Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области
(опубликовано 17 мая 2010 г.)
Резолютивная часть решения объявлена 17 мая 2010 года.
Решение в полном объеме изготовлено 24 мая 2010 года.
Комиссия Управления ФАС по Волгоградской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя Управления - начальник отдела органов власти,
член Комиссии - старший государственный инспектор отдела защиты конкуренции и контроля за рекламой,
член Комиссии - специалист 1 разряда отдела защиты конкуренции и контроля за рекламой,
рассмотрев дело N 10-03-9-02/127-ВО, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения на рекламных стендах в лифтовых кабинах жилых домов г. Волгограда рекламы стимулирующего мероприятия о розыгрыше призов среди покупателей магазина "Классика", содержащей признаки нарушения статьи 9 ФЗ "О рекламе" N 38-ФЗ от 13.03.2006 г.,
в присутствии представителей лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
- от ИП С.Е.Б., - М.Е.Г. (доверенность),
- от ООО "ЖЭК ЛифтБоард" (400029, г. Волгоград, ул. Вилянская, 15А), - Х.И.Ю. (доверенность), установила:
30 марта 2009 года Председателем Комиссии Управления ФАС по Волгоградской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе по собственной инициативе возбуждено дело N 10-03-9-02/127-ВО по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения на рекламных стендах в лифтовых кабинах жилых домов г. Волгограда рекламы стимулирующего мероприятия, содержащей признаки нарушения статьи 9 ФЗ "О рекламе" N 38-ФЗ от 13.03.2006 г., а именно: в спорной рекламе отсутствует информация о сроках проведения стимулирующего мероприятия и источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения, по которому потребители рекламы могут ознакомиться об этих условиях.
16 апреля 2010 года рассмотрение дела 10-03-9-02/127-ВО по ходатайству лиц, участвующих в деле, было отложено в связи с необходимостью представления дополнительных объяснений по факту возбуждения дела по признакам нарушения законодательства о рекламе и иных документов, имеющих значение для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела.
Согласно объяснениям представителя ИП С.Е.Б. по факту возбуждения дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в выявленной антимонопольным органом рекламе действительно присутствуют признаки нарушения рекламного законодательства. Между тем, Предпринимателем был согласован для распространения рекламный макет, в котором вся необходимая информация, предусмотренная требованиями ст. 9 ФЗ "О рекламе" о сроках проведения стимулирующего мероприятия и источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения, была указана в нижнем части текста рекламы. В подтверждение данного заявления представителем Предпринимателя был представлен согласованный рекламодателем и рекламораспространителем макет рекламы. На основании изложенного, по мнению представителя Предпринимателя, если нарушение законодательства о рекламе и произошло, то не по вине рекламодателя.
Представитель ООО "ЖЭК ЛифтБоард" подтвердил, что рекламодателем и рекламораспространителем был согласован макет рекламы, в котором была указана информация о сроках проведения стимулирующего мероприятия и источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения. Тот факт, что данная информация не видна на фотоснимке спорной рекламы, размещенной в лифтовой кабине подъезда N 6 жилого дома по ул. Мясникова, д. 2, можно объяснить только тем, что при размещении рекламного плаката произошло смещение части рекламного плаката под рамку информационного стенда. ООО "ЖЭК ЛифтБоард" обязуется в дальнейшем строго следить за отслеживанием подобных технических накладок при размещении рекламно-информационных материалов.
Изучив имеющиеся материалы дела, выслушав объяснения представителей лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, Комиссия пришла к следующим выводам:
Старшим государственным инспектором отдела защиты конкуренции и контроля за рекламой Управления ФАС по Волгоградской области (далее - Управление) в рамках осуществления государственного контроля за соблюдением рекламного законодательства 7.02.2010 г. был проведен мониторинг размещения рекламы на рекламных стендах в лифтовых кабинах жилых домов г. Волгограда, владельцем которых является ООО "ЖЭК ЛифтБоард" (400029, г. Волгоград, ул. Вилянская, 15А), на соответствие требованиям ФЗ "О рекламе" N 38-ФЗ от 13.03.2006 г.
По результатам мониторинга был установлен факт распространения на рекламных стендах в лифтовых кабинах жилых домов Тракторозаводского района г. Волгограда, в частности в лифтовой кабине подъезда N 6 жилого дома по ул. Мясникова, д. 2, следующей рекламы: "Магазин бытовой техники "Классика". Покупай! Скидки до 50%. Выиграй 100 000 рублей или путешествие в Норвегию. Ул. Еременко, 122, (8442)27-07-70".
