Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Удмуртия
(опубликовано 7 июня 2010 г.)
Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: - председатель Комиссии, заместитель руководителя Удмуртского УФАС России, члены Комиссии: -- заместитель руководителя - начальник отдела контроля органов власти, - старший государственный инспектор отдела контроля органов власти,
рассмотрев дело N ТГ 08-02/2009-110 о нарушении части 1 статьи 15, части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) Министерством промышленности, энергетики и транспорта Удмуртской Республики (426057, УР, г. Ижевск, ул. Красная, 144),
на заседании Комиссии 21.01.2010 года:
в присутствии:
представителей Министерства промышленности и энергетики Удмуртской Республики: (доверенность от 20.01.2010 года N б/н), (доверенность от 18.01.2010 года N б/н), (доверенность от 20.01.2010 года N б/н),
заявителей: ИП, представителя ИП - (без доверенности), ИП, ИП - (доверенность от 12.01.2010 года N б/н), представителя заявителя ИП - (доверенность от 20.01.2010 года N б/н), представителя заявителя ИП - (доверенность от 26.05.2008 года N б/н), представителя заявителя ИП - (доверенность от 20.01.2010 года N б/н),
в присутствии,
в отсутствии заявителей ИП, ИП, ИП, ИП,
на заседании Комиссии 20.05.2010 года:
в присутствии:
представителя Министерства промышленности и энергетики Удмуртской Республики: доверенность от 20.01.2010 года; представителя лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах - Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики, доверенность N 4 от 24.03.2010 г.;
заявителей - ИП, - представителя заявителя, доверенность бн от 26.05.2008 года;
в отсутствии: заявителей - ИП, ИП, ИП, ИП, ИП, ИП, ИП, ИП, ИП; установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике поступили заявление ИП и коллективное заявление ИП, ИП, ИП, ИП, ИП, ИП, ИП, ИП, ИП, ИП, ИП (далее также - Индивидуальные предприниматели) на действия Министерства промышленности, энергетики и транспорта Удмуртской Республики при проведении конкурса на право заключения договора об организации регулярных перевозок пассажирским транспортом на маршрутах пригородного и междугороднего межмуниципального сообщения по сектору "Глазов-Яр-Балезино-Юкаменское-Красногорское" в части установления критериев отбора участников, не позволяющих заявителям выиграть в конкурсе.
21.12.2009 года Удмуртским УФАС России в отношении Министерства промышленности, энергетики и транспорта Удмуртской Республики (далее - Минпромтранс УР) было возбуждено дело по признакам нарушения части 1 статьи 155, части 1 статьи 17 Закона "О защите конкуренции".
В ходе рассмотрения дела Комиссией исследованы следующие документы и информация:
- распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 года N 1074-р "О наделении Министерства промышленности и транспорта Удмуртской Республики функциями уполномоченного органа государственной власти Удмуртской Республики в сфере организации транспортного обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортом на пригородных и междугородных маршрутах межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике;
- приказ Минпромтранса УР от 03.03.2009 года N 05-32 "Об утверждении Порядка формирования и ведения реестра регулярных пригородных и междугородных маршрутов межмуниципального сообщения на автомобильном пассажирском транспорте в Удмуртской Республике";
- приказ Минпромтранса УР от 20.04.2009 года N 05-55 "Об утверждении Порядка формирования расписания отправления (прибытия) транспортных средств, занятых регулярными перевозками на пригородных и междугородных маршрутах межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике";
- приказ Минпромтранса УР от 28.01.2009 года N 05-14 "О Порядке оформления и выдачи маршрутной карты";
- приказ Минпромтранса УР от 03.03.2009 года N 05-31 "Об утверждении Порядка информирования населения о регулярных перевозках автомобильным пассажирским транспортом на пригородных междугородных маршрутах межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике"";
- приказ Минпромтранса УР от 03.03.2009 года N 05-32 "Об утверждении Порядка формирования и ведения реестра регулярных пригородных и междугородных маршрутов межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике";
- приказ Минпромтранса УР от 02.04.2009 года N 05-44 "Об утверждении формы паспорта автобусного маршрута";
- приказ Минпромтранса УР от 31.03.2009 года N 05-41 "О создании Комиссии по проведению конкурсов на право заключения договоров об организации регулярных перевозок автомобильным пассажирским транспортом по пригородным и междугородным маршрутам межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике;
