Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области
(опубликовано 27 мая 2010 г.)
Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе (далее - Комиссия): <_>
рассмотрев дело N 07-18/2010-026, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе при распространении рекламы в эфире телеканала СТС в телепрограмме "Золотой Век" (ООО "СТС - Золотой век"),
в присутствии представителей лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
- ООО "СТС - Золотой век" <_>
- ООО МЦ "Ивастрамед" <_>
представителя заявителя - ЗАО "ТРК Барс" <_> установила:
09 марта 2010 г. в Ивановское УФАС России поступило заявление ЗАО "ТРК Барс" с записями телепередачи "ПРО Здоровье" о том, что телекомпания "СТС - Золотой век" нарушает нормы Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе).
Так, 01 марта 2010 года выходила телепередача "ПРО Здоровье", посвященная лечению заболеваний катаракты, общей продолжительностью менее 15 минут, из которых около 10 минут рекламировались клиника "Ивастрамед", услуги, оказываемые данной клиникой. Кроме того, в рекламном ролике содержались ссылка на конкретные случаи излечения от заболевания и выражения благодарности физических лиц в связи с успешно проведенной операцией в данной клинике.
Данные факты свидетельствуют о признаках нарушения п. 2 ч. 4 ст. 14 и п.п. 2, 3 ч. 1 ст. 24 Закона о рекламе, в соответствии с которыми не допускается прерывать рекламой и совмещать с рекламой способом "бегущей строки" телепередачи продолжительностью менее чем пятнадцать минут; реклама методов лечения и медицинских услуг не должна содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека, содержать выражения благодарности физических лиц в связи с использованием объекта рекламирования.
Согласно ч. 3 ст. 14 Закона о рекламе общая продолжительность распространяемой в телепрограмме рекламы, прерывание телепрограммы рекламой и совмещение способом "бегущей строки" или иным способом ее наложения на кадр телепрограммы не может превышать пятнадцать процентов времени вещания в течение часа (не более 9 минут). В рассматриваемой телепередаче "ПРО Здоровье" только реклама клиники "Ивастрамед" составила около 10 минут, что свидетельствует о признаках нарушения ч. 3 ст. 14 Закона о рекламе.
По данным фактам Ивановским УФАС России 27 апреля 2010 года было возбуждено дело N 07-18/2010-026 по признакам нарушения ч. 3 и п. 2 ч. 4 ст. 14, п.п. 2 и 3 ч. 1 ст. 24 Закона о рекламе.
Рассмотрев материалы дела и выслушав объяснения представителей ООО "СТС - Золотой век" и ООО МЦ "Ивастрамед", Комиссия пришла к следующим выводам.
Сюжет о лечении катаракты в медицинском центре "Ивастрамед" (ООО МЦ "Ивастрамед") продолжительностью около 10 минут, является рекламой, так как полностью подпадает под понятие рекламы: адресован неопределенному кругу лиц и направлен на привлечение внимания к объектам рекламирования (медицинскому центру "Ивастрамед" и хирургическому методу лечения катаракты - ультрозвуковое удаление хрусталика - замена гибким искусственным хрусталиком), формирует и поддерживает интерес к ним и способствует их продвижению на рынке.
Рассматриваемый сюжет начинается с фразы ведущего программы - врача НИИ МИД <_> "Ни очки, ни капли, ни какие другие препараты не могут уменьшить уже возникшее помутнение хрусталика. Единственный способ - это хирургическое лечение, замена его на искусственную интерокулярную линзу", которая сказана на фоне вывески "ООО Медицинский центр "Ивастрамед" Офтальмологическое отделение. Адрес: г. Иваново, ул. Ташкентская, д. 90" и режима работы данного центра. Следом идут комментарии врача-офтальмолога МЦ "Ивастрамед" <_> в заключении которых звучит фраза: "Мы принимаем всех желающих по предварительной записи в удобное для них время".
