Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
(опубликовано 24 мая 2010 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в присутствии представителей Дальневосточного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту (далее - Отдел) и ООО "Радэкс", рассмотрев дело N 8-01/125, возбужденное в отношении Дальневосточного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту по признакам нарушения статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в ходе проведения проверки по заявлению ООО "Радэкс" (далее - заявитель) в связи с отказом в выдаче санитарно-эпидемиологического заключения на партию металлолома ООО "Алди" по результатам радиационных измерений, проведенных заявителем, установлено:
- ООО "Радэкс" является лабораторией радиационного контроля, аккредитованной в установленном порядке в системе аккредитации лабораторий радиационного контроля (САРК) на проведение радиационных измерений, что подтверждается аттестатом аккредитации от 09.07.2008, выданным Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии Российской Федерации;
- 22.03.2010 заявителем проведены радиационные измерения лома черных металлов ООО "Алди" с целью отправки железнодорожным транспортом, о чем составлен протокол радиационного контроля N152-03;
- ООО "Алди" направило заявление в Дальневосточный территориальный отдел управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения с приложением указанного протокола и других необходимых документов, но получило отказ в выдаче заключения в связи с тем, что радиационный контроль проведен организацией с ненадлежащей организационно-правовой формой.
В заседании представитель Отдела пояснил, что Отдел является структурным подразделением Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту, последний, в свою очередь, входит в состав Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Российской Федерации. Соответственно, Отдел исполняет указание руководителя Роспотребнадзора России Г.Г. Онищенко от 04.03.2010 N013098-0-32 о том, что платные услуги, оказываемые в целях предоставления территориальными органами Роспотребнадзора государственных услуг, могут оказываться федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями. Указанное письмо основывается на положениях Постановления Правительства Российской Федерации от 02.12.2009 N984 "О перечне платных услуг, оказываемых организациями в целях предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг" (далее - Постановление N984). Протоколы, представленные ООО "Алди" для получения санитарно-эпидемиологического заключения на партию металлолома, оформлены надлежащим образом. Но для получения указанного заключения необходимы протоколы радиационных измерений, проведенных организациями с надлежащей организационно-правовой формой. В Хабаровском крае удовлетворяют данным требованиям только ФГУП "Радон" и Дальневосточный филиал ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту".
Представитель ООО "Радэкс" считает, что письмо руководителя Роспотребнадзора Г.Г. Онищенко не распространяется на радиационные измерения. Радиационный контроль относится к ведению горного и промышленного надзора. Доставка металлолома железнодорожным транспортом требует санитарно-эпидемиологического заключения. При транспортировке металлолома другим видом транспорта выдача санитарно-эпидемиологического заключения не требуется. Проведение аккредитации осуществляется Ростехнадзором, соответственно, обязательный радиационный контроль партии металлолома имеет отношение к промышленной безопасности и регулируется законом "О промышленной безопасности".
Комиссия Хабаровского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, пришла к следующему выводу. В соответствии с пунктом 1 части 9 Федерального закона от 09.01.1996 N3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" (далее - Закон о радиационной безопасности) государственное нормирование в области обеспечения радиационной безопасности осуществляется путем установления санитарных правил, норм, гигиенических нормативов, правил радиационной безопасности, государственных стандартов, строительных норм и правил, правил охраны труда, распорядительных, инструктивных, методических и иных документов по радиационной безопасности. Указанные акты не должны противоречить положениям Закона о радиационной безопасности.
В соответствии с пунктом 2 Порядка организации и проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, утвержденного приказом Роспотребнадзора от 19.07.2007 N224, санитарно-эпидемиологическая экспертиза - это деятельность Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, ее территориальных органов, структурных подразделений и федеральных государственных учреждений федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, федеральных государственных учреждений здравоохранения, а также других организаций, аккредитованных в установленном порядке, по установлению соответствия (несоответствия) проектной и иной документации, объектов хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ, услуг, предусмотренных статьями Федерального закона от 30 марта 1999 N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N52), техническим регламентам, государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
Статья 7 Федерального закона от 27.12.2002 N184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон о техническом регулировании) определяет, что технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие, в частности, ядерную и радиационную безопасность. Пунктом 6 статьи 46 Закона о техническом регулировании установлено, что до принятия технического регламента по ядерной и радиационной безопасности техническое регулирование в области ядерной и радиационной безопасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом "Об использовании атомной энергии" и Федеральным законом "О радиационной безопасности населения". Технический регламент по ядерной и радиационной безопасности в настоящее время не принят, поэтому надлежит руководствоваться указанными федеральными законами.