- приказ Минпромтранса УР от 16.09.2009 года N 05-159 "Об утверждении конкурсной документации к конкурсу на право заключения договора об организации регулярных перевозок автомобильным пассажирским транспортом на пригородных и междугородных маршрутах межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике по сектору "Глазов-Яр-Балезино-Юкаменское-Красногорское";
- протокол определения участников конкурса на право заключения договора об организации регулярных перевозок автомобильным пассажирским транспортом на пригородных и междугородных маршрутах межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике по сектору "Глазов-Яр-Балезино-Юкаменское-Красногорское" от 22.10.2009 года;
- таблица рассмотрения заявок, представленных на конкурс на право заключения договора об организации регулярных перевозок автомобильным пассажирским транспортом на пригородных и междугородных маршрутах межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике по сектору "Глазов-Яр-Балезино-Юкаменское-Красногорское";
- протокол заседания конкурсной комиссии по проведению конкурса на право заключения договора об организации регулярных перевозок автомобильным пассажирским транспортом на пригородных и междугородных маршрутах межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике по сектору "Глазов-Яр-Балезино-Юкаменское-Красногорское" от 29.10.2009 года;
- протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе на право заключения договора об организации регулярных перевозок автомобильным пассажирским транспортом на пригородных и междугородных маршрутах межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике по сектору "Глазов-Яр-Балезино-Юкаменское-Красногорское" от 15.10.2009 года;
- конкурсная документация к конкурсу на право заключения договора об организации регулярных перевозок автомобильным пассажирским транспортом на пригородных и междугородных маршрутах межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике по сектору "Глазов-Яр-Балезино-Юкаменское-Красногорское";
- заявки участников конкурса;
- письменные пояснения лиц, участвующих в деле.
На заседании Комиссии 21.01.2010 года Заявители поддержали доводы, изложенные в заявлениях, в полном объеме. ИП дополнительно пояснил, что на конкурс были выставлены другие лоты, маршруты "разбиты", заявлено другое время, некоторые маршруты не были выставлены на конкурс. В настоящее время у ИП лицензия на осуществление пассажирских перевозок отсутствует, так как с 05.08.2009 года срок ее действия не был продлен.
Представитель ИП - дополнительно пояснила, что законом Удмуртской Республики от 15.10.2008 года N 38-РЗ "Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортом на пригородных и междугородных маршрутах межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике" (далее - Закон N 38-РЗ) предусмотрено проведение конкурса на вновь открываемые (изменяемые маршруты), а в конкурсе заявлены действующие маршруты регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом.
Представитель ИП - просила отменить итоги конкурса по маршруту N 102 "Глазов-Карсовай".
ИП указал, что считает выставление действующих маршрутов нарушением Закона N 38-РЗ. Кроме того, указал, что подавал на конкурс по двум секторам "Глазов-Яр-Балезино-Юкаменское-Красногорское" и "Игра-Красногорское-Кез-Дебесы-Шаркан-Воткинск-Якшур-Бодья" одинаковый пакет документов, но при этом получил разное количество баллов: 36 по первому сектору и 43 по второму.
ИП просил отменить итоги конкурса по маршрутам "Глазов-Сарапул", "Глазов-Дебесы", "Балезино-Глазов ч/з Кестым" и вернуть указанные маршруты.
Представитель ИП - пояснил, что ряд критериев оценки участников конкурса (опыт работы, количество транспортных средств, наличие собственной материально-технической базы, наличие в штате медицинских работников, наличие собственного специализированного места хранения транспортных средств) заведомо ставят любого индивидуального предпринимателя в неравное положение по сравнению с ОАО "Удмуртавтотранс", не позволяют выиграть в конкурсе. Просил отменить итоги конкурса по маршруту "Балезино-Ижевск".
Представитель ИП - пояснила, что ИП осуществлял деятельность по пассажирским перевозкам на маршруте N 272 "Глазов-Ижевск-Воткинск" с 2004 года, данный маршрут является действующим, выставление его на конкурс противоречит Закону N 38-РЗ., просила признать результаты конкурса по маршруту "Глазов-Воткинск ч/з Ижевск" недействительными.
