Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Удмуртия
от 29 сентября 2015 г. N ТГ04-03/2015-156Р
резолютивная часть оглашена 22 сентября 2015 года г. Ижевск
изготовлено в полном объёме 29 сентября 2015 года
Постоянно действующая Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в составе:
заместитель председателя Комиссии: <_> - начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике; члены Комиссии: <_> - старший государственный инспектор отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции, <_> - специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции, кворум соблюден,
рассмотрев материалы дела N ТГ04-03/2015-156Р, возбужденного в отношении ИП <_> по заявлению <_> о распространении ненадлежащей рекламы информационной продукции в газете "Мой город Глазов" N 7 от 26.03.2015 г.,
в отсутствии лица, в действиях которого имеются признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе - ИП <_> уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела Комиссией (почтовое отправление N 42600989267713 от 08.09.2015 г.), заявителя - <_> уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела Комиссией (почтовое отправление N 42600989267690 от 04.09.2015 г.), установила:
23.07.2015 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (далее - Удмуртское УФАС России) поступило обращение <> (вх. N 5980) о систематическом нарушении законодательства Российской Федерации при размещении рекламы в газете "Мой город Глазов". В частности, распространении ненадлежащей рекламы информационной продукции в газете "Мой город Глазов" N 7 от 26.02.2015 г. К заявлению приложен номер газеты.
По факту распространения на странице 2 газеты "Мой город Глазов" N 7 от 26.02.2015 г. рекламы зрелищного мероприятия - Первой Республиканской медиа-выставки "Новый мир глазами детей" Удмуртским УФАС России определением от 28.08.2015 г. было возбуждено дело N ТГ04-03/2015-156Р в отношении индивидуального предпринимателя <> по признакам нарушения части 10.1 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" с привлечением к участию в деле в качестве заявителя - <> Рассмотрение дела было назначено на 22.09.2015 г.
Изучив материалы дела N ТГ 04-03/2015-155Р, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
На странице 2 газеты "Мой город Глазов" N 7 от 26.02.2015 г. размещена реклама информационной продукции - Первой Республиканской медиа-выставки "Новый мир глазами детей" без указания знака информационной продукции.
В ответ на запрос Удмуртского УФАС России от 31.07.2015 г. (исх. N ТГ01-17-04/5899) ИП <> представил письменные пояснения исх. N 28 от 13.08.2015 г., согласно которым реклама зрелищного мероприятия - Первой Республиканской медиа-выставки "Новый мир глазами детей" была размещена на странице 2 газеты "Мой город Глазов" N 7 от 26.02.2015 г. на безвозмездной основе. Договоры на размещение данного материала не заключались, акты не подписывались, расчеты не производились.
Также по требованию, содержащемуся в определении о возбуждении дела N ТГ04-03/2015-156Р 15.09.2015 г. (вх. N 7484 э) ИП <> представил копию свидетельства о регистрации СМИ ПИ NТУ 18-0035 от 15.10.2008 г., Устав Редакции газеты "Мой город Глазов", документы, подтверждающие факт оплаты ИП <> издание тиража газеты "Мой город Глазов" N7 от 26.02.2015 г., а также документы, подтверждающие, что газету "Мой город Глазов" издает ИП <> В приложенных пояснениях указано, что знак информационной продукции "12+" размещен вверху страницы 2 и относится ко всем материалам на странице.
Изучив материалы дела N ТГ04-03/2015-156Р, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к следующим выводам.
