Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области
от 7 июня 2010 г.
Комиссия Брянского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии:
<_>
члены Комиссии:
<_>
рассмотрев дело N77 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, выразившегося в размещении рекламного объявления ЗАО "Эвалар" в журнале "АВС" N1-2, с нарушением требований, п.2 ч.3, п.6 ч.5 ст.5; п.1 ч.1 ст.25 ФЗ от 13.03.2006 г. N38-ФЗ "О рекламе" в отсутствие представителя лица, в действиях которого содержаться признаки нарушения законодательства о рекламе установила:
В журнале ООО "АВС" N1-2 за январь - февраль 2010 г. распространяемый на территории Брянской области размещена рекламная информация горячего напитка "Натургриппин". В данной рекламе "Натургриппин" представлен в качестве средства защищающего от гриппа и простуды при любой разновидности вируса. Указано, что "Натургриппин" не просто снимеет симптомы - он не дает гриппу и простуде развиваться! Компоненты "Натургриппин" обладают доказанной противовирусной активностью и поэтому уже при первом приеме заметно улучшает самочувствие, а при курсовом приеме - ускоряют процесс выздоровления. Одновременно "Натургриппин" стимулирует выработку собственного интерферона, повышая защитные силы организма и способствует выздоровлению. Также указано, что данный напиток не имеет побочных действий.
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации N77.99.7.У.11070.12.08 от 22.12.2008 года Натургриппин зарегистрирован как "специализированный пищевой продукт диетического (лечебного и профилактического) питания.
При этом в рекламе указано, что препарат "Натургриппин" не является лекарством, а является продуктом диетического (лечебно-профилактического) питания при острых простудных и распираторных заболеваниях.
В соответствии со ст.1 ФЗ "О рекламе" целями указанного закона является реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства РФ о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
В соответствии с п.2 ч.3 ст.5 ФЗ "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, срока службы, сроках годности товара.
П.6 ч.5 ст.5 ФЗ "О рекламе" предусмотрено, что в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
Согласно п.1 ч.1 ст.25 реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами.
В представленных письменных объяснениях (вх.N2064 от 14.05.2010 г.) ЗАО "Эвалар" указывает, что вся информация, использованная в рекламном тексте полностью подтверждается результатами исследований специализированного продукта "Натургриппин" на базе медицинского учреждения. Отсутствие побочных эффектов подтверждается регистрационными документами.
Комиссия Брянского УФАС России исследовав документы, представленные ЗАО "Эвалар" не согласилась с данным выводом. Так в экспертном заключении ГУ НИИ Питания РАМН от 13.11.2008 г. N72/Э-2548/п-08 при исследовании эффективности пищевой добавки "Натургриппин" указано, что "у пациентов, получавших "Натургриппин", отмечено сокращение длительности и осложнений заболеваний ОРВИ". Но нет указаний на то, что "уже при первом приеме заметно улучшают самочувствие". Кроме того, согласно отчету "о применении продукта диетического (лечебно-профилактического) питания Натургриппин в лечении и профилактике острых респираторных инфекций верхних и нижних дыхательных путей" критериями включения в группу для проведения испытания препарата "Натургриппин" явились отсутствие в анамнезе указаний на повышенную чувствительность к компонентам препарата. Возраст больных от 15 до 65 лет. Хотя согласно инструкции по применению препарата "Наургриппин" минимальным возрастом для применения препарата является 14 лет. Лица моложе 15 лет в исследовании участия не принимали.
Таким образом, нельзя объективно судить каким образом "Натургриппин" влияет на категорию людей не участвующих в испытании.
На основании вышеизложенного Комиссией сделан вывод о наличии признаков нарушения п.2 ч.3 и п.6 ч.5 ст. 5, п.1ч.1 ст.25 ФЗ "О рекламе" в рекламе продукта диетического (лечебно-профилактического) питания при острых простудных и респираторных заболеваниях.
В соответствии с договором N002/РУ от 10.07.2009 г. на размещение рекламы рекламодателем рассматриваемой рекламной информации является ЗАО "Эвалар" (659332, Алтайский край, г.Бийск, ул. Социалистическая, 23/6).
В соответствии с ч. 6 ст. 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение п.2 ч.3 и п.6 ч.5 ст.5, п.1 ч.1 ст.25 закона о рекламе несет рекламодатель.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу в журнале "АВС" N1-2 препарата "Натургриппин", рекламодателем которой является ЗАО "Эвалар", размещенную в журнале "АВС" N1-2 за январь- февраль 2010 г., поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 3, пункта 6 части 5 статьи 5; пункта 1 части 1 статьи 25 Федерального закона от 13.03.2006 г. N38-ФЗ "О рекламе".
2. Выдать предписание об устранении нарушения законодательства о рекламе.
3. Возбудить дело об административном правонарушении.
Решение изготовлено в полном объеме "09" июня 2010 г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
"07" июня 2010 г. г. Брянск
Комиссия Брянского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии:
<_>
члены Комиссии:
<_>
на основании своего решения от "07" июня 2010 г. по делу N 77 о признании ненадлежащей рекламы ЗАО "Эвалар", размещенной в печатном издании "АВС" с нарушением требований п.2 ч.3, п.6 ч.5 ст.5, п.1 ч.1 ст.25 ФЗ от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1,3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. ЗАО "Эвалар" в десятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: привести рекламную информацию препарата "Натургриппин", размещаемую в журнале "АВС" в соответствие с п.1 ч.2, п.6 ч.5 ст.5, п.1 ч.1 ст. 25 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" и не допускать нарушения в дальнейшем.
2. ЗАО "Эвалар" представить в Брянское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 1 июля 2010 г.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Брянское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двух тысяч до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 7 июня 2010 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016