Представитель Министерства промышленности и энергетики Удмуртской Республики Балтачев В.В. пояснил, что наличие собственной технической базы, стоянки, медицинских работников в штате претендента свидетельствует о серьезности и надежности предприятия, о его стабильной работе.
На заседании Комиссии 20.05.2010 года заявители ИП, ИП поддержали доводы, изложенные в заявлениях, просили отменить результаты конкурса, указав, что дифференцированная оценка участников конкурса по критериям - опыт работы, количество транспортных средств, наличие собственной материально-технической базы, наличие в штате медицинских работников, наличие собственного специализированного места хранения транспортных средств нарушает права индивидуальных предпринимателей. Также указали, что на конкурс выставлялись уже действующие маршруты, разработанные перевозчиками, по которым они осуществляли пассажирские перевозки до проведения конкурса без каких-либо нареканий в том числе и со стороны Министерства промышленности, энергетики и транспорта Удмуртской Республики.
На вопросы Комиссии заявители пояснили, что произведенная Министерством промышленности, энергетики и транспорта Удмуртской Республики дифференцированная оценка по таким критериям как количество транспортных средств, наличие собственной материально-технической базы, наличие в штате медицинских работников, наличие собственного специализированного места хранения транспортных средств не позволила им одержать победу в конкурсе и как результат, предприниматели вынуждены сократить количество рабочих мест либо вовсе прекратить осуществление пассажирских перевозок и устраниться с данного рынка.
Министерством промышленности и энергетики Удмуртской Республики представлены письменные пояснения по делу, их которых следует, что срок эксплуатации транспортных средств нормативно-правовыми актами не предусмотрен.
В конкурсе приняли участие 12 перевозчиков, из них 6 перевозчиков признаны победителями по отдельным лотам. ИП признана победителем не была, так как сумма набранных ею баллов оказалась меньшей, чем у ОАО "Удмуртавтотранс".
Поскольку маршрут "Глазов-Карсовай" проходит по территории трех муниципальных образований ("Город Глазов", "Глазовский район", "Балезинский район") организация транспортного обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортом на данном маршруте входит в компетенцию Удмуртской Республики.
Перевозчики имеют возможность осуществлять пассажирские перевозки на маршрутах, не выставленных на конкурс, до момента проведения соответствующих конкурсов по данным маршрутам.
Также из пояснений следует, что Министерство промышленности, энергетики и транспорта Удмуртской Республики не отказывало лицам, проигравшим в конкурсе, в осуществлении пассажирских перевозок, а не допустило к осуществлению таких перевозок на конкретном маршруте. В последующем планируется проведение конкурсов, в которых ИП может принять участие и, в случае победы, будет допущена к работе на маршрутах, по которым будет признана победителем.
Разное количество баллов ИП по результатам конкурсов присвоено в связи с подачей различной информации в конкурсную комиссию.
Маршруты были разделены на лоты с целью обеспечения конкуренции на рынке перевозок, то есть для того, чтобы несколько перевозчиков имели возможность обслуживать один и тот же маршрут по различному расписанию отправления (прибытия) транспортных средств.
Перевозчики, не участвовавшие в конкурсе, а также участвовавшие, но проигравшие в конкурсе, к перевозкам на маршрутах, по которым проведен конкурс, не допускаются.
На вопросы Комиссии представитель Министерства промышленности и энергетики Удмуртской Республики пояснил, что до проведения конкурса был изучен пассажиропоток, спрос населения на пассажирские перевозки автомобильным транспортом на маршрутах, выставленных на конкурс, обеспечивается.
В настоящее время уполномоченным органом государственной власти Удмуртской Республики в сфере организации транспортного обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортом на пригородных и междугородных маршрутах межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике является Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики.
Заявители имели возможность обратиться за получением маршрутных карт в Министерство промышленности, энергетики и транспорта, соответствующие приказы были размещены как на официальном сайте Министерства, так и публиковались в официальных печатных изданиях, однако, в установленный срок ни один из заявителей ни устно, ни письменно с таким вопросом не обратился.
