Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области
от 13 мая 2010 г.
Резолютивная часть оглашена 12 мая 2010 года.
Комиссия Рязанского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: председателя Комиссии - Вагина Ю.А., заместителя руководителя управления; членов Комиссии: Тихомирова В.И., начальника отдела, Федоровой Е.Н., специалиста-эксперта, Мелешкова М.А., специалиста 1-ого разряда, в присутствии представителя ответчика <_> рассмотрев дело N 106/2010-M/Bо нарушении Сапожковской районной Думой Рязанской области части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установила:
Решением Сапожковской районной Думы Рязанской области от 27.06.2008 г N 43 утверждено "Положение о погребении и похоронном деле на территории Сапожковского муниципального района" (далее - Положение).
Положение устанавливает единые принципы регулирования отношений, связанных с погребением умерших (погибших), определяет систему организации мест погребения, а также порядок осуществления погребения и содержания кладбищ на территории Сапожковского муниципального района.
Частью 4.2 Положения предусмотрены следующие виды ритуальных услуг:
1) прием заказа и заключение договора на организацию похорон (в том числе агентские услуги приемщиков заказов на организацию похорон);
2) оформление документов, необходимых для захоронения;
3) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;
4) перевозка тела (останков) умершего на кладбище;
5) погребение;
6) перезахоронение;
7) кремация с последующей выдачей урны с прахом;
8) транспортировка тел (останков) умерших (погибших);
9) изготовление и опайка цинковых гробов;
10) изготовление гробов и урн для захоронения праха;
11) санитарная и косметическая обработка тел;
12) бальзамирование;
13) изготовление и установка надмогильных сооружений;
14) производство иных предметов, необходимых для отправления услуг по погребению;
15) надписи на памятниках;
16) изготовление фотокерамических изделий;
17) уход за могилой;
18) заключение прижизненного договора на оказание услуг по погребению.
В соответствии с пунктом 4.3 Положения услуги, предусмотренные подпунктами 2-5 пункта 4.2, составляют гарантированный перечень услуг по погребению, оказываются специализированными службами по вопросам похоронного дела. Остальные виды ритуальных услуг (похоронного обслуживания) могут выполняться различными физическими и юридическими лицами независимо от их форм собственности, прошедшими регистрацию в установленном законодательством порядке.
В соответствии с положениями Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении) организация похоронного дела осуществляется органами государственной власти, а также органами местного самоуправления с учетом соблюдения гарантий, сформулированных в главе 2 Закона о погребении.
Так, одной из гарантий является создание специализированных служб, которые уполномочены оказывать услуги по погребению, включенные в гарантированный перечень услуг, на безвозмездной основе (статья 25 Закона о погребении).
Предметом регулирования данной статьи являются гарантии осуществления погребения путем организации похоронного дела, а не уточнение субъектного состава участников рынка ритуальных услуг.
Статья 25 Закона о погребении не предусматривает, что субъектный состав участников рынка ритуальных услуг ограничивается созданием специализированных служб, а также не устанавливает, что иные хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели) лишены права заниматься деятельностью по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг (данные виды деятельности внесены в Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, принятый и введенный в действие постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 N454-ст).
Статьей 6 Закона о погребении установлено, что в случае мотивированного отказа кого-либо из указанных в статье 5 названного закона лиц от исполнения волеизъявления умершего, оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, либо осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона о погребении специализированные службы на безвозмездной основе оказывают супругам, близким родственникам и другим лицам, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, услуги по погребению согласно гарантированному перечню. При этом расходы специализированной службе возмещаются за счет различных фондов (пункт 3 статьи 9 Закона о погребении).
Таким образом, Закон о погребении (в частности, статьи 9, 10) предусматривает как безвозмездное оказание ритуальных услуг специализированной службой органа местного самоуправления, так и осуществление погребения за свой счет с последующим получением социального пособия. В последнем случае супругам, близким родственникам и другим лицам, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего родственника, могут быть оказаны ритуальные услуги (в том числе услуги по погребению) любым лицом, оказывающим данного рода услуги и организующим свою деятельность в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения согласно статье 17 вышеназванного закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Таким образом, граждане, реализующие волю умершего, свободны в выборе лица, оказывающего ритуальные услуги, в том числе услуги по погребению.
Таким образом, пункт 4.3 Положения, утвержденного решением Сапожковской районной Думы Рязанской области от 27.06.2008 N43, ограничивающее субъектный состав участников рынка, оказывающих гарантированный перечень ритуальных услуг только специализированной службой, приводит к ограничению, устранению конкуренции на рассматриваемом товарном рынке, что является нарушением части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать Сапожковскую районную Думу Рязанской области нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать Сапожковской районной Думе Рязанской области предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
П Р Е Д П И С А Н И Е N 106/2010 - M/B
13 мая 2010 года
Комиссия Рязанского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
- председателя Комиссии - Вагина Ю. А., заместителя руководителя управления;
членов Комиссии:
- Тихомирова В. И., начальника отдела,
- Федоровой Е. Н., специалиста-эксперта,
- Мелешкова М. А., специалиста 1-ого разряда,
в присутствии представителя ответчика <_>
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 г N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 13.05.2010 г. по делу N 106/2010 - M/B о нарушении Сапожковской районной Думой Рязанской области (391940, Рязанская обл., р.п. Сапожок, ул.50 лет Октября, д. 25) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предписывает:
Сапожковской районной Думе Рязанской области привести пункт 4.3 "Положения о погребении и похоронном деле на территории Сапожковского муниципального района", утвержденного решением от 27.06.2008 N 43 в соответствие с нормами Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" и Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", или иным образом устранить нарушение антимонопольного законодательства.
Об исполнении настоящего Предписания сообщить в Рязанское УФАС России до 30.06.2010 г.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области от 13 мая 2010 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016