Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия
(опубликовано 29 сентября 2015 г.)
Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России) Попкова Ю.В., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении по части 2 статьи 14.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в отношении В, направленные с письмом ОГИБДД ММО МВД РФ "Чамзинский" от 16.03.2015 N 2000 (вх.N1027 от 20.03.2015), установила:
При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении рассмотрены поступившие в Мордовское УФАС России с письмом ОГИБДД ММО МВД РФ "Чамзинский" от 16.03.2015 N 2000 (вх.N1027 от 20.03.2015) административные материалы на, а именно, протокол 13 АП N 095096 (755) от 18.02.2015 об административном правонарушении, составленный гос.инспектором ОГИБДД ММО МВД РФ "Чамзинский", ст.л-том полиции Кирилловым Ю.В., с приложенными к такому протоколу 4 (четырьмя) фототаблицами и списком нарушений с 13.03.1995 (2) от 13.03.2015, которыми 18.02.2015 зафиксирован факт размещения рекламы на бортах транспортного средства ГАЗ 32213, государственный регистрационный номер, в части использования такого транспортного средства в качестве рекламной конструкции, за что предусмотрена ответственность по части 2 статьи 14.38 КоАП РФ.
В составленном протоколе 13 АП N 095096 (755) от 18.02.2015 об административном правонарушении отсутствует подпись должностного лица, составившего протокол, чем не соблюдены требования части 5 статьи 28.2 КоАП РФ.
Также в протоколе 13 АП N 095096 (755) от 18.02.2015 об административном правонарушении отсутствует указание на содержание текста рекламы, для размещения которой использовалось транспортное средство ГАЗ 32213, государственный регистрационный номер, а также норма законодательства Российской Федерации о рекламе, устанавливающая запрет на такое размещение.
Однако, из приложенных к протоколу 13 АП N 095096 (755) от 18.02.2015 об административном правонарушении фототаблиц следует, что на бортах транспортного средства ГАЗ 32213, государственный регистрационный номер, нанесены текстовые надписи "Stolz Keramik&Klinker", "КИРПИЧ КЕРАМИЧЕСКИЙ 8 (83447) 23-0-94 dkz06@mail.ru" с изображением образа строителя, занимающегося кирпичной кладкой, "8 (83447) 23-0-94 dkz06@mail.ru КИРПИЧ ЛИЦЕВОЙ пустотелый полнотелый КАМЕНЬ КЕРАМИЧЕСКИЙ с пазогребенным соединением ДОРОЖНЫЙ КЛИНКЕР КЛИНКЕРНЫЙ КИРПИЧ".
Посредством распространенной информации, направленной на привлечение внимания неопределенного круга лиц к строительному материалу - кирпичу, заказать который можно по телефону 8 (83447) 23-0-94 и по электронной почте dkz06@mail.ru, формируется и поддерживается интерес к предлагаемым товарам и их продавцу, тем самым такая информация способствует продвижению таких товаров на рынке, что по всем признакам соответствует понятию рекламы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с помощью любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" объект рекламирования - товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности, либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Объектом рекламирования рассматриваемой рекламы является строительный кирпич, заказать который можно по телефону 8 (83447) 23-0-94 и по электронной почте dkz06@mail.ru.
Особенности использования транспортного средства для размещения рекламы установлены статьей 20 Федерального закона "О рекламе".
В силу части 2 статьи 20 Федерального закона "О рекламе" использование транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций, в том числе переоборудование транспортных средств для распространения рекламы, в результате которого транспортные средства полностью или частично утратили функции, для выполнения которых они были предназначены, переоборудование кузовов транспортных средств с приданием им вида определенного товара, запрещается.
Следовательно, приведенной нормой устанавливается запрет на размещение рекламы на транспортных средствах только в тех случаях, когда такое использование приводит к изменению целевого использования транспортного средства.
Частью 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" определено, что рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 2 статьи 20 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Согласно части 1 статьи 20 Федерального закона "О рекламе" размещение рекламы на транспортном средстве осуществляется на основании договора, заключаемого рекламодателем с собственником транспортного средства или уполномоченным им лицом либо с лицом, обладающим иным вещным правом на транспортное средство.
С учетом приведенных законоположений, в рассматриваемом случае рекламораспространителем может быть признан не любой владелец транспортного средства, а только тот, кто является собственником транспортного средства или уполномоченное им лицо либо является лицом, обладающим иным вещным правом на транспортное средство.
Согласно части 4 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
За нарушение требований части 2 статьи 20 Федерального закона "О рекламе" предусмотрена ответственность по части 2 статьи 14.38 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 14.38 КоАП РФ использование транспортного средства исключительно или преимущественно в качестве передвижной рекламной конструкции, в том числе переоборудование транспортного средства для распространения рекламы, в результате которого транспортное средство полностью или частично утратило функции, для выполнения которых оно было предназначено, переоборудование кузова транспортного средства с приданием ему вида определенного товара, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
В силу части 1 и части 3 статьи 23.1 КоАП РФ полномочия по рассмотрению дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.38 КоАП РФ, находятся в ведении судов, арбитражных судов.
Следовательно, поступивший на рассмотрение в Мордовское УФАС России протокол 13 АП N 095096 (755) от 18.02.2015 об административном правонарушении не подведомственен рассмотрению территориальным антимонопольным органом.