Представителем лица, обладающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах - Министерством транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики - пояснения по делу не представлены.
Комиссия Удмуртского УФАС России, рассмотрев указанные выше документы и пояснения, установила следующее.
В соответствии с пунктом 12 части 2 статьи 26.3. Федерального закона от 06.10.1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведении, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится, в том числе, решение вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение).
В целях установления правовых основ организации транспортного обслуживания населения в Удмуртской Республике, определения полномочий органов государственной власти Удмуртской Республики в сфере организации транспортного обслуживания населения, обеспечения функционирования рынка транспортных услуг, обеспечения безопасности дорожного движения и качества оказания услуг в сфере организации транспортного обслуживания населения Государственным Советом Удмуртской Республики 30.09.2008 года принят Закон Удмуртской Республики N 38-РЗ "Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортом на пригородных и междугородных маршрутах межмуниципального сообщения в УР" (далее - Закон N 38-РЗ).
Частью 3 статьи 4 N 38-РЗ определены полномочия исполнительного органа государственной власти Удмуртской Республики, уполномоченного в сфере транспортного обслуживания населения (Уполномоченный орган), в том числе, осуществление в пределах своей компетенции координации работы перевозчиков по маршрутам регулярных перевозок, формирование и ведение реестра маршрутов, информирование населения об организации маршрутов регулярных перевозок, о перевозках, выполняемых на указанных маршрутах, о перевозчиках и иных сведениях, необходимых потребителям транспортных услуг.
В соответствии с распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 года N 1074-р Министерство промышленности, энергетики и транспорта Удмуртской Республики наделено функциями уполномоченного органа государственной власти Удмуртской республики в сфере организации транспортного обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортом на пригородных и междугородных маршрутах межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике.
Являясь уполномоченным органом государственной власти Удмуртской республики в сфере организации транспортного обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортом, в целях реализации закона Удмуртской Республики от 15.10.2008 года N 38-РЗ Министерство промышленности, энергетики и транспорта Удмуртской Республики приказом от 16.09.2009 года N 05-159 утвердило конкурсную документацию (далее - конкурсная документация) к конкурсу на право заключения договора об организации регулярных перевозок автомобильным пассажирским транспортом на пригородных и междугородных маршрутах межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике по сектору "Глазов-Яр-Балезино-Юкаменское-Красногорское".
В конкурсной документации установлены обязательные требования к претендентам на участие в конкурсе, в том числе, наличие технического комплекса на праве собственности или ином праве для проведения ТО и ТР, квалифицированного медицинского персонала для обеспечения прохождения водителями медицинского освидетельствования перед выездом в рейс, охраняемой стоянки, соответствующей количеству размещаемых транспортных средств.
Приложение N 5 к конкурсной документации содержит следующие параметры конкурсного предложения: наличие технического комплекса для проведения ТО и ТР, организация предрейсового и послерейсового медицинского контроля, наличие специализированных мест хранения автотранспортных средств, срок эксплуатации транспортных средств, выставляемых на маршрут.
Таким образом, установленные в конкурсной документации обязательные требования одновременно определены как параметры оценки конкурсного предложения, подлежащие бальной оценке.
При этом, оценочные показатели дифференцированны по каждому из указанных параметров. Так, при наличии у претендента собственного комплекса для проведения ТО и ТР, оценочный показатель составляет 10 баллов, арендованного - 5 баллов, при наличии собственного медицинского персонала и медицинского кабинета - 5 баллов, при использовании услуг сторонней организации выставляется 1 балл, при наличии в собственности специализированных мест хранения автотранспортных средств - 10 баллов, при наличии собственных и на правах аренды - 7 баллов, на правах аренды - 5 баллов, срок эксплуатации транспортного средства до 3 лет оценивается в 4 балла, от 4 до 6 лет - 3 балла, от 7 до 9 лет - 2 балла, более 10 лет - 1 балл.
Статьей 16 Федерального закона от 10.12.1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлены основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при эксплуатации транспортных средств, так в частности, техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по поддержанию транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в технически исправном состоянии возлагается на владельцев транспортных средств, либо на лиц, эксплуатирующих транспортные средства.
