Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области
от 5 мая 2010 г.
Комиссия Тверского УФАС России (далее - Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - Демина И.С., руководитель управления,
члены Комиссии:
Посохова Л.В., заместитель руководителя управления;
Фомин В.М., заместитель руководителя - начальник отдела контроля размещения государственного заказа управления;
Норотков Е.А., специалист эксперт отдела контроля органов власти управления,
рассмотрев дело N 06-6/1-06-2010 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространении на телеканале "Пилот" рекламы биологически активной добавки "Гепацепт",
в присутствии представителей:
- ООО "Здоровье Нации": <__> (доверенность от 21.01.2010 б/н), <__> (доверенность от 01.02.2010 б/н);
в отсутствие надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела:
- заявителя: <__>
- заинтересованного лица: ООО РТРП "ТВ-Пилот",
УСТАНОВИЛА:
В Тверское УФАС России поступило заявление гражданина Косивцова Р.Ю. о распространении в течение 2009 года на телеканале "Пилот" рекламы биологически активной добавки (БАД) "Гепацепт" ("HEPACEPTR") с нарушением требований Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе).
В соответствии со статьей 1 Закона о рекламе целями данного закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
В соответствии со статьей 4 Закона о рекламе законодательство Российской Федерации о рекламе состоит из Закона о рекламе. Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы могут регулироваться также принятыми в соответствии с Законом о рекламе иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" (далее - Закон о лекарственных средствах) лекарственные средства - это вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений, минералов, методиками синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся также вещества растительного, животного или синтетического происхождения, обладающие фармакологической активностью и предназначенные для производства и изготовления лекарственных средств (фармацевтические субстанции).
Согласно статье 19 Закона о лекарственных средствах лекарственные средства могут производиться, продаваться и применяться на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление государственного контроля и надзора в сфере обращения лекарственных средств.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.10.2006 N 736 утвержден Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по государственной регистрации лекарственных средств.
В соответствии с этим регламентом документом, подтверждающим факт государственной регистрации лекарственного средства, является регистрационное удостоверение.
Согласно свидетельству о государственной регистрации от 29.02.2008 N 77.99.23.3.У.1692.2.08 "Гепацепт" является биологически активной добавкой к пище.
Пункт 1 части 1 статьи 25 Закона о рекламе устанавливает, что реклама биологически активных добавок не должна создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами.
В связи с этим, на рекламу БАД "Гепацепт" в полной мере распространяется запрет, установленный пунктом 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе, а именно - запрет на указание в рекламе на его лечебные свойства.
В ходе проведенной Тверским УФАС России проверки установлено следующее:
Реклама БАД "Гепацепт" осуществлялась в период с 10.01.2010 по 18.01.2010 (всего 6 выпусков) в рамках телепрограммы "Красота и здоровье" в эфире канала "Пилот" (ООО "Редакции теле-радио-программы "ТВ Пилот") (продолжительностью 7 минут). Телепрограмма состоит из двух взаимосвязанных частей.