Телепередача "ПРО Здоровье" прерывается рекламой МЦ "Ивастрамед", в которой говорится о месте нахождения, истории развития, преимуществах и первых врачах- хирургах данного центра. В ходе рекламного блока врач-офтальмолог <_> рассказывает о современном подходе к лечению катаракты - о методе факоэмульсификации. В заключении рекламного ролика пациенты МЦ "Ивастрамед" <_> говорят об излечении от катаракты после хирургического вмешательства врачей МЦ "Ивастрамед", а также выражают благодарность сотрудникам и главному врачу центра.
Все вышеизложенное свидетельствует о том, что данная телепередача "ПРО Здоровье" продолжительностью около 10 минут посвящена МЦ "Ивастрамед" и методу лечения катаракты, используемому врачами центра, что в свою очередь позволяет сделать вывод о том, что рассматриваемая телепередача является рекламой.
Согласно ст. 3 Закона о рекламе, реклама - информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.
Сюжет о МЦ "Ивастрамед" и методе лечения катаракты попадает под понятие рекламы, так как соответствует всем её признакам:
- распространяется с помощью средства массовой информации (на телеканале "СТС - Золотой век");
- адресован неопределенному кругу лиц и направлен на привлечение внимания к объектам рекламирования (медицинскому центру "Ивастрамед" и методу лечения катаракты - факоэмульсификации), формирует и поддерживает интерес к ним и способствует их продвижению на рынке.
В соответствии с изложенным, телепередача "Про Здоровье", продолжительностью менее 15 минут, содержит в себе рекламный сюжет, продолжительность которого около 10 минут, о медицинском центре "Ивастрамед" и методе лечения катаракты, применяемом врачами данного центра, а также ссылки на конкретные случаи излечения от заболевания в результате применения метода лечения и слова благодарности сотрудникам данного центра. Данные факты свидетельствуют о нарушении ч. 3 и п. 2 ч. 4 ст. 14, п.п. 2 и 3 ч. 1 ст. 24 Закона о рекламе.
За нарушение требований ч. 3 и п. 2 ч. 4 ст. 14 Закона о рекламе, согласно части 7 статьи 38 данного закона, ответственность несет рекламораспространитель, за нарушение требований п.п. 2 и 3 ч. 1 ст. 24 Закона о рекламе согласно части 6 статьи 38 данного закона ответственность несет рекламодатель. В соответствии с ч. 8 ст. 38 Закона о рекламе рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в ч. 3 и п. 2 ч. 4 ст. 14 и п.п. 2 и 3 ч. 1 ст. 24 закона, в случае если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
Рекламопроизводителем и рекламораспространителем в данном случае является ООО "СТС - Золотой век", а рекламодателем - ООО МЦ "Ивастрамед".
Комиссией Ивановского УФАС России установлено, что в рассматриваемом случае ООО МЦ "Ивастрамед" заключило договор N 37 от 08.02.2010 г. на размещение рекламы на телеканале "СТС - Золотой век". Из письменных объяснений ООО МЦ "Ивастрамед" следует, что медицинский центр предоставил свою площадку для съемки и выделил специалистов для комментариев в связи с применением метода лечения катаракты - факоэмульсификации, так как центр занимается данной методикой более трёх лет. Сюжет телепередачи "ПРО Здоровье" ООО МЦ "Ивастрамед" не просматривался и не согласовывался. Согласно заключенному договору реклама размещалась в начале и в конце телепередачи.
Представитель заявителя - ЗАО "ТРК Барс" <_> поддержал доводы, изложенные в заявлении.
Представитель ООО МЦ "Ивастрамед" <_> факт нарушения законодательства о рекламе обществом не признал, пояснив, что медицинский центр "Ивастрамед" в данном случае не является рекламодателем. МЦ "Ивастрамед" лишь предоставил помещение и комментарии специалистов для съемок телепередачи.