Статьей 18 Федерального закона от 10.12.1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлены основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при техническом обслуживании и ремонта транспортных средств: юридические лица и индивидуальные предприниматели, предоставляющие услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, обязаны обеспечивать их проведение в соответствии с установленными нормами и правилами. Транспортные средства, прошедшие техническое обслуживание и ремонт, должны отвечать требованиям, регламентирующим техническое состояние и оборудование транспортных средств, что подтверждается соответствующим документом, выдаваемым исполнителем названных работ и услуг.
Таким образом, в силу данной нормы, лицо, эксплуатирующее транспортное средство, обязано поддерживать его в технически исправном состоянии, в том числе и посредством обращения к юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, предоставляющим услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, обязанным обеспечивать их проведение в соответствии с установленными нормами и правилами. Указания на обязательное либо преимущественное наличие технического комплекса для проведения ТО и ТР в собственности действующее законодательство не содержит.
Кроме того, статьей 20 Федерального закона от 10.12.1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлены основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств. Так, юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны: организовать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения, соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей, организовать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей.
Данная норма не содержит указания на обязательное наличие у юридических лиц или индивидуальных предпринимателей собственного медицинского персонала и медицинского кабинета, а напротив, предусматривает обязанность организовывать и проводить предрейсовые медицинские осмотры водителей с привлечением работников органов здравоохранения.
Статьей 34 Конституции каждому гарантировано право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
В соответствии со статьей 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, свободы договора, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав.
Физические и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лиц по своему усмотрению осуществляют принадлежащим им гражданские права.
Таким образом, в данной норме закреплен один из основных принципов гражданского права - принцип диспозитивности, в соответствии с которым, субъекты гражданских правоотношений, участники предпринимательской деятельности самостоятельно распоряжаются своими правами, в том числе, правом собственности, правом аренды.
Приоритет права собственности над правом аренды действующим законодательством не установлен.
Следовательно, индивидуальные предприниматели в целях осуществления предпринимательской деятельности вправе владеть техническим комплексом для проведения ТО и ТР, специализированной стоянкой для хранения автотранспортных средств на праве собственности, либо пользоваться и распоряжаться таким имуществом на правах аренды в равной степени.
Медицинское обследование, предрейсовый и послерейсовый медицинский контроль также могут осуществляться, в том числе, и различными медицинскими учреждениями, кабинетами, имеющими соответствующее разрешение на осуществления такой деятельности, не менее качественно, чем собственным медицинским персоналом, поскольку требование к медицинскому контролю одинаково для всех перевозчиков.
Частью 1 статьи 17 Федерального закона от 10.12.1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлена обязательность государственного технического осмотра находящихся в эксплуатации на территории Российской Федерации и зарегистрированных в установленном порядке транспортных средств. Следовательно, транспортные средства, независимо от срока их эксплуатации, прошедшие в установленном действующим законодательством порядке технический осмотр, техническое обслуживание (ремонт) могут использоваться для перевозки пассажиров наравне с новыми транспортными средствами, если по своим техническим характеристикам отвечают требованиям, нормам и правилам, предъявляемым к автотранспортным средствам действующим законодательством.
Оценка выгодности эксплуатации транспортных средств с технической точки зрения осуществляется хозяйствующим субъектом самостоятельно, так как, в силу части 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательская деятельность осуществляется на свой риск.
Министерство промышленности, энергетики и транспорта Удмуртской Республики допускает в равной степени осуществление пассажирских перевозок юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями вне зависимости от наличия технического комплекса для проведения ТО и ТР на праве собственности либо по договору аренды, наличия собственного медицинского персонала либо использования услуг сторонней организации, наличия специализированных мест хранения автотранспортных средств в собственности либо на правах аренды, полагая, что вне зависимости от того, на каком праве находятся у перевозчика указанные средства и услуги, перевозчик может осуществлять безопасные перевозки, но при этом выставляя разное количество баллов по данным критериям.
Параметры конкурсного предложения - наличие технического комплекса для проведения ТО и ТР, организация предрейсового и послерейсового медицинского контроля, наличие специализированных мест хранения автотранспортных средств могут являться условиями допуска претендентов на участие в конкурсе, но не являются критериями определения качества услуг претендентов, не характеризуют их квалификацию, следовательно, не могут оцениваться дифференцированно.