Первая часть телепрограммы "Красота и здоровье" построена в форме диалога между ведущей программы Оксаной Мшвелидзе и представленной как врач высшей категории Ивановой Еленой Владимировной. Во вступительном слове ведущая говорит о том, что "лечение любой болезни нужно начинать с очищения печени. В наше время это утверждение не потеряло своей актуальности, потому что здоровая печень - это путь к здоровью всего организма". В ходе диалога ведущая спрашивает у Ивановой Е.В. о функциях печени, о заболеваниях, к которым приводит неправильная работа печени. Иванова Е.В. говорит о том, что "Печень - это самый крупный внутренний орган, это фильтр нашего организма, каждый день печень ведет отчаянную борьбу с множеством вредных веществ, которые попадают в организм из внешней среды. Это красители и консерванты пищи, это бактерии и вирусы, это смолы табака, это алкоголь, и наконец - это те лекарства, которые мы принимаем". На вопрос ведущей, к каким последствиям приводит зашлакованность печени, если не пользоваться различными методиками детоксикации, оставлять все как есть, Иванова Е.В. отвечает: "В печени любого человека накапливаются яды и токсины. Это имеет самое неблагоприятное последствие, потому что поврежденные клетки начинают замещаться жировой тканью. Жир спрессовывается с вредными веществами, и клетке уже очень сложно освободиться от него. В результате этого, те клетки, которые не повреждены, начинают работать с усиленной нагрузкой, и не смогут выводить те яды и токсины, которые попадают из внешней среды. Это ведет к циррозу печени, когда поврежденные клетки печени замещаются соединительной тканью, и как самое грозное осложнение - это может развиться рак печени". На вопрос ведущей о том, какие серьезные заболевания других органов провоцирует плохая функциональная работа печени, зашлакованной печени, Иванова Е.В. отвечает: "Страдает иммунная система, человек начинает болеть частыми простудными заболеваниями, он начинает бездумно принимать курсы антибиотиков, от этого печень страдает ещё больше. Страдает сердечно - сосудистая система, поскольку холестерин достаточно повышен у людей с заболеваниями печени, развиваются атеросколератические бляшки, которые ведут к развитию ишемической болезни сердца, и, как финальный - это инсульты и инфаркты. Лечение любого заболевания нужно начинать с очищения печени". По окончании первой части телепрограммы ведущая сообщила о том, что во второй части программы будет дана подсказка, как очистить свою печень.
Вторая часть программы строится в виде диалога между ведущей О. Мшвелидзе и представленной в качестве ведущего специалиста центра (НЦ) "Здоровье Нации" Татьяной Лукьяновой. На вопрос ведущей: "Что современный человек может предпринять для очищения печени" и другие вопросы в ходе такого диалога приводится следующее: "_На протяжении уже более четырех тысяч лет целители восточной медицины всегда начинают лечить любое заболевание с очищения печени. Для этого в своей практике они используют куркумин, это целебное вещество, которое они особым образом выделяют из корня куркумы_ Каким же образом куркумин очищает нашу печень. Для того, чтобы очистить клетки печени от токсинов, шлаков и жира, необходимо перевести их в водорастворимую форму. Куркумин проникает в клетки печени и активирует там очистительные ферменты, которые уже переводят токсины, шлаки и жир в водорастворимые молекулы, которые легко покидают клетку. Таким образом, куркумин запускает процесс самоочищения клеток печени, но должна сказать, для этого необходим высокоочищенный куркумин, в специальной, биологически активной форме_ Но среди российской растительности трудно найти уникальное средство, которое было бы аналогом куркумина. Как быть. Сегодня в Россию пришел уникальный препарат "Гепацепт", который и создан как раз на основе высокоочищенного куркумина, с полным сохранением его биологической активности. Зашлакованная печень, как известно, заселена также бактериями и вирусами, и в ней имеется хроническое воспаление. Именно поэтому препарат "Гепацепт", кроме куркумина, содержит ещё целый комплекс биологически активных веществ растительного происхождения, среди них и босвелливые кислоты, и ресвиртрол, селимарин, и многие другие вещества. Действие этого комплекса направлено на глубокое и полное очищение клеток печени от токсинов, шлаков, жира, бактерий и вирусов_ Как покупатель может защитить себя от подделок. Эксклюзивным правом распространения препарата "Гепацепт" на территории России обладает научный центр "Здоровье нации"_ Вы заинтересовались препаратом "Гепацепт", звоните прямо сейчас по телефону 777-02-77_ Звоните прямо сейчас и вы получите скидку плюс подарки". На вопрос ведущей: "В народе говорят - "препарат для печени", так вот, таких препаратов на самом деле очень много Чем препарат, о котором Вы говорите, отличается от всех остальных", Лукьянова Т. отвечает: "Сегодня довольно много средств, которые в народе называют "средство для печени". Но действие этих препаратов направлено на укрепления оболочки клеток печени, и ничего общего с очищением клеток печени они не имеют. Они не способны освободить клетки от токсинов, шлаков, жира, бактерий и вирусов. Для этого необходимо использовать уникальный растительный препарат "Гепацепт", не имеющий аналогов по своему составу и действию. Препарат "Гепацепт" обеспечивает глубокое и полное очищение клеток печени". Также Лукьянова Т. сообщила о наличии всех сертификатов качества и безопасности на препарат "Гепацепт" как в России, так и в Евросоюзе, после чего сказала: "Уникальный растительный препарат "Гепацепт" комплексно очистить нашу печень от токсинов, шлаков, жира, бактерий и вирусов. Очищение печени необходимо каждому из нас, поскольку здоровье печени - ключ к здоровью всего организма". Затем ведущая подытожила: "Дорогие друзья! Будьте здоровы! Не теряйте надежду и пользуйтесь важными советами, которые Вы получаете из нашей передачи".
