Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области
от 27 мая 2010 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии - Бутенко И.В., заместитель руководителя управления, начальник отдела контроля монополистической деятельности,
члены Комиссии: Бердникова Т.Н., главный специалист-эксперт отдела контроля монополистической деятельности, Белова М.Н., специалист-эксперт отдела контроля монополистической деятельности,
рассмотрев дело N 02-10/80-10, возбужденное приказом руководителя Томского УФАС от 28.04.2010 N 126 по признакам нарушения ОАО "Городские электрические сети" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции"), установила:
В Управление федеральной антимонопольной службы по Томской области поступило заявление от <> (вх. N 1983 от 16.04.2010 г.), в котором говорится о нарушении ОАО "Городские электрические сети" антимонопольного законодательства в части установления различной стоимости услуги "проверка схемы учета" для потребителей в зависимости от того, ОАО "ГЭС" производил работы по замене счетчика, либо сторонняя организация. Установление различной цены на услугу проверка схемы учета, по мнению заявителя, приводит к нарушению ОАО "Городские электрические сети" антимонопольного законодательства РФ.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Томской области был проведен анализ рынка услуг проверки схемы учета электроэнергии в географических границах г. Северска, который показал, что ОАО "Городские электрические сети" на указанном рынке занимает доминирующее положение.
Изучив представленные для рассмотрения дела документы и информацию, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.
ОАО "Городские электрические сети" является гарантирующим поставщиком электрической энергии в г. Северске и осуществляет энергоснабжение потребителей (в т.ч. населения) по договорам энергоснабжения в пределах зоны своей деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьей 422 Гражданского кодекса РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно статье 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.
Также, цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей (п. 2 указанной статьи ГК РФ).
Требования, предъявляемые к содержанию договора энергоснабжения изложены в главе IV Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530. В частности пунктом 71 Правил установлено, что в целях надлежащего исполнения обязательств по договору энергоснабжения (договору купли-продажи (поставки) электрической энергии) покупателем должен быть обеспечен учет электрической энергии. В случае если объем фактически потребленной электрической энергии определяется с использованием приборов учета, в договоре энергоснабжения (договоре купли-продажи (поставки) электрической энергии) определяются:
а) технические данные используемых для этих целей приборов, в том числе измерительных трансформаторов (включая тип прибора, заводской номер, коэффициент трансформации, начальные показания), и места их расположения;
б) требования, предъявляемые к условиям эксплуатации и сохранности приборов учета;
в) порядок и периодичность передачи данных коммерческого учета потребителем;
г) срок восстановления работоспособности прибора учета в случае его временного выхода из эксплуатации или утраты;
д) условие об обязательности обеспечения периодического (не чаще 1 раза в месяц) доступа уполномоченных представителей гарантирующего поставщика и (или) сетевой организации, к сетям которой присоединены энергопринимающие устройства потребителя и которая является стороной в заключаемом договоре либо представляет интересы гарантирующего поставщика, к приборам учета для цели проверки условий их эксплуатации и сохранности, снятия контрольных показаний.
В данном случае, отношения по замене приборов учета договором энергоснабжения не регулируются. Эти услуги оказываются в рамках договора об оказании услуг (выполнении работ), не являющегося публичным договором.
Общие положения о цене закреплены в законодательстве, анализ которых позволяет сделать вывод, что гражданско-правовое регулирование цены осуществляется на основании определенных правил и единых принципов. Среди таких принципов гражданско-правового регулирования цены выделяются принцип свободы цены, принцип невозможности произвольного изменения цены, принцип обязательности цены.
На данный вид услуг, как проверка схемы учета электросчетчика, распространяется принцип свободы цены, т.е. стоимость оказания услуг может устанавливаться Обществом самостоятельно. В этом случае применяются нормы ст. 424 Гражданского кодекса РФ, согласно которой исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
Ежегодно ОАО "Городские электрические сети" разрабатывает и утверждает калькуляции на выполнение тех или иных услуг, в том числе на выполнение работ, связанных с демонтажом, монтажом электросчетчика, проверки схемы учета.
Согласно представленных квитанций к приходно-кассовому ордеру N 1552 от 13.04.2010 г. и квитанции N 2596 от 07.07.2009 г. значатся выполнение ОАО "ГЭС" разных видов услуг. Так, на повторную проверку схемы учета потребителей ОАО "ГЭС" утверждена калькуляция N 24 (с 15.01.2010 г.), на ремонт в схеме учета потребителей, включающей в себя комплекс услуг: демонтаж и монтаж электросчетчика, проверка схема учета, утверждена калькуляция N 38 (с 15.01.2010 г.).
При сравнении статей затрат по данным калькуляциям, Комиссия пришла к выводу, что стоимость затрат по данным статьям одинакова, за исключением стоимости затрат на оплату труда.
На основании вышеизложенного, в действиях ОАО "Городские электрические сети" нарушение антимонопольного законодательства РФ в части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" N 135-ФЗ, согласно которой запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, отсутствует.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 2 статьи 45, частью 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, решила:
Прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства N 02-10/80-10 в связи с отсутствием нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в рассматриваемых комиссией действиях ОАО "Городские электрические сети".
Председатель Комиссии И.В. Бутенко
Члены Комиссии Т.Н. Бердникова
М.Н. Белова
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 27 мая 2010 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016