Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области
от 21 мая 2010 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Коренченко К.А.- зам. руководителя управления - начальник отдела контроля органов власти;
Ширинская В.В. - специалист 1 разряда отдела контроля органов власти;
Коба И. В. - специалист-эксперт отдела контроля органов власти
рассмотрев, дело N 172 от 25.02.2010 г. по признакам нарушения ООО "Росттехинформ" (344010, г. Ростов-на-Дону, пр. Ворошиловский, 46/176) части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции"),
в присутствии представителя Заявителя - председателя комитета - <_>
вприсутствии представителей Ответчика - директора ООО "Росттехинформ" <_> и представителей по доверенности <_> и <_>
УСТАНОВИЛА:
09.02.2010 г. (вх. N1219) в Ростовское УФАС России поступило заявление Таганрогского городского общественного объединения "Комитет народного контроля" на действия ООО "Росттехинформ", выразившиеся в рассылке ООО "Росттехинформ" индивидуальным предпринимателям и организациям г. Таганрога писем, способных ввести в заблуждение относительно лиц, имеющих право изготавливать бланки строгой отчетности.
Так, в вышеназванных письмах, ООО "Росттехинформ", ссылаясь на Постановление Правительства РФ от 06.05.2008 г. N359 "О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники" указывает на то, что объединение работодателей "Росбытсоюз" и Ремесленная палата России разработали, утвердили и зарегистрировали в Российском Авторском обществе единые бланки строгой отчетности для наличных денежных расчетов с населением за оказанные платные услуги без применения контрольно-кассовой техники, а также "Рекомендации по заполнению единых бланков строгой отчетности".
Письма ООО "Росттехинформ" содержат следующие выражения: "_Информация о разработке и утверждении единых бланков строгой отчетности направлена в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, Министерства финансов РФ, Управления федеральной налоговой службы субъектов РФ", "_Единые бланки строгой отчетности и рекомендации по их применению введены в действие с 1 июля 2008 г.", "_ООО "Росттехинформ заключен лицензионный договор с АНО "Ремесленная академия" о предоставлении права использования Рекомендаций и Бланков на территории Ростовской области_", "Организации всех форм собственности_ могут приобрести единые бланки строгой отчетности в Ростове-на-Дону (основной офис) и пункте реализации в Таганроге".
При этом, буквальное прочтение вышеуказанного письма может создать впечатление о том, что хозяйствующие субъекты осуществляющие деятельность без применения контрольно-кассовой техники должны применять только единые бланки строгой отчетности, разработанныеАНО "Ремесленная академия", приобрести которые можно только у ООО "Росттехинформ", а не использование хозяйствующими субъектами данных единых бланков строгой отчетности нарушает действующее законодательство.
Вместе с тем, вышеуказанная позиция не соответствует действительности в связи со следующим.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 г. N359 утверждено Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (далее - Положение).
Согласно данному Положению, документы, приравненные к кассовым чекам, предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению, оформляются на бланках строгой отчетности.
Реквизиты, которые должен содержать соответствующий документ, приведены в пункте 3 Положения.
Информационным Письмом Министерства финансов РФ (далее - Минфин РФ) от 23 июня 2008 г. N03-01-15/8-239 и Информационным письмом Минфина РФ от 22 августа 2008 г. "О порядке утверждения форм бланков строгой отчетности" разъяснено, что организация и индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги населению, для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники вправе использовать самостоятельно разработанный документ, в котором должны содержаться реквизиты, установленные пунктом 3 Положения, если иное не предусмотрено пунктами 5 и 6. Утверждение формы такого документа уполномоченными федеральными органами исполнительной власти не требует.
В соответствии с пунктом 4 Положения бланк документа изготавливается типографским способом или формируется с использованием автоматизированных систем.
В соответствии с п.2 ч.1 ст. 14 ФЗ "О защите конкуренции" запрещается недобросовестная конкуренция, в том числе путем введения в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей.
Однако, информация, распространенная ООО "Росттехинформ" может вводить потребителей типографских услуг в заблуждение относительно организации, имеющей право изготавливать бланки строгой отчетности. Кроме того, указание в письме сведений о том, что "информация о разработке и утверждении единых бланков строгой отчетности направлена в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, Министерства финансов РФ, Управления федеральной налоговой службы субъектов РФ", а также о том, что "единые бланки строгой отчетности и рекомендации по их применению введены в действие с 1 июля 2008 г." создает ложное впечатление того, что данные формы бланков утверждены органами государственной власти и официально введены для обязательного использования.
При таких обстоятельствах в действиях ООО "Росттехинформ" содержатся признаки нарушения п.2 ч.1 ст.14 ФЗ "О защите конкуренции".
На основании данных фактов 25.02.2010 г. было возбуждено настоящее дело.
На определение о возбуждении дела ООО "Росттехинформ" представило пояснения, в которых указало на то, что целями рассылки спорных писем было информирование хозяйствующих субъектов о действующих нормативно-правовых актах, регламентирующих осуществление организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники и об изготавливаемых и реализуемых ООО "Росттехинформ" бланках строгой отчетности и возможности их приобретения в данной организации.
Кроме того, ООО "Росттехинформ" в объяснениях отметило, что ни в одном из писем не содержится ложной информации для потенциальных потребителей бланков строгой отчетности, а также отсутствуют сведения о том, что изготовлением и реализацией их в Ростовской области занимается только ООО "Росттехинформ". Создать подобное впечатление может только невнимательное прочтение данного письма.
Присутствующие на заседании Комиссии представители Ответчика поддержали доводы, изложенные в представленном ранее объяснении, а также утверждали о том, что информация, содержащаяся в вышеуказанных письмах, не способна ввести потребителей полиграфических услуг в заблуждение.
