Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области
от 2 октября 2015 г. N АП 02-11/66-2015
Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области < --- > рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении N АП 02-11/66-2015, возбужденного в отношении юридического лица - ООО "Декстер-Гео" (ИНН 7106510928, г. Тула, ул. Бундурина, д. 40), в отсутствие законного представителя Общества (уведомлен надлежащим образом (уведомление о получении почтового отправления от 04.09.2015 г.), в присутствии Крупия В.М. представителя Общества по доверенности б/н от 17.02.2015 г. установил:
Комиссией Тульского УФАС России по результатам рассмотрения дела N 02-02/10-2015 ООО "Декстер-Гео" признано нарушившим часть 1 статьи 14 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции" путем распространения ложной информации о правомерности осуществления им деятельности по изготовлению технических паспортов, вводя тем самым в заблуждение потребителей указанных услуг, что в свою очередь могло причинить ущерб (материальный/нематериальный) не только его конкуренту - ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" в лице Тульского филиала, но и потребителям данных услуг.
Основанием для возбуждения антимонопольного дела явилось заявление Тульского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация -Федеральное БТИ", направленное по подведомственности Следственным управлением Следственного комитета РФ по Тульской области.
Решением Тульского УФАС России от 28.08.2015 г. по делу N 02-02/10-2015, а также материалами указанного антимонопольного дела установлено, что:
ООО "Дектер -Гео" на территории города Тулы и Тульской области осуществляет деятельность по изготовлению технических паспортов на объекты недвижимости, что подтверждается письменными пояснениями Общества от 09.12.2014 г., от 23.04.2015 г., от 22.06.2015 г., от 15.07.2015 г., вступившим в силу решением Советского районного суда города Тулы от 28.04.2015 г.
В обоснование своих действий ООО "Дектер -Гео" заявляло довод о том, что действующее законодательство РФ и нормативно-правовые акты органов государственной власти РФ не содержат норм, устанавливающих запрет на осуществление негосударственными организациями, кадастровыми инженерами деятельности по подготовке технических паспортов зданий, сооружений, в том числе и жилых объектов (исх. N 2015/04-183 от 22.04.2015 г).
Комиссией Управления данный довод Общества не был принят во внимание в виду следующего:
Частью 1 статьи 43, частью 8 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" определяет, что с 01.01.2013 г на всей территории РФ осуществляется государственный кадастровый учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в соответствии с требованиями настоящего Закона.
Вместе с тем, согласно части 4 статьи 19 Жилищного Кодекса РФ жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Частью 5 статьи 19 ЖК РФ предусмотрено, что государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений - документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1038 "О министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации" принятие порядка государственного учета жилищного фонда отнесено к сфере деятельности Минстроя России. Такой порядок указанным органом не принят.
Однако, в настоящее время продолжает действовать Положение о государственном учете жилищного фонда в РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 г. N 1301 (далее - Положение), в части непротиворечащий законодательству РФ, пунктом 3 которого прямо предусмотрено, что технический учет жилищного фонда, составляющий основу государственного жилищного фонда, осуществляемый в порядке, установленном нормативными правовыми актами в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (далее именуются - БТИ).
В соответствии с пунктом 7 Положения, в целях государственного учета жилищного фонда БТИ осуществляют:
техническую инвентаризацию жилищного фонда;
оценку и переоценку жилых строений и жилых помещений, в том числе для целей налогообложения;
информационное и консультационное обслуживание и иную деятельность, связанную с государственным учетом жилищного фонда.
Письмом Министерства экономического развития РФ от 22.05.2013 г. N Д23а-2365, разъяснено, что до установления порядка осуществления государственного учета жилищного фонда в порядке, предусмотренном действующим законодательством, и признания утратившим силу Постановления N 1301, специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации для целей учета жилищного фонда вправе осуществлять техническую инвентаризацию объектов, относящихся к жилищному фонду, и выдачу технических паспортов на объекты жилищного фонда.
При этом процедура проведения технической инвентаризации объектов жилищного фонда установлена Инструкцией о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя Российской Федерации от 4 августа 1998 г. N 37.
Следовательно, помимо государственного кадастрового учета недвижимого имущества, в том числе жилых и нежилых помещений, осуществляемого в рамках Закона о государственном кадастре, государство в лице уполномоченных органов ведет государственный учет жилищного фонда в соответствии со статьей 19 ЖК РФ.
Возможность осуществления технического учета жилищного фонда и выдача технических паспортов иными хозяйствующими субъектами вышеуказанными нормативными правовыми актами не предусмотрена.
В соответствии с частью 1 статьи 29 Закона о кадастре кадастровую деятельность на территории Российской Федерации вправе осуществлять физическое лицо, которое имеет действующий квалификационный аттестат кадастрового инженера (далее - кадастровый инженер).
При этом частью 4 статьи 1 Закона о кадастре установлено, что кадастровой деятельностью является выполнение кадастровым инженером в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными Законом о кадастре, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы).
Результатом кадастровых работ в соответствии со статьей 37 Закона о кадастре является межевой план, технический план или акт обследования.
В числе документов, составляемых кадастровым инженером по результатам осуществления им кадастровой деятельности, технический паспорт не указан.
Подготовка технических паспортов на объекты капитального строительства, которые не относятся к объектам жилищного фонда, в рамках Закона о государственном кадастре и иными нормативными правовыми актами не предусмотрена.
Согласно статьям 32 и 33 Закона о кадастре кадастровый инженер может выбрать формы организации своей кадастровой деятельности в качестве индивидуального предпринимателя или в качестве работника юридического лица на основании трудового договора с таким юридическим лицом (статья 31 Закона о кадастре).
