объявлен с соблюдением сроков, указанных в приказе Минстроя УР. Документация по конкурсу разработана в соответствии с распоряжением Администрации г.Ижевска N268. Что касается критерия оценки заявок: качество и технология работ, то это единый критерий, не нужно было описывать процесс работ, необходимо было указать в соответствии с какими документами, нормами будут проводиться работы. По дополнительному объему работ это лишь предложение на усмотрение участников конкурса. Для того, чтобы предложение участников по качеству материалов и технологии работ было описано, раскрыто в заявке, ГЖУ должно было выставить в конкурсной документации условие о его описании. ГЖУ такие требования не выставлялись. Поэтому, при оценке заявок учитывалось то, что участники указали на соответствие работ ГОСТам и нормам.
У ГЖУ имеется два источника финансирования: платежи населения и финансирование из бюджета. Капитальный ремонт не оплачивается гражданами с 2004 года, если нет решения собственников. С других домов нельзя взимать деньги. Поэтому за герметизацию швов по решению суда были перечислили те деньги, которые были на счете дома. Представители ГЖУ пояснили, что на сайте была размещена конкурсная документация и размещено извещение, в котором указано, что ознакомиться с перечнем работ можно по адресу.. На сайте не был размещен перечень работ с дефектными ведомостями, а также приложение к перечням работ. Представители ГЖУ также отметили, что ГЖУ знало, что работы по герметизации швов (что является утеплением и ремонтом фасада) выполнены, но не могло их убрать из конкурса, т.к. пришло финансирование с учетом этих работ. В дальнейшем решался вопрос по устранению двойной оплаты за выполненные работы.
Представитель ООО "Уралэнерго-Диагностика" пояснила, что общество не признает нарушения антимонопольного законодательства. Общество принимало участие в конкурсе. Информация о конкурсе была размещена на сайте. В конкурсной документации указывалось на ремонт фасада, ремонт ГВС, ХВС, канализации. В январе работы, выполненные по конкурсу, сданы, акты подписаны, все оплачено. В конкурсной документации вид работ звучал как утепление и ремонт фасада, общество подало заявку именно на этот вид работ. Есть подписанный акт выполненных работ на герметизацию швов, есть подписанный акт выполненных работ на утепление и ремонт фасада. 20.11.2009 сданы работы по герметизации межпанельных швов, на счет общества поступило 283 тыс. руб. в счет оплаты через судебных приставов. Для исключения двойной оплаты за одни и те же работы, в службу судебных приставов направлено заявление о зачете тех сумм, которые мы ранее получили по герметизации швов, в счет оплаты по капитальному ремонту кровли.
Представитель ООО "Акрос" пояснила, что общество подало заявку на участие в конкурсе. О конкурсе стало известно из информации, размещенной на сайте. В заявке на участие в конкурсе указали стоимость работ, которая была определена в конкурсной документации, свои расчеты не проводили.
Представитель Администрации г.Ижевска пояснила, что в решении суда не указан источник финансирования в отношении ГЖУ. У Администрации г.Ижевска субсидиарная ответственность возникает в случае, если в отношении ГЖУ прекращается исполнительное производство и возбуждается производство в отношении Администрации. О том, что по исполнительному производству привлечено ООО "Уралэнерго-Диагностика" администрация не была уведомлена. При включении дома в адресную программу капитального ремонта администрация руководствовалась теми документами, которые были представлены.
Представитель службы судебных приставов пояснила, что в отношении ГЖУ было возбуждено исполнительное производство. О проведении конкурса службе судебных приставов стало известно в конце декабря, когда конкурс уже был проведен. В настоящее время исполнительное производство в отношении ГЖУ не прекращено, решается вопрос об оплате выполненных работ. По закону N185 ГЖУ выполнило работы по герметизации швов, ремонту ГВС, ХВС. Работы оплачены, поэтому это будет принято как исполнение постановления приставов по решению суда.
Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, Комиссия Удмуртского УФАС России пришла к следующим выводам.
17.10.2008 г. Индустриальным районным судом г.Ижевска вынесено решение, в соответствии с которым ГЖУ обязано провести в доме по адресу г.Ижевск, ул.Ленина, 70 капитальный ремонт кровли, капитальный ремонт системы ГВС, ХВС, канализации путем замены в местах общего пользования - по стоякам и в подвале; работы по герметизации межпанельных швов. Согласно решению суда, при недостаточности денежных средств на проведение работ, обязанность профинансировать данные работы возложена на Администрацию г.Ижевска в субсидиарном порядке.
