Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Удмуртия
от 25 сентября 2015 г. N ТГ04-03/2015-128Р
резолютивная часть оглашена 22 сентября 2015 года г. Ижевск
изготовлено в полном объёме 25 сентября 2015 года
Постоянно действующая Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в составе:
заместитель председателя Комиссии:<_> - начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике; члены Комиссии: <_> - старший государственный инспектор отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции, <_> - специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции, кворум соблюден,
рассмотрев материалы дела N ТГ04-03/2015-128Р, возбужденного в отношении ИП <_> по обращению <_> о распространении в газете "Мой город Глазов" N 18 от 14.05.2015 г. рекламы с признаками нарушения Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе",
в отсутствии лица, в действиях которого имеются признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе - ИП <_> уведомленного надлежащим образом о времени и месте заседания Комиссии (почтовое уведомление N 42900990759380 от 10.09.2015 г.),
в отсутствии заявителя <_> уведомленного надлежащим образом о времени и месте заседания Комиссии (почтовое уведомление N 42600989267690 от 04.09.2015 г.), установила:
23.07.2015 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (далее - Удмуртское УФАС России) поступило обращение <_> (вх. N 5980) о систематическом нарушении законодательства Российской Федерации при размещении рекламы в газете "Мой город Глазов" с приложением номеров газеты и таблицы нарушений.
В частности, заявитель указал на нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе при размещении на странице 11 газеты "Мой город Глазов" N 18 от 14.05.2015 г. статьи "Похудеть путем кодирования Это реально!" о деятельности врача-психотерапевта <_>
Удмуртским УФАС России определением от 27.08.2015 г. было возбуждено дело N ТГ04-03/2015-128Р в отношении ИП <_> по признакам нарушения пункта 1) части 3 статьи 5, статьи 16, части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", с привлечением к участию в деле в качестве заявителя - <_> Рассмотрение дела было назначено на 22.09.2015 г
Изучив материалы дела N ТГ04-03/2015-128Р, Комиссия установила следующее.
В газете "Мой город Глазов" N 18 от 14.05.2015 г. размещена статья "Похудеть путем кодирования Это реально!". По мнению заявителя, статья имеет признаки рекламы, а также содержит в себе признаки недобросовестной рекламы.
В статье имеется упоминание о фамилии врача, осуществляющего кодирование, месте осуществления деятельности, дате очередного приема, номере телефона глазовского представителя врача, а также об информационной работе, проведенной жительницей Ижевска, по результатам которой женщина сделала вывод о том, что врач-психотерапевт <_> предлагает самый эффективный метод похудеть.
У редакции газеты "Мой город Глазов" и врача-психотерапевта <_> были запрошены необходимые документы и сведения.
18.08.2015 г. (вх. N 6643) от ИП <_> поступили пояснения, согласно которым статья "Похудеть путем кодирования Это реально!" не является рекламной (о чем имеется пометка в нижнем углу страницы 11). Договор на публикацию не заключался, акты не подписывались, оплата не производилась, макет не согласовывался. ИП <_> сообщает, что статья - это благодарный отзыв на работу врача-психотерапевта. Индивидуализирующие сведения упомянуты в статье для того, чтобы отзыв не стал источником рекламы для других лиц (экстрасенсов, колдунов), предлагающих подобные услуги. Кроме того, ИП <_> поясняет, что читатели газеты постоянно обращаются за уточняющими данными после публикации каких-либо положительных отзывов, и во избежание лишних вопросов был размещен номер телефона глазовского представителя врача. Также ИП <_> подчеркивает, что сравнение деятельности <_> с подобной деятельностью других лиц является субъективным, о чем было упомянуто в статье.
По требованию, содержащемуся в определении о возбуждении дела N ТГ04-03/2015-128Р 16.09.2015 г. (вх. N 7522) от ИП <_> в Удмуртское УФАС России ИП <_> представил копию свидетельства о регистрации СМИ ПИ NТУ 18-0035 от 15.10.2008 г., Устав Редакции газеты "Мой город Глазов", документы, подтверждающие факт оплаты ИП <_> издание тиража газеты "Мой город Глазов" N18 от 14.05.2015 г., а также документы, подтверждающие, что газету "Мой город Глазов" издает ИП <_>
15.09.2015 г. (вх. N7479) от <_> в Удмуртское УФАС России поступили запрошенные документы.
Изучив материалы дела N ТГ04-03/2015-128Р, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к следующим выводам.
На странице 11 газеты "Мой город Глазов" N 18 от 14.05.2015 г. размещена статья "Похудеть путем кодирования Это реально!", в правом нижнем углу которой расположена пометка "не является рекламой".
Согласно пункту 1) статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", реклама представляет собой информацию, распространяемую любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц, направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему, а также его продвижению на рынке.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Иными словами, информация, признаваемая рекламой, должна удовлетворять следующим условиям, а именно:
-предназначаться для неопределённого круга лиц;
-привлекать, формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования;
- способствовать продвижению объекта рекламирования (товара) на рынке.
