Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области
от 2 октября 2015 г. N 04-01/07-2015
Резолютивная часть решения оглашена 30 сентября 2015 года.
В полном объёме решение изготовлено 2 октября 2015 года.
Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии: |
<_> заместитель руководителя - начальник отдела контроля экономической концентрации и естественных монополий Смоленского УФАС России; <_> главный специалист-эксперт отдела контроля экономической концентрации и естественных монополий Смоленского УФАС России; <_> ведущий специалист-эксперт отдела контроля экономической концентрации и естественных монополий Смоленского УФАС России, |
в отсутствии лиц, участвующих в деле: Ответчика (МУП "Коммунальщик"), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела; и Заинтересованного лица (ООО "Авангард"), от которого поступило ходатайство от 28.09.2015 N144/15 о рассмотрении дела N04-01/07-2015 без участия представителей общества,
рассмотрев дело N04-01/07-2015 по признакам нарушения МУП "Коммунальщик" (215010, Смоленская область, г. Гагарин, ул. Мелиоративная, д. 11) пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон "О защите конкуренции"), установила:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области (далее - Смоленское УФАС России) поступило заявление ООО "Авангард" от 23.06.2015 N110 с требованием о возбуждении в отношении МУП "Коммунальщик" дела об административном правонарушении по части 2.1 статьи 19.5 и части 2 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указывая на неисполнение предприятием выданного ему предписания по делу N04-01/01-2015.
Определением Смоленского УФАС России от 24.06.2015 N1917/04 ООО "Авангард" было отказано в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении МУП "Коммунальщик".
Смоленское УФАС России в инициативном порядке рассмотрело спорную ситуацию в отношениях между ООО "Авангард" и МУП "Коммунальщик" по вопросу заключения договора на размещение (захоронение) отходов, собрало дополнительные доказательства и пришло к выводам о наличии в действиях предприятия признаков нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
В соответствии с частью 2 статьи 39.1 Федерального закона "О защите конкуренции" МУП "Коммунальщик" было выдано предупреждение о прекращении действий (бездействия), содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства от 15.07.2015 N2158/04, согласно которому МУП "Коммунальщик" надлежало его выполнить в течение десяти дней со дня получения.
В частности, МУП "Коммунальщик" необходимо было подписать со своей стороны Договор на оказание услуг на размещение (захоронение) отходов от 01.07.2015, направленный ООО "Авангард" письмом от 27.05.2015 N 106, о чем надлежало сообщить Смоленскому УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, представив документальное подтверждение его исполнения.
Письмом от 28.07.2015 N97 МУП "Коммунальщик" сообщило Смоленскому УФАС России, что не уклоняется от заключения договора с ООО "Авангард". В вязи с тем, что стороны не пришли к единому мнению по условиям договора, МУП "Коммунальщик" просило сообщить на каких условиях должен быть заключён договор - на условиях МУП "Коммунальщик" (письмо от 10.04.2015 N53) или на условиях ООО "Авангадр" (письмо от 27.05.2015N106).
МУП "Коммунальщик" также указало, что проект договора, направленный предприятием в адрес ООО "Авангард", соответствует нормам экологической безопасности в области обращения с отходами.
В связи с невыполнением МУП "Коммунальщик" в установленный срок предупреждения Смоленского УФАС России от 15.07.2015 N2158/04 на основании пункта 8 статьи 39.1 Федерального закона "О защите конкуренции" в отношении МУП "Коммунальщик" было возбуждено настоящее дело о нарушении антимонопольного законодательства.
Определением Смоленского УФАС России о назначении дела N04-01/07-2015 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 28.08.2015 N2567/04 ООО "Авангард" было привлечено к рассмотрению дела в качестве заинтересованного лица.
Оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела документы и материалы, Комиссия Смоленского УФАС России приходит к следующему.
Как следует из пункта 1 части 1 статьи 1 Федерального закона "О защите конкуренции" данный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
Частью 2 статьи 1 Федерального закона "О защите конкуренции" установлено, что целями настоящего федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 2 Федерального закона "О защите конкуренции" антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в статье 3 настоящего Федерального закона. Отношения, указанные в статье 3 настоящего Федерального закона, могут регулироваться постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального антимонопольного органа в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством.
Частью 1 статьи 3 Федерального закона "О защите конкуренции" определено, что настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Согласно пункту 10 статьи 4 Федерального закона "О защите конкуренции" под монополистической деятельностью понимается злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.
Согласно части 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Пунктом 5 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" установлено, что запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Приказом Смоленского УФАС России от 01.11.2005 N90 МУП "Коммунальщик" включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, по услугам удаление и обработка твёрдых бытовых отходов с долей более чем 65% в географических границах муниципального образования "Гагаринский район" Смоленской области.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.
Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается. При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 445 ГК РФ если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Статьёй 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ) определено, что данный закон устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса.
Юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие эксплуатацию объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов, в соответствии со статьёй 2 Федерального закона N210-ФЗ признается организацией коммунального комплекса.
В соответствии с пунктами 8 и 12 постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" тарифы на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов (тарифы на услуги по утилизации) устанавливаются с применением одноставочного тарифа из расчета платы за осуществление утилизации, обезвреживания и захоронения 1 куб. метра или 1 тонны твердых бытовых отходов. Тарифы на услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам могут дифференцироваться с учетом различий в стоимости производства и реализации услуг для различных категорий потребителей.
Постановлением Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 29.11.2013 N399 "Об установлении тарифов на услуги по утилизации твердых бытовых отходов МУП "Коммунальщик" (г. Гагарин)" для предприятия установлены тарифы на услуги по утилизации твердых бытовых отходов для расчетов с потребителями.