Во исполнение данного решения суда судебным приставом-исполнителем Первомайского района 23.10.2009 г. вынесено постановление о привлечении третьего лица (специалиста) - ООО "Уралэнерго-диагностика" для проведения следующих работ:
- капитальный ремонт системы ГВС, ХВС, канализации в доме по ул.Ленина, 70 г.Ижевск путем замены (капитального ремонта в местах общего пользования - по стоякам и в подвале дома);
- работы по герметизации межпанельных швов в доме ул.Ленина, 70 г.Ижевск.
10.11.2009 г. ГЖУ выдало ООО "Уралэнерго-диагностика" разрешение на производство работ по приказу N739/01-03 от 05.11.2009 г., на следующие работы: капитальный ремонт кровли, ремонт межпанельных швов, также подписан акт приема-передачи дома для ремонта от 09.11.2009 г.
Как следует из письменных пояснений ООО "Уралэнерго-диагностика" от 11.02.2010 г., локальные сметы и расчеты были согласованы ГЖУ. К письменным пояснениям приложены копии сметы и дефектной ведомости, согласованные ГЖУ 10.11.2009 г. Дефектная ведомость составлена на утепление и ремонт фасада дома по ул.Ленина 70, что прямо указано в ведомости.
20.11.2009 г. подписан акт о приемке выполненных работ по герметизации межпанельных швов по дому N70 по ул.Ленина г.Ижевска на общую сумму работ 383 331,26 рублей с НДС. Акт подписан ООО "Уралэнерго-диагностика", представителем ГЖУ и представителем собственников дома. Подписание данного акта свидетельствует о том, что работы по герметизации межпанельных швов выполнены. В данном акте указано, что работы выполнены согласно дефектной ведомости, утвержденной 10.11.2009 г.
Как следует из письменных пояснений ООО "Уралэнерго-диагностика" 21.12.2009 г. денежные средства за проведенный ремонт поступили в сумме 283 600,95 рублей со счета службы судебных приставов, что подтверждается платежным поручением N169 от 21.12.2009 г.
Как следует из письма Администрации г.Ижевска от 10.02.2010 г., дом N70 по ул.Ленина г.Ижевска включен в Ведомственную муниципальную адресную программу по капитальному ремонту многоквартирных домов согласно Федеральному закону от 21.07.2007 N185-ФЗ "О фонде содействия реформированию ЖКХ". В соответствии с постановлением Правительства Удмуртской Республики от 19.10.2009 N301 "О внесении изменений в отдельные постановления Правительства Удмуртской Республики" на капитальный ремонт данного дома (ремонт системы ГВС, ХВС, канализации, утепление и ремонт фасадов) были выделены средства в размере 1 951 076 руб. 92 коп. Денежные средства направлены на специальный счет ГЖУ.
24.12.2009 г. ГЖУ, как управляющая компания дома N70 по ул.Ленина г.Ижевска, объявило о проведении открытого конкурса на право заключения договора подряда по проведению капитального ремонта многоквартирного дома N70 по ул.Ленина г.Ижевска на работы: утепление и ремонт фасада, ремонт системы ГВС, ХВС, канализации с начальной стоимостью 1 951 076,92 руб.
Таким образом, конкурс объявлен на те виды работ, которые ГЖУ обязано выполнить по решению суда, при недостаточности средств за счет Администрации г.Ижевска в субсидиарном порядке, а также на те виды работ (герметизация межпанельных швов, что является работами по утеплению и ремонту фасада), которые уже выполнены на момент объявления конкурса.
На конкурс было подано три заявки: ООО "Уралэнерго-диагностика", ООО "АКРОС", ООО "Ремстройдизайн".
По результатам рассмотрения заявок, заявка ООО "Ремстройдизайн" была отклонена, на основании пункта 5.4 конкурсной документации (к заявке была приложена ненадлежащая Выписка из ЕГРЮЛ, полученная ранее, чем за 30 дней до дня проведения конкурса).