Согласно статье 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
При анализе статьи "Похудеть путем кодирования Это реально!" установлено наличие индивидуализирующих признаков - сведений о лице, осуществляющем кодирование для снижения веса (врач-психотерапевт <_>), предлагаемых услугах (кодирование для снижения веса), месте осуществления деятельности врача-психотерепевта <_> в г. Глазове (ул. Мира, д. 22, к. 21), контактного номера телефона для получения информации (8-909-064-47-10), даты очередного приема (24 мая). Рассматриваемая информация, содержащаяся в статье, не является обязательной для доведения до потребителя, предназначена для неопределенного круга лиц и содержит информацию, которая привлекает внимание потребителя к объекту рекламирования - услугам кодирования врача-психотерапевта <_> - и способствует продвижению рекламируемых услуг на рынке. С учетом изложенного, статья "Похудеть путем кодирования Это реально!" является рекламой.
Согласно статье 16 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой "реклама" или пометкой "на правах рекламы".
Распространение данной рекламной статьи на странице 11 в газете "Мой город Глазов" N 18 от 14.05.2015 г. без обязательной пометки "реклама" является нарушением требований статьи 16 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
В статье "Похудеть путем кодирования Это реально!" в качестве кодирования описано нейролингвистическое программирование, которое позиционируется автором статьи как медицинский метод.
Согласно Энциклопедическому словарю медицинских терминов под редакцией В. Покровского (2005), психотерапия - психологическое воздействие с целью лечения больных или коррекции их поведения.
По своей сути кодирование от лишнего веса - это процесс психотерапевтического внушения.
Согласно Приложению к Положению о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденному постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291, - Перечню работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, психотерапия относится к такой деятельности.
Кроме того, исходя из пояснений врача-психотерапевта <_> кодирование - это медицинский метод психопрограммирования. Также из пояснений следует, что лечение от избыточного веса путем кодирования по методике заслуженного врача СССР Довженко А.Р., которой пользуется <> осуществляется врачами-психотерапевтами. <_> имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности N <_> от 11.11.2013.
Исходя из вышеизложенного, лечение от избыточного веса путем кодирования является медицинской услугой.
Согласно части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
Таким образом, распространение рекламы медицинских услуг, оказываемых <_> в газете "Мой город Глазов" N 18 от 14.05.2015 г. без предупреждения о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости получения консультации специалистов, является нарушением части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
Исходя из представленных пояснений и сведений, редакция газеты "Мой город Глазов" в лице ИП <_> определила содержание рекламы. Следовательно, рекламодателем рекламы услуг врача-психотерапевта <_> является ИП <_>
Газета "Мой город "Глазов" зарегистрирована в качестве средства массовой информации в соответствии со свидетельством о регистрации ПИ N ТУ 18-0035 от 15.10.2008 г. Учредителем газеты "Мой город "Глазов" является <_> издателем - ИП <_>
Таким образом, ИП <_> также является рекламораспространителем статьи "Похудеть путем кодирования Это реально!".
Согласно пункту 1) части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
В статье "Похудеть путем кодирования Это реально!" есть упоминание об информационной работе, проведенной жительницей Ижевска, по результатам которой женщина сделала вывод о том, что врач-психотерапевт <_> предлагает самый эффективный метод похудеть.
В соответствии с пунктом 29 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например, путем употребления слов "лучший", "первый", "номер один", должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.
Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара пред находящимся в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.
Вывод о том, что врач-психотерапевт <_> предлагает самый эффективный метод похудеть, содержащийся в статье "Похудеть путем кодирования Это реально!" на странице 11 газеты "Мой город Глазов" N 18 от 14.05.2015 г., не сопровождается ссылкой на его объективное подтверждение каким-либо исследованием, обзором рынка или иным способом.
Следовательно, распространение неподтвержденных сведений о преимуществах рекламируемых услуг кодирования врача-психотерапевта <_> перед подобными услугами, предоставляемыми другими лицами, является нарушением требований пункта 1) части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
Согласно частям 6 и 7 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", ответственность за нарушение пункта 1) части 3 статьи 5 настоящего закона несет рекламодатель, за нарушение статьи 16 настоящего закона - рекламораспространитель, за нарушение части 7 статьи 24 настоящего закона - рекламодатель и рекламораспространитель.
Таким образом, ИП <_> является рекламодателем, нарушившим требования пункта 1) части 3 статьи 5, части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", а также рекламораспространителем, нарушившим требования статьи 16, части 7 статьи 24 настоящего закона при определении объекта рекламирования и размещении статьи "Похудеть путем кодирования Это реально!" в газете "Мой город Глазов" N18 от 14.05.2015 г.
Поскольку в Удмуртское УФАС России не были представлены доказательства прекращения нарушения законодательства о рекламе при распространении рекламы медицинских услуг, оказываемых <_> в газете "Мой город Глазов" N 18 от 14.05.2015 г., Комиссия Удмуртского УФАС России считает необходимым выдать ИП <_> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Руководствуясь частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", и в соответствии с пунктами 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, Комиссия решила:
Признать рекламу услуг кодирования врача-психотерапевта <_> размещенную в газете "Мой город Глазов" N 18 от 14.05.2015 г., ненадлежащей, нарушающей пункт 1) части 3 статьи 5, статьи 16, части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
Признать ИП <_> рекламодателем, рекламораспространителем, нарушившим требования пункта 1) части 3 статьи 5, статьи 16, части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
3. Выдать ИП <_> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
4. Передать материалы дела N ТГ 04-03/2015-128Р уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для решения вопроса о необходимости возбуждения в отношении ИП <_> производств по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение и предписания могут быть обжалованы в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Удмуртия от 25 сентября 2015 г. N ТГ04-03/2015-128Р
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016