Учитывая изложенное, кадастровый инженер в рамках действующего законодательства не наделен полномочиями на осуществление работ по технической инвентаризации объектов капитального строительства.
Исходя из вышеуказанных норм, письма Минэкономразвития, в настоящее время деятельность по изготовлению технических паспортов вправе осуществлять только специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро - БТИ, на территории Тульской области таковым является - Тульский филиал ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", а ООО "Декстер-Гео" к указанным организациям не относится.
Пунктом 9 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" определено понятие недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
ООО "Декстер-Гео" и ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" в лице его Тульского филиала являются конкурентами, поскольку осуществляют аналогичную деятельность по изготовлению технических паспортов, что следует из Выписки ЕГРЮЛ Предприятия, материалов антимонопольного дела.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" не допускается недобросовестная конкуренция, в частности:
распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей.
В соответствии с пунктом 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 г. N 11 "О некоторых вопросах применения особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях" в статье 14 Закона о защите конкуренции приведен открытый перечень действий, являющихся недобросовестной конкуренцией.
При анализе вопроса о том, является ли конкретное совершенное лицом действие актом недобросовестной конкуренции, подлежат учету не только указанные законоположения, но и положения статьи 10bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности, в силу которых актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.
Пунктом 2 статьи 10bis Парижской конвенции установлено, что подлежат запрету:
1) все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной или торговой деятельности конкурента;
2) ложные утверждения при осуществлении коммерческой деятельности, способные дискредитировать предприятие, продукты или промышленную или торговую деятельность конкурента;
3) указания или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товаров.
Осуществляя деятельность по изготовлению технических паспортов, предлагая свои услуги потребителям, ООО "Декстер -Гео" распространяет ложную информацию о правомерности ее осуществления, вводя в заблуждение потребителей указанных услуг, что в свою очередь может причинить ущерб (материальный/нематериальный) не только его конкуренту - ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" в лице Тульского филиала, но потребителям данных услуг.
Неправомерность действий ООО "Декстер-Гео" подтверждается также письмами Росреестра от 06.05.2015 г., 31.07.2015 г. (вх. NN 2793 от 14.05.2015 г., 4635 от 17.08.2015), решением Советского районного суда города Тулы от 28.04.2015 г., вступившим в законную силу, которым определено, что "поскольку проводить техническую инвентаризацию могут только специализированные государственные и муниципальные организации унитарные предприятия, управления, центры, бюро, в действиях Ответчика (ООО "Декстер-Гео") присутствуют признаки недобросовестной конкуренции" (л.р. 2 абз. 1).
В соответствии с частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ недобросовестная конкуренция, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.3 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
На основании изложенного:
Событие административного правонарушения и его квалификация: юридическое лицо - ООО "Декстер-Гео" допустило нарушение части 1 статьи 14 Федерального закона "О защите конкуренции", в части распространения ложной информации о правомерности осуществления им деятельности по изготовлению технических паспортов, вводя тем самым в заблуждение потребителей указанных услуг, что в свою очередь могло причинить ущерб (материальный/нематериальный) не только его конкуренту - ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" в лице Тульского филиала, но и потребителям данных услуг.
Время совершения юридическим лицом - ООО "Декстер-Гео" административного правонарушения период времени с 2014-2015 года (период в течение которого Общество осуществляло деятельность по изготовлению технических паспортов)
Место совершения юридическим лицом - ООО "Дексатер-Гео" административного правонарушения: г. Тула и Тульская обл.
Согласно письменным пояснениям ООО "Декстер-Гео" (вх. N 5098 от 09.09.2015 г.), Общество не нарушало требования Федерального закона "О защите конкуренции".
Кроме того, начиная с 28.04.2015 г. ООО "Декстер-Гео" изготовлением технических паспортов на объекты жилого фонда не занимается.
Факт совершения административного правонарушения юридическим лицом - ООО "Декстер-Гео" подтверждается протоколом по делу N АП 02-11/66-2015 об административном правонарушении от 25 сентября 2015 года, а также другими материалами дела, в том числе антимонопольного N 02-02/10-2015.
Срок давности привлечения юридического лица - ООО "Декстер-Гео" к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ за нарушение антимонопольного законодательства, на момент вынесения настоящего постановления не истек.
Решая вопрос о виде и размере административного наказания, учитывается характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Установлено смягчающее обстоятельство, предусмотренное пунктом 7 части 1 статьи 4.2. КоАП РФ - добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор).
Руководствуясь статьями 23.48, 29.9, а также частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ, постановил:
Признать юридическое лицо - ООО "Декстер-Гео" (ИНН 7106510928, г. Тула, ул. Бундурина, д. 40), виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 101 000 (сто одна тысяча) рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.
Реквизиты для уплаты административного штрафа:
Сумму штрафа надлежит уплатить:
Получатель: ИНН 7107026090/КПП 710601001
УФК Минфина России по Тульской области
(Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области)
КБК 161 116 020 1001 6000 140
ОКТМО 70701000
Банк получателя: Отделение Тула
БИК 047003001
Р\сч 40101810700000010107
Назначение платежа - административный штраф по постановлению Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 2 октября 2015 года за нарушение Федерального закона "О защите конкуренции".
Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление, по факсу 359365.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1 КоАП, а также частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Дата получения (выдачи) постановления о наложении штрафа - 2 октября 2015 года
Дата вступления постановления в законную силу - 13 октября 2015 года
Срок исполнения постановления - до 13 декабря 2015 года
Срок оплаты административного штрафа (часть 1 статьи 32.2 КоАП) - до 13 декабря 2015 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 2 октября 2015 г. N АП 02-11/66-2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016