Представитель ООО "СТС - Золотой век" <_> признал факты нарушения законодательства о рекламе и пояснил, что партнером рассматриваемой передачи "ПРО Здоровье" являлась клиника "Ивастрамед" (ООО МЦ "Ивастрамед"), предоставившая свое помещение и консультации специалистов для проведения съёмки программы. Сюжет о лечении катаракты в рамках программы "ПРО Здоровье" не был предоставлен ООО МЦ "Ивастрамед" для согласования, так как не расценивался как рекламный. Также добавил, что клиника не имеет никакого отношения к данной передаче и не может быть признана в данном случае рекламодателем. ООО "СТС - Золотой век" является рекламопроизводителем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы. С января 2010 года шеф-редактором (главным редактором) была назначена <_>, которая должна просматривать все телепередачи на предмет соблюдения требований законодательства о рекламе, однако, в силу недостаточного знания норм закона она, разрешила выпуск телепередачи в данном виде для эфира.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать действия ООО "СТС - Золотой век", по фактам прерывания рекламой телепередачи "ПРО Здоровье", продолжительность которой составляет менее пятнадцати минут, и превышения времени вещания рекламы в течении часа ненадлежащими, поскольку в данном случае нарушены требования части 3 и пункта 2 части 4 статьи 14 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Признать рекламу метода лечения катаракты - факоэмульсификации, применяемую врачами медицинского центра "Ивастрамед" (ООО МЦ "Ивастрамед"), содержащую ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения данного метода, а также слова благодарности физическими лицами в связи с использованием объекта рекламирования, ненадлежащей, поскольку в данном случае нарушены требования п.п. 2 и 3 ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе".
3. Выдать ООО "СТС - Золотой век" предписание о прекращении нарушений законодательства РФ о рекламе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для возбуждения дел об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.3 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Подписи членов Комиссии
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
27 мая 2010 г. г. Иваново
Ивановского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: <_>
на основании своего решения от 27 мая 2010 г. по делу N 07-18/2010-026 о признании ненадлежащими действий ООО "СТС - Золотой век", по фактам превышения времени вещания рекламы в течение часа, прерывания рекламой телепередачи "ПРО Здоровье", продолжительность которой менее 15 минут, и о признании рекламы метода лечения катаракты - факоэмульсификации, применяемого медицинским центром "Ивастрамед", ненадлежащей и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. ООО "СТС - Золотой век", <_> устранить выявленное нарушение законодательства РФ о рекламе, допущенное при прерывании рекламой телепередачи "ПРО Здоровье" продолжительностью менее пятнадцати минут, для чего со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение пункта 2 части 4 статьи 14 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе": прекратить распространение рекламных материалов в телепередачах продолжительностью менее 15 минут.
2. ООО "СТС - Золотой век", <_> устранить выявленное нарушение законодательства РФ о рекламе, допущенное при превышении времени вещания рекламы в течение часа, для чего со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение части 3 статьи 14 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе": не превышать лимит рекламного времени, установленный законодательством (9 минут) на вещание рекламы в телепрограммах на телеканале "СТС - Золотой век".
3. ООО "СТС - Золотой век", <_> устранить выявленное нарушение законодательства РФ о рекламе, допущенное при производстве и распространении в телепередаче "ПРО Здоровье" рекламы метода лечения катаракты - факоэмульсификации, применяемого медицинским центром "Ивастрамед", содержащей ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения данного метода, для чего со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение пункта 2 части ч. 1 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе": либо прекратить распространение указанной рекламы, либо убрать из рекламы метода лечения катаракты - факоэмульсификации ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения данного метода, выражения благодарности физическим лицам в связи с использованием объекта рекламирования.
4. ООО "СТС - Золотой век", <_> представить в Ивановское УФАС России письменные доказательства исполнения пунктов 1, 2 и 3 настоящего предписания до 10 июня 2010 года.
Невыполнение в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе влечет привлечение к административной ответственности в соответствии с пунктом 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Подписи членов Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области (опубликовано 27 мая 2010 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016