Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю
от 24 сентября 2015 г. N 04-22-7-2015
Резолютивная часть объявлена 23.09.2015
Полный текст решения изготовлен 24.09.2015 г. Чита
Комиссия Забайкальского УФАС России в составе:
Председатель Комиссии Врио руководителя Забайкальского УФАС России;
Члены Комиссии:
ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
рассмотрев жалобу N7 от МП "Агинское ПАТП" в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на действия организатора торгов - Комитета жилищно-коммунального хозяйства строительства, промышленности, транспорта, энергетики и связи Администрации городского округа "Поселок Агинское" при проведении конкурсного отбора претендентов на право заключения договора на выполнение перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования по регулярным маршрутам городского сообщения городского округа "Поселок Агинское" Забайкальского края.
При участии представителя МП "Агинское пассажирское автотранспортное предприятие"
В присутствии начальника отдела промышленности, транспорта, энергетики и связи Комитета ЖКХ и строительства Администрации городского округа "Поселок Агинское" (без доверенности); установила:
Комитетом жилищно-коммунального хозяйства строительства, промышленности, транспорта, энергетики и связи Администрации городского округа "Поселок Агинское" на официальном сайте http://www.go-aginskoe.ru размещено извещение и конкурсная документация на проведение конкурсного отбора претендентов на право заключения договора на выполнение перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования по регулярным маршрутам городского сообщения городского округа "Поселок Агинское" Забайкальского края.
В соответствии с жалобой нарушения выразились в следующем.
Критерии оценки конкурсных заявок, указанные в конкурсной документации не соответствуют нормативным актам городского округа "Поселок Агинское";
Не утвержден состав конкурсной комиссии и положение о комиссии;
Нарушены сроки выдачи конкурсной документации;
Не дан ответ на запрос о разъяснении конкурсной документации от 30.07.2015;
Не выдано уведомление о принятии и регистрации заявки;
Установленные сроки рассмотрения заявок, оценки и сопоставления заявок, срок подписания договора, установленные в Извещении не соответствуют установленным в Конкурсной документации;
Пункт 4.3 Договора на выполнение перевозок противоречит ст.13 Положения (пп.4.3.4, 4.3.5, 4.3.6, 4.3.10);
Проверка производственно-технической базы победителя конкурса проведена без предварительного письменного уведомления и до подведения итогов в нарушение Конкурсной документации;
Протокол оценки и сопоставления заявок размещен на официальном сайте 15.09.2015 с нарушением сроков;
Непрозрачность определения баллов по критериям 3, 4, 5 в оценочной таблице;
Неправильно определены баллы по критерию 4;
Конкурс проведен с целью вывести в победители МП "Ага автотранс".
В соответствии с жалобой заявитель просит провести проверку по законности конкурсного отбора претендентов на право заключения договора на выполнение перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования по регулярным маршрутам городского сообщения городского округа "Поселок Агинское" Забайкальского края, объявленного 10.07.2015.
Рассмотрев представленные документы, заслушав объяснения сторон, Комиссия приходит к следующим выводам.
Решением Думы городского округа "Поселок Агинское" от 30.05.2012 N35 утверждено Положение "Об организации обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортом на муниципальных маршрутах городского округа "Поселок Агинское" (далее - Положение).
Частью 8 статьи 9 Положения установлено, что оценка участников конкурса осуществляется конкурсной комиссией путем выставления баллов согласно Приложению к настоящему Положению. Оценка осуществляется на основании документов и предложений, представленных участником конкурса.