Между тем, на основании пункта 4 статьи 29.1 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении должностное лицо антимонопольного органа выясняет, имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу.
КоАП РФ не предусмотрено извещение на стадии подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении лиц, участвующих в деле, и органа, составившего протокол об административном правонарушении, в связи с чем настоящее постановление вынесено в их отсутствие.
В полномочия антимонопольного органа, осуществляющего государственный надзор в сфере рекламы, входит установление признаков нарушения части 2 статьи 20 Федерального закона "О рекламе", корреспондирующихся с административной ответственностью по части 2 статьи 14.38 КоАП РФ, на основании которых могут быть сделаны выводы о наличии либо отсутствии события административного правонарушения по части 2 статьи 14.38 КоАП РФ.
Объектом административного правонарушения по части 2 статьи 14.38 КоАП РФ являются общественные отношения в сфере рекламы.
Объективная сторона административного правонарушения по части 2 статьи 14.38 КоАП РФ выражается в нарушении запрета части 2 статьи 20 Федерального закона "О рекламе", а именно, в использовании транспортного средства исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций, в том числе переоборудование транспортных средств для распространения рекламы, в результате которого транспортные средства полностью или частично утратили функции, для выполнения которых они были предназначены, переоборудование кузовов транспортных средств с приданием им вида определенного товара.
Субъектами административного правонарушения являются физические лица, юридические лица и должностные лица, выступающие в качестве рекламораспространителей.
С субъективной стороны указанное административное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.
В силу части 1 статьи 26.1 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, которые в соответствии с частью 2 указанной статьи, устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Протокол 13 АП N 095096 (755) от 18.02.2015 об административном правонарушении составлен в отношении В, как должностного лица, работающего в должности механика ООО "Дубенский кирпичный завод".
Между тем, исполнение должностных обязанностей механика само по себе не является доказательством того, что механик В является лицом, осуществляющим распространение рекламы строительного кирпича с использованием транспортного средства ГАЗ 32213, государственный регистрационный номер, поскольку для установления в действиях механика ООО "Дубенский кирпичный завод" действий рекламораспространителя необходимы документально подтвержденные данные о том, что в служебные обязанности механика входят организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции ООО "Дубенский кирпичный завод" по размещению рекламы на рассматриваемом транспортном средстве при условии, что названное Общество является собственником транспортного средства или уполномоченным им лицом либо лицом, обладающим иным вещным правом на транспортное средство.
Отсутствие фактических данных о том, что В - механик ООО "Дубенский кирпичный завод" является рекламораспространителем, наделенным служебными обязанностями размещать рассматриваемую рекламу на транспортном средстве ГАЗ 32213, государственный регистрационный номер, указывает на то, что он не может быть признан субъектом административного правонарушения по части 2 статьи 14.38 КоАП РФ.
Вместе с тем, в протоколе 13 АП N 095096 (755) от 18.02.2015 об административном правонарушении отсутствуют данные о том, что размещение рекламы на бортах транспортного средства ГАЗ 32213, государственный регистрационный номер, в виде нанесенной информации "Stolz Keramik&Klinker", "КИРПИЧ КЕРАМИЧЕСКИЙ 8 (83447) 23-0-94 dkz06@mail.ru" с изображением образа строителя, занимающегося кирпичной кладкой, "8 (83447) 23-0-94 dkz06@mail.ru КИРПИЧ ЛИЦЕВОЙ пустотелый полнотелый КАМЕНЬ КЕРАМИЧЕСКИЙ с пазогребенным соединением ДОРОЖНЫЙ КЛИНКЕР КЛИНКЕРНЫЙ КИРПИЧ", привело к тому, что такое транспортное средство стало использоваться исключительно или преимущественно в качестве передвижной рекламной конструкции.
Данные фототаблиц, приложенных к протоколу 13 АП N 095096 (755) от 18.02.2015 об административном правонарушении, показывают, что нанесенные на бортовые поверхности автомобиля (фургона) с гос.номером рекламные надписи и изображения, не повлияли на целевое использование автомобиля для перевозки пассажиров и багажа.
Поскольку размещение рассматриваемой рекламы строительного кирпича не привело к тому, что транспортное средство используется исключительно или преимущественно в качестве передвижной рекламной конструкции, к такой рекламе не применим запрет части 2 статьи 20 Федерального закона "О рекламе", что указывает на отсутствие события административного правонарушения по части 2 статьи 14.38 КоАП РФ.
Следовательно, данные, указанные в протоколе 13 АП N 095096 (755) от 18.02.2015 об административном правонарушении, не свидетельствуют о событии административного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.
В силу части 2 статьи 29.4 КоАП РФ при наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Руководствуясь статьей 24.5, 29.1, 29.4 КоАП РФ, постановила:
Дело об административном правонарушении, возбужденное протоколом 13 АП N 095096 (755) от 18.02.2015 об административном правонарушении, составленным гос.инспектором ОГИБДД ММО МВД РФ "Чамзинский", ст.л-том полиции Кирилловым Ю.В., в отношении должностного лица - механика ООО "Дубенский кирпичный завод" В, прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения по части 2 статьи 14.38 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 3 части 1, частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Руководитель Управления Ю.В.Попков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (опубликовано 29 сентября 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016