Победителем конкурса признано ООО "Уралэнерго-диагностика", как претендент, чья заявка набрала большее количество баллов, с ценой договора 1 951 076,92 руб.
В соответствии с частью 1 статьи 17 ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
- создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом (пункт 2);
- нарушение порядка определения победителя или победителей торгов (пункт 3). Положение о порядке проведения конкурса на право заключения договора подряда по проведению капитального ремонта многоквартирного дома, утверждено Приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищной политике Удмуртской Республики N345 от 26.08.2008 г. (далее -Положение о проведении конкурса).
Согласно подпункту 4) пункта 4.1 Положения о проведении конкурса, организатор публикует в муниципальных средствах массовой информации и на официальном сайте муниципального образования не ранее чем за 10 дней до проведения конкурса извещение о проведении конкурсного отбора подрядных организаций.
Извещение о проведении конкурсного отбора подрядных организаций должно содержать сведения о:
наименовании организатора конкурса и месте проведения конкурсного отбора;
сроках подачи заявок на участие в квалификационном отборе, дате начала рассмотрения заявок на проведение конкурсного отбора;
виде работ и месте их выполнения;
сроках выполнения работ;
критериях оценки заявки;
требованиях к участникам конкурсного отбора.
Извещение о проведении конкурса было опубликовано 24.12.2009 г., т.е. за 4 дня до проведения конкурса.
В извещении указаны в качестве критериев оценки заявок:
1) срок выполнения работ по капитальному ремонту;
2) дополнительный объем по видам работ;
3) квалификационные данные, профессиональная компетентность инженерно-технических работников подрядных организаций и других работников, которые будут выполнять работы по капитальному ремонту многоквартирного дома, опыт, деловая репутация подрядной организации;
4) гарантийный срок на выполнение работ;
5) технологии выполнения работ по капитальному ремонту, качественные характеристики используемых материалов;
6) цена договора, включая все расходы
Форма заявки содержала требование о предоставлении сведений о дополнительном объеме работ (графа 6 формы N2). Также в форме заявке требовалось представить информацию о качественных характеристиках используемых материалов, технологии выполнения работ.
Анализ представленных на участие в конкурсе заявок показывает, что ни один участник не указал в форме заявки сведения о качественных характеристиках используемых материалов, технологии выполнения работ, о дополнительных объемах работах.
В заявках качественные характеристики используемых материалов указаны "согласно ТУ, ГОСТам, технологии работ в соответствии со СНиП". Таким образом, ни один из участников конкурса не указал качественные характеристики используемых материалов и технологию работ.
Отсутствие указанных сведений в заявках не позволяет провести оценку заявок по критерию оценки: технология выполнения работ по капитальному ремонту, качественные характеристики используемых материалов.
Отсутствие дополнительных объемов работ не позволяет провести оценку заявок по критерию оценки: дополнительный объем работ.
Таким образом, заявки всех участников конкурса не соответствовали требованиям конкурсной документации.
В соответствии с пунктом 3) части 1.2 конкурсной документации участник конкурсного отбора не допускается к участию в конкурсе в случае несоответствия заявки требованиям конкурсной документации.
Однако, при проведении конкурса к участию в конкурсе были допущены ООО "Уралэнерго-диагностика" и ООО "АКРОС", заявки которых не соответствовали требованиям конкурсной документации, и ООО "Уралэнерго-диагностика" признано победителем конкурса.
Таким образом, при проведении конкурса ГЖУ нарушило требования порядка определения победителя торгов, что является нарушением пункта 3) части 1 статьи 17 ФЗ "О защите конкуренции".
В ходе рассмотрения дела представитель ГЖУ не мог пояснить, каким образом был определен победитель, каким образом были подсчитаны баллы, каким образом определялось качество применяемых материалов, и какая технология работ будет применяться. Кроме того, в заявках не было указано, каким именно ГОСТАм и нормам будут соответствовать работы.