На странице 2 газеты "Мой город Глазов" N 7 от 26.02.2015 г. распространялась реклама зрелищного мероприятия следующего содержания: "Первая республиканская передвижная медиа-выставка "Новый мир глазами детей" Дорогие дети, родители, педагоги, жители и гости г. Глазова и Удмуртской республики приглашаем вас на выставку 28 февраля - 7 марта по адресу: ул. Татьяны Барамзиной, 14 (Детская школа искусств N4) Тематика творческих работ: Вера, Любовь, Надежда, Мудрость; Россия (Русь) - великая страна; Совершенная планета - цветущий сад; Сотвори Мир мыслью; Великий и могучий русский язык; Пробуждение души; Школа будущего; Единение с природой; Невидимый мир Номинации: - изобразительное искусство; - литературное искусство; - фотоработы; - компьютерные технологии. ОТКРЫТИЕ 28 февраля в 12:00 Часы работы: Понедельник-пятница - с 10.00 до 19.00 Суббота - с 11.00 до 18.00 Воскресенье - выходной день телефон для справок 8(912)448-39-41 Региональное отделение Удмуртской Республики Общероссийского Общественного Движения содействия духовному развитию населения "За Государственность и Духовное возрождение Святой Руси" г. Ижевск, ул. К. Либкнехта, 178, офис 8. Тел. 8(912)856-61-39 e-mail: (неразборчиво)@mail.ru".
В соответствии с пунктом 1) статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", реклама - это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему, и его продвижение на рынке.
Под объектом рекламирования понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Иными словами, информация, признаваемая рекламой, должна удовлетворять следующим условиям, а именно:
-предназначаться для неопределённого круга лиц;
-привлекать, формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования;
- способствовать продвижению объекта рекламирования (товара) на рынке.
Информация, размещенная на странице 2 газеты "Мой город Глазов" N 7 от 26.02.2015 г., направлена на привлечение внимания к зрелищному мероприятию - Первой Республиканской медиа-выставке "Новый мир глазами детей", содержит указание на дату и начало проведения мероприятия, режиме работы выставки, телефоне для справок, способствует продвижению данного мероприятия на рынке, и, следовательно, является рекламой Первой Республиканской медиа-выставки "Новый мир глазами детей".
При этом Комиссия принимает во внимание, что данная информация не является аналитическим материалом или обзором рынка, либо информацией, раскрытие которой является обязательной для потребителя.
В соответствии с частью 10.1 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2010 N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", без указания категории данной информационной продукции.
Согласно статье 2 Федерального закона от 29.12.2010 N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", зрелищное мероприятие - демонстрация информационной продукции в месте, доступном для детей, и в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, в том числе посредством проведения театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, а информационная продукция - предназначенные для оборота на территории Российской Федерации продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", и сетей подвижной радиотелефонной связи.
В соответствии с частью 3 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2010 N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:
1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;
2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;
3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;
4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;
5) информационная продукция, запрещенная для детей.
В соответствии с частью 6 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2010 N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней знака информационной продукции и для ее оборота на территории Российской Федерации.
Согласно статье 12 Федерального закона от 29.12.2010 N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" обозначение категории информационной продукции знаком информационной продукции и (или) текстовым предупреждением об ограничении распространения информационной продукции среди детей осуществляется с соблюдением требований настоящего Федерального закона ее производителем и (или) распространителем следующим образом:
1) применительно к категории информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, - в виде цифры "0" и знака "плюс";
2) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, - в виде цифры "6" и знака "плюс" и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "для детей старше шести лет";
3) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, - в виде цифры "12" и знака "плюс" и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "для детей старше 12 лет";
4) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, - в виде цифры "16" и знака "плюс" и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "для детей старше 16 лет";
5) применительно к категории информационной продукции, запрещенной для детей, - в виде цифры "18" и знака "плюс" и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "запрещено для детей".
В рекламе информационной продукции - Первой Республиканской медиа-выставки "Новый мир глазами детей", размещенной на странице 2 газеты "Мой город Глазов" N 7 от 26.02.2015 г., отсутствует знак информационной продукции, предусмотренный статьей 12 Федерального закона от 29.12.2010 N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".
Довод ИП <> о том, что им не допущено нарушений законодательства о рекламе, поскольку на верху страницы 2 газеты "Мой город Глазов" N 7 от 26.02.2015 г. проставлен знак "12+", Комиссией не принимается, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации", под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год.
Учитывая положения пункта 5 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2010 N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", печатное издание является информационной продукцией.
Следовательно, в силу норм Федерального закона от 29.12.2010 N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", в выпуске периодического печатного издания необходима простановка общего знака информационной продукции, относящейся к информации данного печатного издания.