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Указанная телепередача полностью подпадает под определение рекламы и содержит все ее признаки: адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, продвижение его на рынке, распространялась в средствах массовой информации.
Первая часть телепрограммы с рекламой БАД "Гепацепт" направлена на создание у потребителей рекламы впечатления о том, что зашлакованность печени - это распространенное заболевание, которое в свою очередь провоцирует такие смертельно опасные заболевания как цирроз печени, рак печени и ишемические заболевания, и необходимости лечения "зашлакованности" печени. "Способ лечения" дается во второй части рекламного блока - это применение "препарата" "Гепацепт"; указывается на его уникальность, отсутствие аналогов по положительному воздействию на организм человека. Таким образом, реклама БАД "Гепацепт" создает впечатление, что данный препарат является лекарственным средством, и указывает на лечебные свойства, то есть, на положительное влияние на течение болезни, что запрещено пунктом 6 части 5 статьи 5 и частью 1 статьи 25 Закона.
Наличие информационного текста следующего содержания: "Б.А.Д. не является лекарственным средством", размещаемого в течение 25 секунд, а также дважды текста с информацией о регистрации БАД "Гепацепт", о рекламодателе, о том, что является БАДом и не является лекарственным средством, не означает, что реклама в этой связи является надлежащей, тем более, что цветовая гамма такой информации совпадает с цветовой гаммой изображения и делает ее малозаметной. Таким образом, содержание рекламы создает у ее потребителей общее впечатление о том, что БАД "Гепацепт" обладает лечебными свойствами.
Следовательно, реклама БАД "Гепацепт" размещалась с нарушением требований пункта 6 части 5 статьи 5 и пункта 1 части 1 статьи 25 Закона о рекламе.
Согласно статье 38 Закона о рекламе, за нарушение требований, установленных частью 5 статьи 5 и частью 1 статьи 25 Закона о рекламе, ответственность несет рекламодатель, а также рекламопроизводитель в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Продавцом товара, а также лицом, определившим объект рекламирования, является ООО "Здоровье Нации", что подтверждается как содержанием рекламы, так и договором N 72/И на рекламно - информационное обслуживание от 17.11.2009, заключенным ООО "Здоровье Нации" с ООО Редакцией теле-радио-программы "ТВ Пилот".
В ходе рассмотрения дела по существу представители ООО "Здоровье Нации" подтвердили, что рекламодателем является ООО "Здоровье Нации", а также пояснили, что реклама БАД "Гепацепт" прекращена.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать рекламу биологически активной добавки к пище "Гепацепт", распространяемую рекламодателем - ООО "Здоровье Нации", на телеканале "РЕН-ТВ" ("ТВ-Пилот"), ненадлежащей в связи с нарушением требований части 5 статьи 5 и части 1 статьи 25 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Предписание об устранении нарушения рекламного законодательства ООО "Здоровье Нации" не выдавать, поскольку нарушение прекращено до рассмотрения настоящего дела по существу.
3. Передать материалы дела N 06-6/1-06-2010 уполномоченному должностному лицу Тверского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 17 мая 2010 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии И.С. Демина
Члены Комиссии Л.В. Посохова
В.М. Фомин
Е.А. Норотков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области от 5 мая 2010 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016