Такой критерий как срок эксплуатации транспортных средств не является критерием, характеризующим качество услуг претендентов, не свидетельствует об обеспечении безопасности пассажирских перевозок, следовательно, также не может оцениваться дифференцированно.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Действия и акты органов государственной власти должны осуществляться (приниматься) в строгом соответствии с нормами действующего федерального законодательства, в том числе, Законом о защите конкуренции, который распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют в частности российские юридические лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели и органы государственной власти.
Следовательно, реализация Уполномоченным органом полномочий по организации транспортного обслуживания населения не предполагает произвольное осуществление действий без соотнесения действий с нормами Конституции Российской Федерации, гражданского законодательства и без учета требований иных федеральных законов, в том числе Закона "О защите конкуренции".
Конкурсная документация, разработанная Министерством промышленности и транспорта Удмуртской Республики и утвержденная приказом Министра промышленности, энергетики и транспорта Удмуртской Республики от 16.09.2009 года N 05-159, а также действия Министерства промышленности, энергетики и транспорта Удмуртской Республики при организации и проведении конкурса должны обеспечивать реализацию конституционного права на осуществление предпринимательской деятельности, должны быть направлены на обеспечение равного доступа хозяйствующих субъектов на рынок пассажирских перевозок и в то же время должны обеспечивать реализацию публичных интересов - обеспечение безопасности дорожного движения и пассажиров, удовлетворение потребностей населения в пассажирских перевозках, бесперебойное функционирование транспортной сети.
Действия Министерства промышленности, энергетики и транспорта Удмуртской Республики по установлению дифференцированных оценочных показателей конкурсного предложения претендента в зависимости от наличия собственной технической базы, собственного персонала и медицинского кабинета, собственного специализированного места хранения, срока эксплуатации автотранспортных средств, выставляемых на маршруты, а также по утверждению приказом от 16.09.2009 года N 05-159 конкурсной документации, содержащей указанные критерии могли привести и привели к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке пассажирских перевозок, поскольку создали неравные условия участия в конкурсе для перевозчиков, обладающих достаточными материальными средствами, собственными техническим комплексом, медицинским кабинетом, специализированными местами хранения, новыми автотранспортными средствами и перевозчиков, обладающих данными ресурсами на праве аренды, а также транспортными средствами, отвечающими требованиям, регламентирующим их техническое состояние и оборудование, но с большим сроком эксплуатации, нарушив, тем самым, требования части 1 статьи 15 закона "О защите конкуренции".
В ходе рассмотрения дела заявители подтвердили, что дифференцированная оценка по некоторым критериям в зависимости от наличия собственной технической базы, собственного персонала и медицинского кабинета, собственного специализированного места хранения, срока эксплуатации автотранспортных средств, не позволила им победить в конкурсе.
Кроме того, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях Министерства промышленности, энергетики и транспорта Удмуртской Республики нарушения требований части 1 статьи 17 Закона "О защите конкуренции".
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона "О защите конкуренции", при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Действия Министерства промышленности, энергетики и транспорта Удмуртской Республики по дифференцированной оценке участников конкурса по критериям "наличие технического комплекса для проведения ТО и ТР", "организация предресового и послерейсового медицинского контроля", "наличие специализированных мест хранения автотранспортных средств", "срок эксплуатации транспортных средств, выставляемых на маршрут" в части присвоения разного количества баллов предложениям претендентов в зависимости от наличия технического комплекса для проведения ТО и ТР на праве собственности либо по договору аренды, наличия собственного медицинского персонала либо использования услуг сторонней организации, наличия специализированных мест хранения автотранспортных средств в собственности либо на правах аренды, а также в части присвоения разного количества баллов технически исправным, отвечающим всем требованиям действующего законодательства, пригодным для безопасной перевозки пассажиров и новым автотранспортным средствам с меньшим сроком эксплуатации, могли привести и привели к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на рынке оказания услуг по пассажирским перевозкам, что противоречит требованиям части 1 статьи 17 Закона "О защите конкуренции".
