Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области
от 31 мая 2010 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии - Бутенко И.В., заместитель руководителя управления, начальник отдела контроля монополистической деятельности,
члены Комиссии: Бердникова Т.Н., главный специалист-эксперт отдела контроля монополистической деятельности, Белова М.Н., специалист-эксперт отдела контроля монополистической деятельности,
рассмотрев дело N 02-10/79-10, возбужденное приказом руководителя Томского УФАС от 28.04.2010 N 124 по признакам нарушения ООО "Энергосбыт" пункта 1 части 1 статьи 14 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции"),
УСТАНОВИЛА:
В Управление федеральной антимонопольной службы по Томской области поступило заявление от ИП Андреева С.В. (вх. N 2095 от 22.04.2010 г.), в котором говорится о нарушении ООО "Энергосбыт" антимонопольного законодательства в части устранения конкуренции на рынке услуг по установке, замене приборов учета.
Изучив представленные для рассмотрения дела документы и информацию, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.
Общество с ограниченной ответственностью "Энергосбытовая компания" является юридическим лицом и осуществляет деятельность по снабжению потребителей электрической энергией (п. 10 Устава Общества).
В газете "Диалог" (N 16 от 16.04.2010 г.) ООО "Энергосбыт" опубликовало информационное сообщение об установке, замене приборов учета электроэнергии. По мнению заявителя, услуги, оказываемые им оказались невостребованными в связи с распространением ООО "Энергосбыт" сведений следующего содержания:
1. "На данный момент право на действия по установке, замене приборов учета имеет только ООО "Энергосбыт".
2. "В соответствии с выше изложенным приборы учета, установленные и замененные самовольно или с привлечением организации, не имеющей право производить данный вид работ, приниматься не будут. В этом случае начисление объема за потребленную электроэнергию будет производиться с учетом нормативов потребления".
Статьей 14 Федерального закона РФ N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлен запрет на недобросовестную конкуренцию, а именно не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации (п. 1 ч. 1 указанной статьи).
По общему правилу, при установлении недобросовестной конкуренции необходимо учитывать наличие на соответствующем рынке конкурентных отношений (конкурентной ситуации), т.е. когда имеются другие реальные или потенциальные конкуренты, производящие или реализующие аналогичные (взаимозаменяемые) товары (работы, услуги) (пункты 4 и 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
В данном случае, услуги по установке, замене приборов учета оказываются как ООО "Энергосбыт", так и ИП Андреевым С.В., таким образом, на указанном рынке существуют конкурентные отношения.
Заявитель считает, что убытками являются потеря или уменьшении прибыли за счет неправомерных действий, направленных на отвлечение клиентуры от заявителя, но документального подтверждения возникших убытков в ходе рассмотрения данного дела заявителем представлено не было. Однако для признания конкретных действий недобросовестной конкуренцией и их пресечения антимонопольному органу не требуется в обязательном порядке устанавливать наличие убытков или ущерба деловой репутации.
В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом и иными правовыми актами (пункт 2 статьи 543 ГК РФ).
Как указано в пункте 139 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утв. Постановлением Правительства от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила N 530) гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация, сетевая организация, потребители, а также производители (поставщики) электрической энергии определяют порядок проектирования, монтажа, приемки в эксплуатацию, технического обслуживания и эксплуатации приборов учета, перечень имеющихся приборов учета, используемых в целях определения обязательств, а также порядок снятия показаний и расчета на их основании объемов принятой (отпущенной) электрической энергии в соответствующих договорах об осуществлении технологического присоединения, оказания услуг по передаче электрической энергии, энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии. По согласованию сторон для выполнения указанных работ допускается привлечение 3-й стороны.
Гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация или сетевая организация (в случае заключения с потребителем договора оказания услуг по передаче электрической энергии) на основании соответствующих договоров с гражданами-потребителями обеспечивает за их счет установку, замену в случае выхода из строя, утраты или истечения срока эксплуатации, а также обслуживание (поверку, калибровку, замену) приборов учета, находящихся в собственности граждан-потребителей, если гражданин-потребитель не заключит договор на установку и (или) обслуживание его приборов учета с иным лицом. В целях выполнения указанной обязанности гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация вправе урегулировать отношения по установке приборов учета и их обслуживанию с сетевой организацией на основании договора оказания услуг по передаче электрической энергии или договора оказания услуг по установке и обслуживанию приборов учета (пункт 140).
Правилами N 530 предусмотрено привлечение 3-й стороны только по согласованию сторон договора энергоснабжения.
Таким образом, действия по оказанию платных услуг (установка и замена приборов учета электрической энергии) третьим лицом, в данном случае которым является ИП Андреев С.В., должны быть согласованы с энергосбытовой компанией.
Исходя из смысла текста информационного сообщения, размещенного ООО "Энергосбыт" в СМИ никто, кроме ООО "Энергосбыт", не имеет право на действия по установке, замене приборов учета, кроме того, приборы установленные с привлечением сторонней организации, приниматься не будут. Каких-либо ссылок на возможность привлечения третьей стороны для установки, замены приборов учета с учетом требований пункта 138 Правил N 530, в тексте данного информационного сообщения ООО "Энергосбыт" не указало.
На основании вышеизложенного, действия ООО "Энергосбыт", заключающиеся в опубликовании информационного сообщения об установке, замене приборов учета электроэнергии, содержащее в вышеуказанном тексте ложные, неточные или искаженные сведения, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации, привели к нарушению пункта 1 части 1 статьи 14 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 2 статьи 45, частью 1 статьи 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать факт нарушения в рассматриваемых комиссией действиях ООО "Энергосбытовая компания" пункта 1 части 1 статьи 14 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать ООО "Энергосбытовая компания" предписание о прекращении недобросовестной конкуренции.
3. Передать материалы дела N 02-10/79-10 специалисту Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Председатель Комиссии И.В. Бутенко
Члены Комиссии Т.Н. Бердникова
М.Н. Белова
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 31 мая 2010 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016