Согласно Приложения к Положению Перечень показателей оценки конкурсных заявок содержит следующие критерии:
Производственная база
Охраняемая стоянка транспортных средств (при наличии теплого бокса - 10 баллов; отсутствие - 5 баллов);
Помещение и оборудование, позволяющее осуществлять техническое обслуживание и ремонт транспортных средств (наличие - 10 баллов, отсутствие - 0);
Мойка для транспортных средств (наличие - 10 баллов, отсутствие - 0);
Условия лицензирования
Организация занятий и обеспечение условий для повышения знаний и профессионального мастерства водителей (проведение занятий - 10 баллов, отсутствие - 0);
Ведение журнала формы 2 по ведению учета работ по ТО-1 и ТО-2 (ведется - 10 баллов, ведется с нарушениями - 5);
Ведение журнала медицинского осмотра (ведется - 10 баллов, ведется с нарушениями - 5);
Внешнее состояние транспортного средства
3.1. состояние лакокрасочного покрытия (хорошее (без видимых повреждений, сколов и коррозии) - до 10 баллов; до 50% коррозии (небольшие сколы, царапины) - до 5; наличие следов сквозной коррозии, большие сколы, царапины - 0);
3.2. состояние стекол кузова (без видимых повреждений - до 10 баллов; повреждение стекла в салоне транспортного средства - до 7; повреждение лобового стекла вне зоны водителя - до 5; повреждение лобового стекла в зоне водителя - 0);
3.3. состояние колес (соответствуют норме - до 10 баллов, не соответствуют норме - 0);
3.4. внешняя экипировка автобуса (наличие всей экипировки - до 10 баллов, отсутствие заднего указателя - до 7, отсутствие бокового или лобового указателя - до 3);
4. Показатели стабильности безопасности
4.1. срок эксплуатации транспортного средства (3-х лет - 20 баллов; 4-10 лет - 10 баллов, 11-15 лет - 5 баллов; 16-20 лет - 3 балла; более 20 лет - 0);
4.2. количество дорожно-транспортных происшествий (минус два балла за каждое ДТП; количество нарушений правил дорожного движения - минус один балл за каждое нарушение ПДД);
4.3. невыполнение требований законодательства РФ, иных нормативно-правовых актов, правил, стандартов и технических норм по безопасности дорожного движения - минус 1 балл за каждое нарушение);
5. Состояние салона транспортного средства
5.1. состояние внутреннего освещения (100% - до 10 баллов, 50% - до 5);
5.2. состояние системы вентиляции и отопления салона (исправная система отопления и вентиляции - до 10 баллов; неисправная система отопления и вентиляции - до 0);
5.3. информация для пассажиров (100% - до 10 баллов; от 70% до 50% - до 7 баллов; 30% - до 3 баллов; отсутствие информации - 0);
5.4. наличие громкоговорящего устройства - 10 баллов; отсутствие - 0.
Конкурсная документация для проведения конкурсного отбора претендентов на право заключения договора на выполнение перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования по регулярным маршрутам городского сообщения городского округа "Поселок Агинское" Забайкальского края, утвержденная Председателем МУ "Комитет ЖКХ и строительства" ГО "Поселок Агинское" 10.05.2015 (далее - Конкурсная документация) содержит все критерии, установленные Положением, и два дополнительных:
видеонаблюдение территории (наличие - 10 баллов; отсутствие - 0);
диспетчерская служба (наличие - 10 баллов; отсутствие - 0).
Таким образом, в нарушение Решения Думы городского округа "Поселок Агинское" от 30.05.2012 N35, Комитетом жилищно-коммунального хозяйства строительства, промышленности, транспорта, энергетики и связи Администрации городского округа "Поселок Агинское" (далее - Комитет) в Конкурсной документации установлены дополнительные критерии оценки конкурсных заявок.
Кроме того ни Положение, ни Конкурсная документация не содержат требования о форме и наличии в составе заявки справки о нарушении правил дорожного движения, которая содержит сведения, используемые для подсчета баллов.
26.05.2015 Постановлением Администрации городского округа "Поселок Агинское" N360 "О создании комиссии для проведения конкурсного отбора" утвержден состав комиссии по проведению конкурсного отбора.
Законодательством РФ не предусмотрено обязательное утверждение Положения о комиссии. В своей деятельности, конкурсная комиссия руководствуется имеющимися актами - Положением "Об организации обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортом на муниципальных маршрутах городского округа "Поселок Агинское" и Конкурсной документацией.
Согласно абзаца 2 части 3 раздела 1 Конкурсной документации конкурсная документация выдается организатором в течение 2 рабочих дней со дня получения письменного заявления, но не ранее дня опубликования извещения о проведении конкурса в средствах массовой информации и на официальном сайте.
Извещением о проведении конкурсного отбора установлен срок и место приема конкурсных заявок - с 10.07.2015. дата вскрытия конвертов установлена 10.08.2015.
В соответствии с копией обращения МП "Агинское ПАТП" от 13.07.2015 N107/15 в Комитет, МП "Агинское ПАТП" обратилось за выдачей конкурсной документацией. Дата поступления в Комитет - 13.07.2015, вх.635. МП "Агинское ПАТП" представлена копия титульного листа Конкурсной документации с отметкой о поступлении документов в МП от 20.07.2015. Какие либо отметки Комитета отсутствуют.
Комитет письмом от 22.09.2015 NИЖ-181 указал на предоставление конкурсной документации в установленный срок. Документов, с указанием сроков фактического предоставления МП конкурсной документации не представлено.
Таким образом, сделать вывод о нарушении (ненарушении) сроков предоставления заявителю конкурсной документации не представляется возможным.
В соответствии с абзацем 2 части 5.2 раздела 1 Конкурсной документации в течение 5 рабочих дней со дня поступления запроса о разъяснении положений конкурсной документации организатор обязан направить в письменной форме разъяснение положений конкурсной документации.
Частью 5.4 раздела 1 Конкурсной документации установлено, что ответ на запрос в письменной форме передается заявителю способом, указанным в запросе на разъяснение положений конкурсной документации.