Согласно статье 3 ФЗ "О рекламе" N 38-ФЗ от 13.03.2006 г. реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;
объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;
рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;
рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Положения настоящего Федерального закона, относящиеся к изготовителю товара, распространяются также на лиц, выполняющих работы или оказывающих услуги (ч. 3 ст. 2 ФЗ "О рекламе).
Рассматриваемая информация содержит все квалифицирующие признаки рекламы, поскольку она адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования - магазину бытовой техники "Классика" и стимулирующему мероприятию по розыгрышу 100 000 рублей или путешествия в Норвегию среди покупателей магазина, формирование или поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке.
Рекламодателем обозначенной рекламы является ИП С.Е.Б., рекламораспространителем - ООО "ЖЭК ЛифтБоард" (400029, г. Волгоград, ул. Вилянская, 15А).
Спорная реклама размещалась на основании договора N 3/12 от 24.12.2009 г. и приложению N 1 к договору, согласно которому утверждены период распространения рекламы и места расположения рекламных конструкций и их количество (г. Волжский - 301 рекламная конструкция, Кировский района г. Волгограда - 201 рекламная конструкция, Красноармейский район г. Волгограда - 423 рекламных конструкций, Ворошиловский район г. Волгограда - 151 рекламная конструкция, Тракторозаводский район г. Волгограда - 261 рекламная конструкция).
Согласно договору б/н от 20.10.2008 г. ООО "ЖЭК" (арендодатель) предоставил ООО "ЖЭК ЛифтБоард" (арендатору) в аренду места в лифтах жилых домов, находящихся в управлении арендодателя согласно приложению N 1 к договору, для размещения рекламных модулей.
Статья 1 ФЗ "О рекламе" N 38-ФЗ от 13.03.2006 г. среди одной из целей настоящего Федерального закона закрепляет реализацию прав потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы.
Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются (ст. 5 ФЗ "О рекламе).
В соответствии со ст. 9 ФЗ "О рекламе" N 38-ФЗ от 13.03.2006 г. в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее - стимулирующее мероприятие), должны быть указаны:
1) сроки проведения такого мероприятия;
2) источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.
В соответствии с пунктом 15 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о правилах и сроках проведения стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, в том числе о сроках окончания приема заявок на участие в нем, количестве призов или выигрышей по его результатам, сроках, месте и порядке их получения, а также об источнике информации о таком мероприятии.
В соответствии с письмом ФАС России "О разъяснении некоторых положений Федерального закона "О рекламе" N АК/34209 от 01.10.2009 г. из приведенных норм следует, что реклама стимулирующего мероприятия в любом случае должна содержать указание на сроки проведения такого мероприятия и источник необходимой информации.
Следовательно, такие сведения (об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения) могут быть доведены до потребителя - потенциального участника стимулирующего мероприятия, рекламодателем иным способом (путем размещения в средствах массовой информации, на сайтах сети Интернет либо предоставления информации по конкретному адресу и т.п.). В силу пункта 2 статьи 9 Федерального закона "О рекламе" в рекламе необходимо указывать источник таких сведений, при этом в рекламе должно содержаться указание на то, какие именно сведения можно получить при обращении к такому источнику, а именно, что содержится в указанном месте (по указанному адресу): информация об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.
При этом, рекламное законодательство не обязывает указывать в рекламе стимулирующего мероприятия информацию об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.
Рассматриваемая реклама в нарушение требований рекламного законодательства не содержит информацию о сроках проведения стимулирующего мероприятия и источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения, по которому потребители рекламы могут ознакомиться об этих условиях, а указаны только адрес и телефон магазина бытовой техники "Классика": Ул. Еременко, 122, (8442)27-07-70".
Сроки проведения стимулирующего мероприятия и источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения должны доводиться до потребителей рекламы полностью и непосредственно в тексте рекламного сообщения, чтобы потребитель мог ознакомиться со всеми условиями и правилами проведения стимулирующего мероприятия до принятия решения об участии в нём.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 г. N 508, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу: "Магазин бытовой техники "Классика". Покупай! Скидки до 50%. Выиграй 100 000 рублей или путешествие в Норвегию. Ул. Еременко, 122, (8442)27-07-70", распространявшуюся на рекламных стендах в лифтовых кабинах жилых домов г. Волгограда, в частности в лифтовой кабине подъезда N 6 жилого дома по ул. Мясникова, д. 2, поскольку в ней нарушены требования статьи 9 ФЗ "О рекламе" N 38-ФЗ от 13.03.2006 г.
2. Выдать ИП С.Е.Б. предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Выдать ООО "ЖЭК ЛифтБоард" (400029, г. Волгоград, ул. Вилянская, 15А) предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (опубликовано 17 мая 2010 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016