Как пояснили в ходе рассмотрения дела заявители - ИП, ИП, произведенная Министерством промышленности, энергетики и транспорта Удмуртской Республики дифференцированная оценка по вышеуказанным критериям не позволила им одержать победу в конкурсе и как результат, предприниматели вынуждены сократить количество рабочих мест либо вовсе прекратить осуществление пассажирских перевозок и устраниться с данного рынка.
Довод заявителей о том, что при организации конкурса на право на право заключения договора об организации регулярных перевозок автомобильным пассажирским транспортом на пригородных и междугородных маршрутах межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике по сектору "Глазов-Яр-Балезино-Юкаменское-Красногорское" Министерство промышленности и транспорта Удмуртской Республики неправомерно включило в лоты конкурса маршруты, открытые и оформленные заявителями, Комиссия рассмотрела, но считает несостоятельным на основании следующего.
Организация транспортного обслуживания населения в Удмуртской республике осуществляется в соответствии с положениями Закона Удмуртской Республики от 15.10.2008 года N 38-РЗ.
Данный нормативно-правовой акт не признан в установленном порядке незаконным, следовательно, является действующим.
В соответствии со статьей 7 Закона N 38-РЗ регулярные перевозки осуществляются в соответствии с договором об организации регулярных перевозок, заключаемым Уполномоченным органом с перевозчиком, по вновь открываемым (изменяемым) маршрутам регулярных перевозок на конкурсной основе, а также по действующим маршрутам регулярных перевозок на основании выданной маршрутной карты.
Как пояснили в ходе рассмотрения дела представители Министерства промышленности, энергетики и транспорта Удмуртской Республики, заявители в Министерство в установленный законом срок, за получением маршрутных карт не обращались. Сами заявители доказательств получения маршрутных карт в материалы дела не представили.
Учитывая, что на момент вынесения Комиссией Удмуртского УФАС решения Министерство промышленности, энергетики и транспорта Удмуртской Республики утратило функции уполномоченного органа государственной власти Удмуртской Республики в сфере организации транспортного обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортом на пригородных и междугородных маршрутах межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике, Комиссия приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи Министерству промышленности, энергетики и транспорта Удмуртской Республики предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Вместе с тем, принимая во внимание факт установления допущенных Министерством промышленности, энергетики и транспорта Удмуртской Республики нарушений при проведении конкурса на право заключения договора об организации регулярных перевозок автомобильным пассажирским транспортом на пригородных и междугородных маршрутах межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике по сектору "Глазов-Яр-Балезино-Юкаменское-Красногорское", Комиссия приходит к выводу о наличии надлежащих оснований для обращения в суд с иском о признании конкурса недействительным.
22.08.2009 года вступил в силу Федеральный закон от 17.07.2009 г. N 160-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым введена в действие 14.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающая административную ответственность за действия должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных, осуществляющих функции указанных лиц или организаций, государственных внебюджетных фондов, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, устранению, ограничению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности.
Учитывая, что нарушение антимонопольного законодательства совершено Министерством промышленности, энергетики и транспорта Удмуртской Республики в период действия данной нормы, Комиссия приходит к выводу о наличии оснований для передачи материалов дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждения производства по делу об административном правонарушении.
Руководствуясь частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и пунктом 3.43 Административного регламента ФАС России по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства, утвержденного приказом ФАС России от 25.12.2007 N 447, Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, решила:
1. Признать Министерство промышленности, энергетики и транспорта Удмуртской Республики нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части осуществления ограничивающих конкуренцию действий при организации и проведении конкурса на право заключения договора об организации регулярных перевозок автомобильным пассажирским транспортом на пригородных и междугородных маршрутах межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике по сектору "Глазов-Яр-Балезино-Юкаменское-Красногорское".
2. Признать Министерство промышленности, энергетики и транспорта Удмуртской Республики нарушившим часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части проведения конкурса на право заключения договора об организации регулярных перевозок автомобильным пассажирским транспортом на пригородных и междугородных маршрутах межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике по сектору "Глазов-Яр-Балезино-Юкаменское-Красногорское" с нарушением антимонопольных требований к торгам.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.9. КоАП РФ.
4. Обратиться в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском о признании торгов и заключенных по результатам таких торгов сделок недействительными.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Удмуртия (опубликовано 7 июня 2010 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016