Комиссией установлено, что знак информационной продукции "12+", выполненный таким же способом, как и на странице 2, содержится и на верху страниц 8, 14 газеты "Мой город Глазов" N 7 от 26.02.2015 г. При этом на страницах 8, 14 данного издания отсутствует какая-либо реклама информационной продукции.
Требования части 10.1 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" являются специальными и требуют простановки отдельного знака информационной продукции в отношении конкретной рекламы информационной продукции, что фактически означает возможность отличия данного знака от общего знака информационной продукции, установленного в отношении отдельного выпуска периодического печатного издания.
Комиссией установлено, что на странице 2 газеты "Мой город Глазов" N 7 от 26.02.2015 г., содержится как реклама информационной продукции - зрелищного мероприятия - Первой Республиканской медиа - выставки "Новый мир глазами детей", так и реклама ООО "Консультант Глазов", объекты рекламирования которой не подпадают под данное понятие, что позволяет применить к последней рекламе общий знак информационной продукции, относящийся к конкретному выпуску газеты "Мой город Глазов" - выпуску N 7 от 26.02.2015 г.
В соответствии с частью 6 статьи 11 Федерального закона от 29.12.2010 N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" до начала демонстрации посредством зрелищного мероприятия информационной продукции ей присваивается знак информационной продукции. Указанный знак размещается на афишах и иных объявлениях о проведении зрелищного мероприятия, а также на входных билетах, приглашениях и иных документах, предоставляющих право его посещения.
Первая Республиканская медиа-выставка "Новый мир глазами детей", являясь самостоятельной информационной продукцией, реклама которого содержится внутри выпуска газеты "Мой город Глазов" N 7 от 26.02.2015 г., подлежит отдельной маркировке в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2010 N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".
Исходя из изложенного, наличие знака информационной продукции "12+", относящегося к выпуску газеты "Мой город Глазов" N 7 от 26.02.2015 г. в целом, не может подменить необходимость маркировки информационной продукции, содержащейся в рекламе Первой Республиканской медиа-выставки "Новый мир глазами детей".
Таким образом, отсутствие в рекламе зрелищного мероприятия - Первой Республиканской медиа-выставки "Новый мир глазами детей" знака информационной продукции, является нарушением части 10.1 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
Согласно части 7 статьи 38 ФЗ "О рекламе" рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью закона статьи 5 настоящего Федерального закона "О рекламе".
Газета "Мой город "Глазов" зарегистрирована в качестве средства массовой информации в соответствии со свидетельством о регистрации СМИ ПИ N ТУ 18-0035 от 15.10.2008 г. Учредителем газеты "Мой город "Глазов" является <> издателем - ИП <>
Таким образом, ИП <> является рекламораспространителем рекламы информационной продукции - Первой Республиканской медиа-выставки "Новый мир глазами детей", размещенной на странице 2 газеты "Мой город Глазов" N 7 от 26.02.2015 г., действия которого нарушают часть 10.1 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
Поскольку Комиссии не представлены доказательства прекращения распространения рассматриваемой рекламы, руководствуясь пунктом 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2008 N 508, Комиссия Удмуртского УФАС России считает необходимым выдать ИП <> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Руководствуясь частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", и в соответствии с пунктами 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, пунктами 3.58, 3.59 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утверждённого Приказом ФАС России от 23.11.2012 N 711/12, Комиссия решила:
1. Признать рекламу информационной продукции - Первой Республиканской медиа-выставки "Новый мир глазами детей", размещенную на странице 2 газеты "Мой город Глазов" N 7 от 26.02.2015 г., ненадлежащей, нарушающей требования части 10.1 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Признать индивидуального предпринимателя <> нарушившим требования части 10.1 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
3. Выдать ИП <> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
4. Передать материалы дела N ТГ04-03/2015-156Р уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для возбуждения в отношении ИП <> производства по делу об административном правонарушении предусмотренному частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение и предписание могут быть обжалованы в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Удмуртия от 29 сентября 2015 г. N ТГ04-03/2015-156Р
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016