В соответствии с приложением к описи работ (дефектной ведомости) организатор конкурса (ГЖУ) установил обязанность победителя конкурса оплатить работы, выполненные в рамках исполнительного производства. В рамках исполнительного производства выполнены работы по утеплению и ремонту фасада дома (герметизации межпанельных швов), которые, несмотря на то, что уже выполнены, были включены в конкурс. Т.е. по сути, победитель не выполнял бы эти услуги и не имел возможности получить доход от выполненных работ. Участники конкурса при таких обстоятельствах не имели реальной возможности конкурировать по цене таких работ, поскольку они обязаны выплатить ООО "Уралэнерго-диагностика" ту стоимость работ, которая определена исполнительным производством. ООО "Уралэнерго-диагностика" в ноябре 2009 г. выполнило работы по герметизации межпанельных швов по дому ул.Ленина, 70 г.Ижевска (по утеплению и ремонту фасада, как следовало из дефектной ведомости) в рамках исполнительного производства на общую сумму 383 331,26 рублей с НДС, о чем свидетельствует акт выполненных работ, подписанный обществом, ГЖУ, службой судебных приставов и представителем собственников дома.
21.12.2009 г. денежные средства за проведенный ремонт поступили в сумме 283 600,95 рублей со счета службы судебных приставов, что подтверждается платежным поручением N169 от 21.12.2009 г., а также письменными пояснениями ООО "Уралэнерго-диагностика".
Учитывая, что работы по исполнительному производству выполнены ООО "Уралэнерго-диагностика" и в большей части стоимость работ оплачена, то установление в конкурсной документации условия оплатить работы, выполненные в рамках исполнительного производства, направлены на создание преимущественных условий участия в конкурсе ООО "Уралэнерго-диагностика", что не допускается в соответствии с пунктом 2) части 1 статьи 17 ФЗ "О защите конкуренции".
В соответствии с частью 2 статьи 11 ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона) или иные согласованные действия хозяйствующих субъектов, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к ограничению конкуренции.
Под соглашением Закон "О защите конкуренции" понимает - договоренность в письменной форме, содержащуюся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (пункт 18 статьи 4).
С учетом всех обстоятельств дела, Комиссия Удмуртского УФАС России считает, что в действиях ГЖУ и ООО "Уралэнерго-диагностика", на момент объявления и проведения конкурса на капитальный ремонт дома по ул.Ленина 70 г. Ижевска (24.12.2009 г), имелась договоренность в устной форме, т.е. соглашение, которое было направлено на заключение между ними в дальнейшем договора по проведению капитального ремонта многоквартирного дома и привело к заключению такого договора при создании ограничивающих конкуренцию условий при проведении торгов.
Наличие соглашения подтверждается совокупностью следующих обстоятельств:
1) 10.11.2009 г., т.е. еще до объявления конкурса, ГЖУ выдало ООО "Уралэнерго-диагностика" разрешение на производство работ по приказу N739/01-03 от 05.11.2009 г., на следующие работы: капитальный ремонт кровли, ремонт межпанельных швов, также подписан акт приема-передачи дома для ремонта от 09.11.2009 г.
10.11.2009 г. ГЖУ утверждена дефектная ведомость на утепление и ремонт фасада жилого дома и локальный сметный расчет N1.136-2009 (см 142) на герметизацию межпанельных швов.
20.11.2009 г. подписан акт о приемке выполненных работ по герметизации межпанельных швов по дому N70 по ул.Ленина г.Ижевска на общую сумму работ 383 331,26 рублей с НДС. Акт подписан ООО "Уралэнерго-диагностика", представителем ГЖУ и представителем собственников дома. Подписание данного акта свидетельствует о том, что работы по герметизации межпанельных швов, с учетом утвержденной дефектной ведомости и сметного расчета, выполнены.
Как следует из письменных пояснений ООО "Уралэнерго-диагностика" 21.12.2009 г. денежные средства за проведенный ремонт поступили в сумме 283 600,95 рублей со счета службы судебных приставов, что подтверждается платежным поручением N169 от 21.12.2009 г.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что ГЖУ и ООО "Уралэнерго-диагностика" на момент объявления конкурса знали, что работы по утеплению и ремонту фасада дома (герметизации межпанельных швов) выполнены и в большей части оплачены.