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии Российской Федерации проводит аккредитацию и выдает аттестаты аккредитации испытательной лаборатории (центра) в системе аккредитации лабораторий радиационного контроля, что соответствует статье 31 Закона о техническом регулировании и пункту 5.4.9 Положения о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 N 294. На основании пункта 4.8. приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.04.2001 N114 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "гигиенические требования к обеспечению радиационной безопасности при заготовке и реализации металлолома"" (далее - Приказ N114) радиационный контроль партии металлолома, подготовленный к реализации, а также загруженного металлоломом транспортного средства проводят аккредитованные в установленном порядке на право проведения соответствующих измерений лаборатории радиационного контроля. Результаты радиационного контроля оформляются протоколом измерений.
Как установлено пунктом 7.3. Приказа N114, санитарно-эпидемиологическое заключение на партию металлолома выдается для загруженной и готовой к отправке транспортной единицы или нескольких единиц, следующих как одно целое в адрес одного грузополучателя, на основе протоколов измерений, проведенных аккредитованными в установленном порядке лабораториями радиационного контроля, и протокола измерений, оформленного на данную партию металлолома заготовительной организацией по результатам производственного радиационного контроля.
Для получения санитарно-эпидемиологического заключения на партию металлолома индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с пунктом 7.5. Приказа N114 должны представить в учреждение госсанэпиднадзора следующие документы:
- заявку на проведение санитарно-эпидемиологической оценки партии металлолома,
- копию лицензии на право деятельности по заготовке (переработке, реализации) металлолома,
- протокол измерений, оформляемый на партию металлолома заготовительной организацией по результатам производственного радиационного контроля,
- протокол измерений аккредитованной в установленном порядке лабораторией радиационного контроля.
В соответствии с пунктом 3 приказа Роспотребнадзора России от 19.07.2007 N224 санитарно-эпидемиологическое заключение на продукцию, указанную в подпункте 12 пункта 1, а именно: строительное сырье и материалы, в которых гигиеническими нормативами регламентируется содержание радиоактивных веществ, в том числе производственные отходы для повторной переработки и использования в народном хозяйстве, лом черных и цветных металлов (металлолом), предназначенных для использования исключительно на объектах железнодорожного транспорта, выдает руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту - главный санитарный врач РФ по железнодорожному транспорту и его заместитель. Таким образом, учреждение Госсанэпиднадзора осуществляет санитарно-эпидемиологическую оценку партии металлолома по представленным документам в соответствии с пунктом 2 Перечня платных услуг, оказываемых организациями в целях предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг, утвержденного Постановлением N 984.
ООО "Алди" направило в Дальневосточный территориальный отдел управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту необходимые документы для получения санитарно-эпидемиологического заключения на металлолом с целью отправки железнодорожным транспортом: заявку на проведение санитарно-эпидемиологической оценки партии металлолома, копию лицензии на право деятельности по заготовке (переработке, реализации) металлолома, протокол измерений, оформляемый по результатам производственного радиационного контроля, протокол измерений аккредитованной в установленном порядке лабораторией радиационного контроля (ООО "Радэкс"), но получило отказ в выдаче заключения в связи с тем, что радиационный контроль проведен организацией с ненадлежащей организационно-правовой формой.
Оказание услуг по проведению радиационных измерений металлолома регулируется Законом о техническом регулировании, Законом о радиационной безопасности и не относится к услугам, поименованным в пункте 2 Постановления N984. В данной связи отказ Отдела Роспотребнадзора в выдаче санитарно-эпидемиологического заключения не основан на положениях приведенного законодательства. Таким образом, отказывая в выдаче санитарно-эпидемиологического заключения по результатам радиационных измерений, проведенных ООО "Радэкс", Дальневосточный территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту необоснованно препятствует осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, чем нарушает часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ установлена административная ответственность должностных лиц федеральных органов исполнительной власти за совершение действий, недопустимых антимонопольным законодательством. На основании изложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
РЕШИЛА:
1. Признать действия Дальневосточного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту, выразившиеся в непринятии протокола радиационных измерений партии металлолома, выполненных ООО "Радэкс", аккредитованным в установленном законодательством порядке, и в отказе выдачи санитарно-эпидемиологического заключения, что повлекло необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, нарушающими часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
2. Выдать Дальневосточному территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N22
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) на основании своего решения от 24.05.2010 N 32 по делу N 8-01/125 о нарушении Дальневосточным территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Дальневосточному территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту прекратить нарушение антимонопольного законодательства, с целью чего в дальнейшем принимать протоколы радиационных измерений, составленные по результатам радиационных измерений, проведенных организациями, аккредитованными на данный вид деятельности в соответствии с действующим законодательством, вне зависимости от их организационно-правовых форм.
2. В срок до 10 июня 2010 года сообщить в Хабаровское УФАС России об исполнении данного предписания.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (опубликовано 24 мая 2010 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016