Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
(опубликовано 20 мая 2010 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю в сфере размещения заказов в присутствии представителей 390 отдела заказов и поставок (материальных служб тыла) и ООО "Авангард", рассмотрев жалобу ООО "Авангард" и материалы дела N 7-1/108,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО "Авангард" на действия ФГУ "Военный санаторий "Океанский" Дальневосточного военного округа" Министерства обороны Российской Федерации (уполномоченный орган - 390 отдел заказов и поставок (материальных средств тыла), при размещении государственного заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по текущему ремонту лечебного корпуса ФГУ "Военный санаторий "Океанский" Дальневосточного военного округа" Министерства обороны Российской Федерации.
Суть жалобы сводится к доводам, согласно которым документация об аукционе содержит требования к участникам размещения заказа, не предусмотренные законодательством о размещении заказов. По мнению заявителя, требования, указанные в п. 4 Приложения N 2 к аукционной документации: "Победителю аукциона до заключения контракта, необходимо получить заключение на право выполнения строительно-монтажных работ на объектах военной инфраструктуры, выданное 119 отделом Государственного архитектурно-строительного надзора (ГАСН) МО РФ" и в ч. 4.1.5 Проекта государственного контракта - необоснованны, так как органы государственного архитектурно-строительного надзора (ГАСН) МО РФ не уполномочены выдавать разрешения на выполнение строительно-монтажных работ, в том числе и на работы, по текущему ремонту.
В рамках рассмотрения поступившей жалобы, на основании статьи 17 Федерального закона от 21.05.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки. В процессе рассмотрения представленных заказчиком и заявителем, документов и информации установлено следующее. Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме размещено на сайте Сбербанк-АСТ (www. sberbank-ast.ru) 23 апреля 2010 года. Предметом заказа является выполнение работ по текущему ремонту лечебного корпуса ФГУ "Военный санаторий "Океанский" Дальневосточного военного округа" Министерства обороны Российской Федерации. Источник финансирования: средства федерального бюджета и средства, полученные из приносящей доход деятельности. Начальная (максимальная) цена контракта - 9 999 087 рублей. Статус размещения заказа - анализ первых частей заявок.
В процессе проведения внеплановой проверки, ФГУ "Военный санаторий "Океанский" Дальневосточного военного округа" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГУ "ВС "Океанский" Минобороны России") представлен мотивированный отзыв на жалобу, в котором приведены следующие доводы правомерности принятого решения. Военный санаторий является объектом военной инфраструктуры, в котором установлен пропускной режим, и выполнение в нем строительно-монтажных работ регламентируется ведомственными актами Российской Федерации.
Требование о получении разрешения на право выполнения строительно-монтажных работ на объектах военной инфраструктуры, выдвинуто на основании Приказа Минобороны РФ от 26.11.1996 N 424 "Об обеспечении государственного архитектурно-строительного надзора в Министерстве обороны Российской Федерации" и Постановления Правительства РФ от 10.03.2000 г. N 221 "Об утверждении Правил выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости Федерального значения, а также объектов недвижимости на территориях объектов градостроительной деятельности особого регулирования Федерального значения". Перечисленные ведомственные нормативные акты не противоречат требованиям законодательства о размещении заказов.
В ходе рассмотрения дела, представитель 390 отдела заказов и поставок (материальных средств тыла) пояснил аналогичные основания установленного в документации требования о представлении участниками размещения заказа разрешения на право выполнения строительно-монтажных работ на объектах военной инфраструктуры. Представитель заявителя, доводы, изложенные в жалобе, поддержал в полном объеме. В результате анализа документации о проведении открытого аукциона в электронной форме, на предмет соблюдения требований Федерального Закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", установлено.
Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме, в пункте 4 содержит сведения: "Предмет государственного контракта; место выполнения работ; начальная (максимальная) цена контракта (цена лота): в соответствии с Приложением N 2 к Документации об аукционе". Пункт 4 статьи 41.5 Закона N 94-ФЗ, устанавливает требования, которые должны содержаться в извещении, в том числе предмет государственного или муниципального контракта с указанием количества поставляемого товара, объема оказываемых услуг, место оказания услуг и начальную (максимальную) цену контракта (цена лота). Отсутствие в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме, обязательной информации о размещаемом заказе, нарушает ч. 4 ст. 41.5 Закона N 94-ФЗ.