Несмотря на это, ГЖУ включило эти виды работ в конкурсную документацию и в условия договора, заключаемого по результатам конкурса, установив в договоре сроки выполнения этих работ (хотя они уже выполнены), стоимость этих работ (несмотря на то, что работы оплачены), а ООО "Уралэнерго-диагностика" приняло участие в таком конкурсе, согласилось на такие условия. ГЖУ и ООО "Уралэнерго-диагностика" подписали договор, приложениями которого являлись те же дефектные ведомости, тот же локальный сметный расчет. Подписали график выполнения работ по утеплению и ремонту фасада дома со сроком выполнения с 29.12.2009 до 15.01.2010 г. (несмотря на то, что работы уже выполнены). Подписали акт выполненных работ от 15.01.2010 г. (несмотря на то, что точно такой же акт подписан от 20.11.2009 г). Работы были повторно оплачены.
2) Такие совместные действия совершены с учетом взаимных интересов ГЖУ и ООО "Уралэнерго-диагностика". ГЖУ при данной схеме решает вопрос об оплате выполненных работ по капитальному ремонту дома за счет бюджетных средств и средств граждан, а ООО "Уралэнерго-диагностика" получает заказ и соответственно доход от выполнения работ, причем за выполнение работ по герметизации межпанельных швов оплата произведена два раза (в рамках исполнительного производства и в рамках конкурса). Факт двойной оплаты устранен лишь после возбуждения дела антимонопольным органом, а именно 19.04.2010 г., накануне заседания комиссии.
3) ГЖУ включило в условия конкурса, в виде приложения к описи работ (дефектной ведомости) требование, в соответствии с которым победитель конкурса должен составить акт сверки с подрядчиком, работающим на основании постановления о возбуждении исполнительного производства N94/22/19541/508/2009, и оплатить работы, выполненные в рамках указанного исполнительного производства, в случае их совпадения с работами, указанными в смете, дефектной ведомости к настоящему договору.
Данное требование, равно как дефектные ведомости и описи работ, являлись общедоступными, в соответствии с извещением о проведении конкурса любой желающий мог ознакомиться с этими документами в ГЖУ.
Указанное условие свидетельствует об ограничении конкуренции среди участников конкурса, в том числе потенциальных, на проведение капитального ремонта многоквартирного дома по ул.Ленина 70, г.Ижевска. Под признаками ограничения конкуренции в соответствии с пунктом 17) статьи 4 ФЗ "О защите конкуренции" понимается сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
Признаки ограничения конкуренции в данном случае выразились в следующем:
- в отказе хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке. Включение в конкурс тех работ, которые уже выполнены и оплачены, установление требования о составлении акта сверки работ и оплаты выполненных по исполнительному производству привели и могли привести к тому, что участники конкурса при таких обстоятельствах не имели реальной возможности конкурировать по цене таких работ, поскольку они обязаны выплатить ООО "Уралэнерго-диагностика" ту стоимость работ, которая определена исполнительным производством, а победитель конкурса не выполнял бы эти работы и не имел возможности получить доход от выполненных работ. Таким образом, участники конкурса, в том числе потенциальные, были лишены возможности самостоятельно определять свои действия при проведении конкурса, т.е. конкурировать между собой, в том числе по установлению цены на работы.
- в определении общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами. Цена и условия оплаты работ являются одним из существенных условий обращения товара на рынке. Установив требование об оплате победителем конкурса уже выполненных работ (т.е. по сути, не победитель должен будет получить денежные средства по выигранному конкурсу, а иное лицо), а также условия оплаты (подписать акт сверки и оплатить), ГЖУ, при наличии соглашения с ООО "Уралэнерго-диагностика", установило условия обращения товара на рынке (условия выполнения работ по цене и условиям оплаты).
- предоставление преимущественных условий участия в конкурсе ООО "Уралэнерго-диагностика" создало обществу возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
При изложенных обстоятельствах Комиссия Удмуртского УФАС России усматривает в действиях ГЖУ и ООО "Уралэнерго-диагностика" наличие соглашения, которое привело и могло привести к ограничению конкуренции на рынке капитального ремонта многоквартирных домом в рамках программы содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства при проведении конкурса. Таким образом, ГЖУ и ООО "Уралэнерго-диагностика" допустили нарушение части 2 статьи 11 ФЗ "О защите конкуренции".