Присутствующий на заседании Комиссии представитель Заявителя утверждал, что при прочтении текста вышеупомянутых писем у потребителя может создаться впечатление о том, что единые бланки строгой отчетности разработаны и введены в действие для обязательного использования их индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами осуществляющими наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.
Кроме того, представитель Заявителя усомнился в правомерности предоставления правовой охраны единым бланкам строгой отчетности и рекомендациям по их заполнению как объектам авторских прав.
При этом, с целью подтверждения исключительных авторских прав на произведения научно-прикладного характера (единые бланки строгой отчетности и инструкции по их применению) представитель Ответчика заявил ходатайство о направлении Ростовским УФАС России запроса АНО "Ремесленная Академия" о предоставлении копии свидетельства, выданного общероссийской общественной организацией "РАО", подтверждающего вышеуказанные исключительные права. Данное ходатайство было удовлетворено, в связи с чем, определением от 05.04.2010 г. рассмотрение настоящего дела было отложено.
11.05.2010 г. (вх. N 5415) на запрос Ростовского УФАС России Российское объединение работодателей сферы бытового обслуживания населения и ремесленников "Росбытсоюз" (далее - "Росбытсоюз") представило свидетельство N314172 от 02.09.2008 г., выданное Российским авторским обществом (далее - РАО), которым удостоверяется, что в РАО зарегистрирован и депонирован результат интеллектуальной деятельности - пособие под названием "Рекомендации по заполнению единых бланков строгой отчетности и их применению и сами единые бланки строгой отчетности для наличных денежных расчетов с населением за оказанные услуги без применения контрольно-кассовой техники (для организаций всех форм собственности, а также при индивидуальной трудовой деятельности).
Комиссия, выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 7 ст.4 ФЗ "О защите конкуренции" конкуренция - это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В силу п.9 ст.4 ФЗ "О защите конкуренции" недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
В соответствии со статьей 10.bis Конвенции по охране промышленной собственности, заключенной 20.03.1883 в Париже (ратифицирована СССР 19.09.1968), запрету подлежат указания или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товаров.
В силу п.2 ч.1 ст. 14 ФЗ "О защите конкуренции" запрещается недобросовестная конкуренция, в том числе путем введения в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей.
Как указано Заявителем и не отрицается Ответчиком, ООО "Росттехинформ" распространило в адрес хозяйствующих субъектов, расположенных на территории г. Таганрога письма (Исх. N 01-64 от 14.09.2009 г. и N 01-91 от 09.12.2009 г.).
В первом фрагменте данного письма содержится следующая фраза: "Направляю в Ваш адрес информацию о бланках строгой отчетности (взамен контрольно-кассовых машин) для организаций, предприятий всех форм собственности и индивидуальных предпринимателей", при этом, в следующем абзаце содержится ссылка на Постановление Правительства РФ от 06.05.2008 г. N359 "О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники", которым установлена возможность использования бланков строгой отчетности.
Таким образом, данный фрагмент текста письма не содержит ложных, неточных и искаженных сведений для потребителей полиграфических услуг, а ссылка на Постановление Правительства РФ дает возможность получателю письма ознакомиться с законодательством, регламентирующим порядок использования бланков строгой отчетности.
Фрагмент текста письма, содержащий информацию о разработке "Росбытсоюз" и Ремесленной палатой России "единых бланков строгой отчетности", а также направлении информации о данной разработке в органы государственной власти субъектов РФ, Министерство финансов РФ, Управление федеральной налоговой службы субъектов РФ является достоверным и документально подтвержденным.
Фрагмент письма, содержащий следующие сведения: "Рекомендации по заполнению единых бланков строгой отчетности и по их применению и сами единые бланки строгой отчетности для наличных денежных расчетов с населением за оказанные услуги без применения контрольно-кассовой техники" зарегистрированы в Российском авторском обществе и являются объектом исключительного авторского права. Изготовление и реализация бланков строгой отчетности осуществляется только на основании лицензионного договора" также не содержит ложной информации и является документально подтвержденным. При этом, фразу "Изготовление и реализация бланков строгой отчетности осуществляется только на основании лицензионного договора" необходимо рассматриватьв контексте с предыдущей информацией, содержащейся в данном абзаце, при совокупном анализе которой следует, что данные сведения относятся не ко всем бланкам строгой отчетности, а к "единым бланкам строгой отчетности", разработанным ОР "Росбытсоюз" и Ремесленной палатой России, являющимися объектом авторского права.
Таким образом, из анализа информации содержащейся в указанных письмах видно, что в рассматриваемом случае сведения были направлены на информирование потребителя полиграфических услуг о разработке "единых бланков строгой отчетности", регистрации их как объекта авторских прав, а также доведении до сведения хозяйствующих субъектов информации о лице, у которого при изъявлении желания, возможно приобрести вышеуказанные единые бланки строгой отчетности. Данные письма не содержат ложных, неточных и искаженных сведений, способных ввести потребителей в заблуждение относительно лица имеющего право изготавливать бланки строгой отчетности.
При таких обстоятельствах, действия ООО "Росттехинформ", выразившиеся в рассылке хозяйствующим субъектам, расположенным на территории г. Таганрога вышеуказанных писем не содержат нарушение п.2 ч.1 ст.14 ФЗ "О защите конкуренции", в соответствии с которым не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе путем введения в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального Закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции",
РЕШИЛА
рассмотрение дела N 172 от 25.02.2010 г., возбужденного в отношении ООО "Росттехинформ" по признакам нарушения части 1 статьи 14 ФЗ "О защите конкуренции", производством прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.
Председатель Комиссии К.А. Коренченко
Члены Комиссии: В.В. Ширинская, И.В. Коба
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
В полном объеме решение изготовлено 25.05.2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 21 мая 2010 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016