В приложении N 2 к аукционной документации установлено требование, о том, что победителю аукциона до заключения контракта, необходимо получить заключение на право выполнения строительно-монтажных работ на объектах военной инфраструктуры, выдаваемое 119 отделом Государственного архитектурно-строительного надзора (ГАСН) МО РФ. Ссылка, государственного заказчика и уполномоченного органа, в подтверждение права требовать указанное разрешение, на Приказ Минобороны РФ от 26 ноября 1996 N 424 "Об обеспечении государственного архитектурно-строительного надзора в Министерстве обороны Российской Федерации" несостоятельна, поскольку Приказом министра обороны Российской Федерации от 30.12.2007 N 550, указанный Приказ, признан утратившим силу и в настоящее время не действует.
Наряду с этим, указанные государственным заказчиком, уполномоченным органом и заявителем жалобы нормативные правовые акты содержат порядок выдачи разрешений:
- п. 1 Положения о разграничении функций между органами Государственного архитектурно-строительного надзора Российской Федерации и Инспекцией Государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны Российской Федерации по государственному надзору за организационно-правовым порядком и качеством строительства объектов Министерства обороны Российской Федерации утвержденного Приказом от 26.11.1996 N 424 "Об обеспечении государственного архитектурно-строительного надзора в Министерстве обороны РФ" определяет, что Положение является руководящим документом по разграничению государственных полномочий между органами Госархстройнадзора России и Инспекцией Госархстройнадзора Минобороны России в вопросах контроля за организационно-правовым порядком и качеством строительства, реконструкции, расширения объектов, заказчиком по которым выступают организации, предприятия и учреждения Министерства обороны;
- п. 1 Правил выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости федерального значения, а также объектов недвижимости на территориях объектов градостроительной деятельности особого регулирования федерального значения утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2000 N 221 "Об утверждении Правил выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости Федерального значения, а также объектов недвижимости на территориях объектов градостроительной деятельности особого регулирования федерального значения" определяет, что настоящие Правила, разработанные в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяют порядок выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости федерального значения, а также объектов недвижимости на территориях объектов градостроительной деятельности особого регулирования федерального значения;
- п. 1 Административного регламента исполнения Министерством обороны Российской Федерации государственной функции по осуществлению выдачи разрешений на строительство и на ввод в эксплуатацию объектов военной инфраструктуры вооруженных сил Российской Федерации утвержденного Приказом Министра обороны от 19.05.2009 N 443 "Об утверждении административного регламента исполнения Министерством обороны Российской Федерации государственной функции по осуществлению выдачи разрешений на строительство и на ввод в эксплуатацию объектов военной инфраструктуры вооруженных сил Российской Федерации" (далее- Приказ от 19.05.2009 N 443) определяет, что административный регламент направлен на организацию исполнения Министерством обороны Российской Федерации государственной функции по осуществлению выдачи разрешени на строительство и на ввод в эксплуатацию объектов военной инфраструктуры Вооруженных сил Российской Федерации в рамках установленной компетенции Министерства обороны Российской Федерации.
Следовательно, все указанные нормативно-правовые документы определяют порядок выдачи разрешений на строительство объектов и не предусматривают выдачу разрешений на выполнение работ по текущему ремонту объекта недвижимости. Согласно Приказу Министра обороны от 19.05.2009 N 443, разрешения выдаются застройщику, а не подрядной организации, при этом заявителем на получение разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию объектов военной инфраструктуры Вооруженных сил Российской Федерации является юридическое лицо, заключившее договор подряда или государственный контракт на строительство объекта недвижимости и осуществляющее свои обязанности в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Пункт 15 Приказ министра обороны от 19.05.2009 N 443 "Об утверждении административного регламента исполнения Министерством обороны Российской Федерации государственной функции по осуществлению выдачи разрешений на строительство и на ввод в эксплуатацию объектов военной инфраструктуры вооруженных сил РФ" определяет, что при подаче заявления на выдачу данного разрешения прикладываются подлинники и копии правоустанавливающих документов на земельный участок, градостроительный план, схемы земельного участка и проекты объекта капитального строительства.