Комиссия признает ограничения конкуренции на рынке капитального ремонта многоквартирных домом в рамках программы содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в границах г.Ижевска исходя из следующего. Законодательство предусматривает определенный порядок капитального ремонта многоквартирного дома в рамках программы содействия реформированию ЖКХ. Перечень работ, на которые возможно получить бюджетные деньги, определен ФЗ N185 "О фонде содействия реформированию ЖКХ". Изменить этот перечень собственники не вправе, они лишь могут выбрать те виды работ, которые отражены в перечне. Работы, указанные в перечне относятся к работам по капитальному ремонту многоквартирного дома. Таким образом, продуктовыми границами рынка являются работы по капитальному ремонту многоквартирного дома в рамках программы реформирования ЖКХ, они продиктованы требованиями законодательства, и определены с учетом того, что потребители не имеют возможности заменить эти работы на иные виды работ. Географическими границами рынка является месторасположение дома: ул.Ленина 70, г.Ижевска. поскольку работы по капитальному ремонту связаны с объектом, который не может быть перенесен на другую территорию, в связи с этим потребители имеют экономическую и иную возможность приобрести работы исключительно по месту нахождения объекта работ и не имеют возможности приобрести работы на иной территории. Географическими границами рынка является территория г.Ижевска.
Потребителями работ по капитальному ремонту многоквартирного дома являются собственники помещений в доме. ГЖУ, являясь управляющей компанией по дому, обязано организовать и провести конкурс на определение подрядчика, который будет проводить ремонт. ООО "Уралэнерго-диагностика" является хозяйствующим субъектом, действующим на рынке, поскольку осуществляет деятельность по капитальному ремонту многоквартирных домов. ГЖУ, как организатор конкурса, и ООО "Уралэнерго-диагностика", как участник конкурса, допустили соглашение, которое привело и могло привести к ограничению конкуренции при проведении конкурса.
В соответствии с частью 1 статьи 23 ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган выдает хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания.
Учитывая, что конкурс проведен, работы выполнены, в целях обеспечения конкуренции на рынке, на основании пункта д) части 1 статьи 23 ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Удмуртского УФАС России считает необходимым выдать ГЖУ и ООО "Уралэнерго-диагностика" предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 17.07.2009 N160-ФЗ), заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий, влечет административную ответственность.
Примечания:
1. Лицо, добровольно заявившее в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган о заключении им недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения или об осуществлении недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий, освобождается от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные частями 1 и 3 настоящей статьи, при выполнении в совокупности следующих условий: на момент обращения лица с заявлением антимонопольный орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении; лицо отказалось от участия или дальнейшего участия в соглашении либо от осуществления или дальнейшего осуществления согласованных действий; представленные сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения. Освобождению от административной ответственности подлежит лицо, первым выполнившее все условия, предусмотренные настоящим примечанием.
2. Не подлежит рассмотрению заявление, поданное одновременно от имени нескольких лиц, заключивших недопустимое в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашение или осуществлявших недопустимые в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованные действия. ГЖУ и ООО "Уралэнерго-диагностика" не обращались в антимонопольный орган с соответствующим заявлением.
В связи с наличием в действиях ГЖУ и ООО "Уралэнерго-диагностика" события административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.32 КоАП РФ, Комиссия Удмуртского УФАС России считает необходимым передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении указанных юридических лиц и виновных должностных лиц.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 11, 17, частью 1 статьи 23, статьями 41, 49, 50 ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать МУ "Городское жилищное управление-Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска" нарушившим пункт 2) части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось в создании участнику торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации.
2. Признать МУ "Городское жилищное управление-Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска" нарушившим пункт 3) части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось в нарушении порядка отбора победителя торгов.
3. Признать МУ "Городское жилищное управление-Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска" нарушившим часть 2 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось в соглашении (договоренности) с ООО "Уралэнерго-диагностика", которое могло привести к ограничению конкуренции.
4. Признать ООО "Уралэнерго-диагностика" нарушившим часть 2 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось в соглашении (договоренности) с МУ "Городское жилищное управление-Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска", которое могло привести к ограничению конкуренции.
5. Выдать МУ "Городское жилищное управление-Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска" предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
6. Выдать ООО "Уралэнерго-диагностика" предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
7. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 14.32 КоАП РФ в отношении МУ "Городское жилищное управление-Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска" и виновного должностного лица.
8. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 14.32 КоАП РФ в отношении ООО "Уралэнерго-диагностика" и виновного должностного лица.
Председатель комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Удмуртия от 12 мая 2010 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016