31.07.2015 МП "Агинское ПАТП" обратилось в Комитет с Запросом на разъяснение конкурсной документации (исх. от 30.07.2015 N111/15). В соответствии с Запросом ответ на запрос необходимо передать под расписку уполномоченному представителю, предварительно уведомив по телефону.
Комитетом представлена копия письма от 06.08.15 N ИЖ-/91с ответом на запрос о разъяснении конкурсной документации. На заседании Комиссии Забайкальского УФАС России представитель Комитета пояснил, что указанный ответ МП "Агинское ПАТП" не направлялся, заявитель за разъяснениями в Комитет не обращался.
На официальном сайте разъяснения конкурсной документации отсутствуют.
В соответствии с частью 1.4. раздела 4 Конкурсной документации заявка с прилагаемыми к ней документами регистрируется организатором в журнале приема заявок с присвоением каждой заявке порядкового номера и с указанием даты и времени подачи документов. Выдача уведомлений организатором в Конкурсной документации не предусмотрена.
Комитетом представлена копия журнала регистрации поступления заявок на участие в конкурсном отборе, в соответствии с которой в журнале зарегистрировано поступление 2 заявок.
Извещением о проведении конкурсного отбора установлено время и место рассмотрения заявок - 10 дней со дня вскрытия конвертов, Конкурсной документацией установлен срок - не превышающий 7 рабочих дней со дня вскрытия конвертов (п.5.8 раздела 4).
Время оценки и сопоставления заявок в Извещении установлено - в течение 10 дней со дня подписания протокола рассмотрения конкурсных заявок, Конкурсная документация устанавливает период оценки и сопоставления заявок - не более 10 рабочих дней с момента официального вскрытия конвертов с заявками (п.3 раздела 5).
Срок подписания договора в Извещении установлен в течение 10 дней со дня утверждения протокола оценки комиссии, Конкурсная документация устанавливает, что договор подлежит заключению не позднее 2 рабочих дней со дня получения уведомления о признании победителем (п.3 раздела 6).
Таким образом, Извещение о проведении конкурсного отбора не соответствует Конкурсной документации в части установленных сроков рассмотрения заявок, сроков оценки и сопоставления заявок, сроков подписания договора.
Статья 13 Положения устанавливает случаи прекращения допуска перевозчика к работе на маршруте путем расторжения заключенного договора на осуществление пассажирских перевозок, а именно:
1. подачи заявления перевозчиком об отказе от работы на маршруте;
2. истечения срока действия документа, подтверждающего право работы на маршруте;
3. закрытия маршрута;
4. нарушения перевозчиком требований к работе на маршруте, которые были установлены условиями конкурса.
Проект Договора (приложение N10 к Конкурсной документации) содержит 7 оснований для расторжения Договора, в том числе основания, не предусмотренные Положением:
- срыв в месяц по вине Исполнителя более 5 процентов от общего количества рейсов, запланированных расписанием на отдельном автобусном маршруте регулярных перевозок, указанном в прилагаемом к Договору Перечне автобусных регулярных перевозок (п.4.3.4 Договора);
- систематическое (три и более раза в течение одного года) применение тарифов, отличных от регулируемых тарифов (п.4.3.5 Договора);
- систематический (три и более раза в течение одного года) отказ Исполнителя в допуске представителя заказчика для проведения контроля в сфере транспортного обслуживания населения (п.4.3.6 Договора);
- повторное совершение по вине исполнителя дорожно-транспортного происшествия, при котором имеются погибшие или в результате которых причинен вред здоровью средней тяжести или тяжкий вред здоровью пострадавшим, в течение года после совершения дорожно-транспортного происшествия с аналогичными последствиями (п.4.3.10 Договора).
В соответствии с письмом Комитета от 22.09.2015 NИЖ-181 дополнительные основания для расторжения Договора, не предусмотренные Положением, установлены на основании пункта 4 статьи 13 Положения, то есть являются требованиями к работе на маршруте, установленные условиями конкурса.
Таким образом, нарушений в части установления пунктов 4.3.4, 4.3.5., 4.3.6., 4.3.10. Договора, не соответствующих Положению не установлено.
Согласно пункта 3.4 раздела 2 Конкурсной документации комиссия имеет право осуществить проверку производственно-технической базы претендента. Победитель конкурса в течение одного рабочего дня после подведения итогов конкурса извещается комиссией в письменной форме об осуществлении проверки. В извещении указывается дата и время проверки.
Заявитель указал на проведение проверки 31.08.2015 без предварительного письменного уведомления и до подведения итогов.
В соответствии с письмом Комитета от 22.09.2015 NИЖ-181 претенденты были предварительно уведомлены посредством телефонной связи. Дата проведения проверки не указана, письменные подтверждения проведения проверки отсутствуют.