Таким образом, требование аукционной документации о получении подрядной организацией - победителем открытого аукциона в электронной форме разрешения на выполнение ремонтных работ, невыполнимо и не соответствует положениям законодательства и регламента. На основании ч. 5 ст. 41.6 Закона N 94-ФЗ, документация об открытом аукционе в электронной форме, наряду с предусмотренными частями 3 и 4 настоящей статьи сведениями, должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона. Частью 4 статьи 11 Закона N 94-ФЗ определено, что кроме указанных в частях 1 - 3 настоящей статьи требований, Правительство Российской Федерации, заказчик, уполномоченный орган не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа.
Учитывая указанные выше обстоятельства, государственным заказчиком и уполномоченным органом на размещение заказа, нарушены положения ч. 4 ст. 11, ч. 5 ст. 41.6 Закона N 94-ФЗ, в части установления требований к участникам размещения заказа, не предусмотренных законодательством о размещении заказов. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 17, 60 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Авангард" на действия государственного заказчика ФГУ "Военный санаторий "Океанский" Дальневосточного военного округа" Министерства обороны Российской Федерации (уполномоченный орган - 390 отдел заказов и поставок (материальных средств тыла) - обоснованной.
2. Признать в действиях государственного заказчика ФГУ "Военный санаторий "Океанский" Дальневосточного военного округа" Министерства обороны Российской Федерации (уполномоченный орган - 390 отдел заказов и поставок (материальных средств тыла) нарушения ч. 4 ст. 11, ч. 4 ст. 41.5, ч. 5 ст. 41.6 Федерального закона от 21.05.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать государственному заказчику ФГУ "Военный санаторий "Океанский" Дальневосточного военного округа" Министерства обороны Российской Федерации (уполномоченный орган - 390 отдел заказов и поставок (материальных средств тыла) предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю для решения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
ПРЕДПИСАНИЕ N 24
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю в сфере размещения заказов на основании своего решения от 20.05.2010 N 73 по делу N 7-1/108 о нарушении государственным заказчиком ФГУ "Военный санаторий "Океанский" ДВО" Минобороны России (уполномоченный орган - 390 отдела заказов и поставок (материальных служб тыла) законодательства о размещении заказов (ч. 4 ст. 11, ч. 4 ст. 41.5, ч. 5 ст. 41.6 Федерального закона от 21.05.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"), при размещении государственного заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по текущему ремонту лечебного корпуса для нужд ФГУ "Военный санаторий "Океанский" ДВО" Минобороны России,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Государственному заказчику - ФГУ "Военный санаторий "Океанский" ДВО" Минобороны России (уполномоченному органу - 390 отделу заказов и поставок (материальных служб тыла)) устранить нарушения законодательства о размещении заказов (ч. 4 ст. 11, ч. 4 ст. 41.5, ч. 5 ст. 41.6 Федерального закона от 21.05.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"), допущенные при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по текущему ремонту лечебного корпуса для нужд ФГУ "Военный санаторий "Океанский" ДВО" Минобороны России, путем:
1.1. внесения изменений в извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме, предусмотреть в нем все сведения, предусмотренные ст. 41.5 Закона N 94-ФЗ;
1.2. внесения изменений в документацию о проведении открытого аукциона в электронной форме, путем исключения незаконного требования к участникам размещения заказа, предусмотренном п. 4 Приложения N 2 к документации и п. 4.1.5 Проекта государственного контракта;
1.3. продления сроков подачи заявок, в соответствии с действующим законодательством.
2. О принятом решении по исполнению настоящего предписания уведомить Хабаровское УФАС России в срок до 31 мая 2010 г. (с приложением подтверждающих документов).
Настоящее предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание: в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания, требования органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, его территориального органа, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 50 тысяч рублей, на юридических лиц - в размере 500 тысяч рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (опубликовано 20 мая 2010 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016