Указанные тарифы на услуги по утилизации твердых бытовых отходов, установленные для МУП "Коммунальщик", никак не дифференцированы, в том числе, и по классу опасности.
Распоряжением Администрации муниципального образования "Гагаринский район" Смоленской области от 23.05.2011 N144-р "О передаче в хозяйственное ведение МУП "Коммунальщик" муниципального имущества" с 01.06.2011 предприятию передана третья очередь полигона ТБО в районе д. Ивашково общей площадью 24314 кв.м., расположенную по адресу: Смоленская обл., Гагаринский район, Акатовское сельское поселение, д. Ивашково.
Федеральной службой по надзору в сфере природопользования МУП "Коммунальщик" выдана лицензия на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности от 12.04.2013 N067 66.
Смоленским УФАС России было установлено, что ООО "Авангард" планирует осуществить деятельность по вывозу твёрдых бытовых отходов с территории г. Гагарин и Гагаринского района Смоленской области, в связи с чем письмом от 27.05.2015 N 106 обратилось к МУП "Коммунальщик" с предложением заключить договор на захоронение отходов на полигоне ТБО, эксплуатируемом предприятием. Предложение было оформлено ООО "Авангард" в виде проекта Договора на оказание услуг на размещение (захоронение) отходов от 01.07.2015 б/н (далее - Договор).
Как следует из текста Договора, предметом договора является оказание возмездных услуг по размещению (захоронению) отходов V класса опасности на полигоне в дер. Ивашково Гагаринского района Смоленской области.
МУП "Коммунальщик" письмом от 05.06.2015 N65 сообщило ООО "Авангард", что "Место расположение и наименование объектов "Заказчика": г. Гагарин Гагаринский район Смоленской области" является существенным условием для Предприятия, а в проекте Договора такого условия нет. Также сообщено, что для заключения договора обществу необходимо представить список предприятий, организаций, предпринимателей, от лица которых будет выступать ООО "Авангард".
Довод МУП "Коммунальщик" о необходимости включения в договор на размещение (захоронение) отходов обязательного условия о том, что ООО "Авангард" обязано осуществлять транспортировку отходов только от предприятий и организаций г. Гагарин и Гагаринского района является несостоятельным и отклоняется комиссией, так как противоречит статье 8 Конституции Российской Федерации и части 2 статьи 1 Федерального закона "О защите конкуренции".
Письмом от 09.07.2015 N83 МУП "Коммунальщик" сообщило Смоленскому УФАС России, что предоставление списка контрагентов ООО "Авангард" необходимо для соблюдения предприятием требований экологического законодательства. Также сообщило, что на территории г. Гагарин и Гагаринского района нет предприятий, организаций, предпринимателей, которые имеют отходы только V класса опасности, которые предполагает вывозить ООО "Авангард".
Указанный довод МУП "Коммунальщик" является неправомерным.
В соответствии с нормами действующего законодательства и Уставам МУП "Коммунальщик", утвержденным постановление Главы администрации муниципального образования "Гагаринский район" Смоленской области от 07.04.2005 N278, предприятие не наделено полномочиями по осуществлению экологического контроля над организациями, осуществляющими транспортировку отходов.
Более того, действующим законодательством не предусмотрена необходимость при заключении договора на размещение (захоронение) отходов на полигонах ТБО представление контрагентом (организациями, транспортирующими отходы) документов, на которые ссылается МУП "Коммунальщик".
МУП "Коммунальщик" является субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке услуг по утилизации твёрдых бытовых отходов, и при наличии экономической или технологической возможности оказания таких услуг заключение такого договора является для него обязательным.
Проанализировав нормы действующего законодательства, комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению дела N04-01/07-2015 приходит к мнению, что МУП "Коммунальщик" не вправе обуславливать заключение договора на утилизацию твёрдых бытовых отходов предоставлением ООО "Авангард" каких-либо документов, связанных с осуществлением последним хозяйственной деятельности на ином рынке - на рынке услуг по вывозу твёрдых бытовых отходов.
МУП "Коммунальщик" не предоставило в материалы дела N04-01/07-2015 какого-либо экономического или технологического обоснования своего поведения на товарном рынке, связанного с уклонением от заключения с ООО "Авангард" договора на утилизацию твёрдых бытовых отходов, в связи с чем такое уклонение является необоснованным.
Более того, Комиссия отмечает следующее, что сроки вывоза отходов не согласуются со сроками заключения договора на утилизацию отходов, так как возможная процедура согласования разногласий может занять значительное время, а при наличии у транспортирующей организации уже заключённых договоров на оказание услуг по вывозу отходов со своими контрагентами, оно не смогло бы выполнить взятые на себя обязательства по таким договорам. В связи с этим, организации, осуществляющие транспортировку отходов на полигон, должны вначале заключить договор на их утилизацию.
28.09.2015 МУП "Коммунальщик" представило Смоленскому УФАС России копию договора от 01.07.2015 б/н на оказание услуг по размещению (захоронению) отходов, заключённого с ООО "Авангард", который подписан со стороны общества без каких-либо разногласий по его условиям.
Таким образом, МУП "Коммунальщик" в добровольном порядке устранило нарушение антимонопольного законодательства.
Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать действия МУП "Коммунальщик" по уклонению от заключения с ООО "Авангард" договора на размещение (захоронение) отходов злоупотреблением доминирующим положением и недопустимыми в соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Прекратить рассмотрение дела N04-01/07-2015, в связи с добровольным устранением МУП "Коммунальщик" нарушения антимонопольного законодательства и его последствий, предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства МУП "Коммунальщик" не выдавать.
Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Председатель Комиссии: |
|
<_> |
Члены комиссии: |
|
<_> |
|
|
<_> |
|
|
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области от 2 октября 2015 г. N 04-01/07-2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016