Таким образом, сделать вывод об осуществлении проверки производственно-технической базы претендента с нарушением (без нарушения) установленных сроков не представляется возможным. При этом уведомление о проведении проверки в нарушение конкурсной документации победителю конкурса не направлялось.
Протокол оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсном отборе N3, которым установлены победители конкурсного отбора, подписан членами комиссии 03.09.2015.
В соответствии с частью 5 статьи 11 Положения информация об итогах конкурса публикуется в средствах массовой информации в течение месяца со дня их подведения.
Положение и Конкурсная документация не содержит иных сроков размещения Протокола оценки и сопоставления заявок.
В соответствии с жалобой заявителя Протокол оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсном отборе от 03.09.2015 N3 размещен на официальном сайте 15.09.2015 с нарушением сроков.
Установить фактическую дату размещения на официальном сайте Протокола оценки и сопоставления заявок не представляется возможным в связи с отсутствием на указанном сайте возможности просмотра даты размещения информации.
В соответствии с письмом Комитета от 22.09.2015 NИЖ-181 протокол оценки и сопоставления заявок от 03.09.2015 был ошибочно размещен в другом разделе официального сайта. При обнаружении ошибки протокол был перемещен в соответствующий раздел.
Согласно жалобе заявителя баллы в оценочной таблице по критериям 3, 4, 5 должны определяться в разрезе конкретных транспортных средств.
В соответствии с письмом Комитета от 22.09.2015 NИЖ-181 баллы по критериям 3,4,5 выставлены согласно конкурсной документации. Суммирование по каждому транспортному средству не предусмотрено.
Приложением N1 к Конкурсной документации утвержден Перечень автобусных маршрутов транспорта общего пользования городского округа "Поселок Агинское", выставляемых на конкурс с разделением на группы маршрутов (далее - Перечень). Перечень содержит 4 лота:
Лот N1 - маршрут N3 "Поликлиника - Западный";
Лот N2 - маршрут N4 "ул.Жабэ - Поликлиника - заречная баня - Маслозавод - Партизанская";
Лот N3 - маршрут N5 "Шанхай - Поликлиника - ДСУ";
Лот N4 - маршрут N6 "Таможня - Бомгора - Поликлиника".
В соответствии с Протоколом вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе от 10.08.2015 N1 на участие в конкурсном отборе поданы следующие заявки:
- по лоту N1 - заявка МП "Ага автотранс";
- по лотам N2, N3, N4 - заявки МП "Ага автотранс" и МП "Агинское ПАТП".
В соответствии с Протоколом оценки и сопоставления заявок от 03.09.2015 N3 МП "Ага автотранс" признано победителем по лотам N1, N2 и N4, а МП "Агинское ПАТП" - по лоту N3.
В соответствии с оценочной таблицей (приложение к Протоколу N3) баллы участникам конкурсного отбора начислялись одинаково по всем критериям, исключая критерий N4 - Показатели стабильности безопасности.
Указанный критерий содержит 3 пункта: срок эксплуатации транспортного средства; количество ДТП и нарушений ПДД; невыполнение требований законодательства РФ.
На заседании Комиссии Забайкальского УФАС России установлено, что срок эксплуатации транспортного средства рассчитан по среднему показателю, исходя из среднего возраста заявляемых транспортных средств, а не по каждому автомобилю в отдельности.
Справка ОГИБДД МО МВД России "Агинский", поданная в составе заявок МП "Агинское ПАТП", содержит общие сведения о наличии ДТП водителями МП "Агинское ПАТП".
Справка о ДТП МП "Ага автотранс" представлена по перечню машин, а не по предприятию в целом.
Форма справки о нарушениях ПДД и совершенных водителями заявителя ДТП не установлена и в требованиях к составу заявки отсутствует.
Таким образом, подсчет баллов по критерию "Показатели стабильности безопасности" не отвечает принципам конкурентности проводимого конкурсного отбора.
Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок) запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Таким образом, действия Комитета жилищно-коммунального хозяйства строительства, промышленности, транспорта, энергетики и связи Администрации городского округа "Поселок Агинское" при проведении конкурсного отбора претендентов на право заключения договора на выполнение перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования по регулярным маршрутам городского сообщения городского округа "Поселок Агинское" Забайкальского края приводят или могут привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции.
Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
Признать жалобу МП "Агинское ПАТП" N7 обоснованной.
Признать Комитет жилищно-коммунального хозяйства строительства, промышленности, транспорта, энергетики и связи Администрации городского округа "Поселок Агинское" нарушившим часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" в части утверждения Конкурсной документации для проведения конкурсного отбора претендентов на право заключения договора на выполнение перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования по регулярным маршрутам городского сообщения городского округа "Поселок Агинское" Забайкальского края, что приводит или может привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции.
Выдать предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Председатель Комиссии
В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 24 сентября 2015 г. N 04-22-7-2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016