Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области
от 8 сентября 2015 г. N 07-16-72/2015
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее - Оренбургское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии
представителя заявителя: ООО "Медтехника";
представителя ответчика: ГБУЗ "Соль-Илецкая районная больница",
рассмотрев дело N 07-16-72/2015, возбужденное по признакам нарушения Государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Соль-Илецкая районная больница" (461500, г.Соль-Илецк, ул.Ленинградская, 1) (ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части совершения действий направленных на ограничение конкуренции между участниками торгов, путем включения в состав лотов услуг технологически и функционально не связанных с услугами, оказание которых являются предметом торгов, установила
Оренбургским УФАС России приказом от 26.05.2015 г. N 92 возбуждено дело N 07-16-72/2015 по заявлению (вх. N 2784к от 13.04.2015) общества с ограниченной ответственностью "Медтехника" (460006, г.Оренбург, ул.Кичигина, 25а) (далее также - ООО "Медтехника", заявитель) на действия Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Соль-Илецкая районная больница" (461500, г.Соль-Илецк, ул.Ленинградская, 1) (далее также - ГБУЗ "Соль-Илецкая районная больница", ответчик), выраженные в нарушении ч. 3 ст. 17 Федерального закона "О защите конкуренции" N 135-ФЗ от 26.07.2006 г. в ходе проведения электронного аукциона на право заключения гражданско-правового договора на оказание услуги по комплексному техническому обслуживанию медицинского оборудования и по контролю эксплуатационных параметров медицинского рентгеновского оборудования, в части совершения действий направленных на ограничение конкуренции между участниками торгов, путем включения в состав лотов услуг технологически и функционально не связанных с услугами, оказание которых являются предметом торгов.
В ходе заседания Заявитель поддержал изложенные в жалобе доводы, а также пояснил, что Согласно п.1 Технического задания в один лот объединены следующие услуги: услуги по комплексному техническому обслуживанию медицинского оборудования и по контролю эксплуатационных параметров медицинского рентгеновского оборудования.
В соответствии с п. 22.1. Документации об аукционе в электронной форме на право заключения гражданско-правового договора на оказание услуги по комплексному техническому обслуживанию медицинского оборудования и по контролю эксплуатационных параметров медицинского рентгеновского оборудования, утвержденной в 2015 году (далее - Документация об аукционе) к участнику предъявляется требование предоставить кроме копий лицензий, необходимых для осуществления технического обслуживания медицинской техники, еще и "копию аттестата аккредитации испытательной лаборатории (центра) в области аккредитации лаборатории радиационного контроля медицинских рентгеновских аппаратов".
Таким образом, вышеуказанные услуги осуществляются на основании разных правоустанавливающих документов.
В соответствии с "Общероссийским классификатором видов экономической деятельности" (ОК 029-2014) "Технические испытания, исследования и сертификация" имеют код 74.3. В соответствии с этим же классификатором "Предоставление услуг по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию медицинского оборудования и аппаратуры" имеет код 33.10.9.
Таким образом, услуги по комплексному техническому обслуживанию медицинского оборудования и по контролю эксплуатационных параметров медицинского рентгеновского оборудования технологически и функционально не связаны между собой и являются разными видами деятельности.
Ответчик нарушение не признал, сославшись на пояснения (вх. N 4942 от 17.06.2015 г.) предоставленные в материалы дела.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия приходит к следующим выводам.
13.04.2015 года в Оренбургское УФАС России поступила жалоба (вх. N 2784к от 13.04.2015) ООО "Медтехника" (далее - Заявитель) на действия Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Соль-Илецкая районная больница" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию медицинского оборудования и контролю эксплуатационных параметров медицинского рентгеновского оборудования (номер извещения N 0153200000215004332) (далее - аукцион).
20 апреля 2015 года Комиссией Оренбургского УФАС России по контролю в сфере осуществления закупок была рассмотрена вышеуказанная жалоба ООО "Медтехника" на действия Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области, Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Соль-Илецкая районная больница" при проведении электронного аукциона на оказание услуги по комплексному техническому обслуживанию медицинского оборудования и контролю эксплуатационных параметров медицинского рентгеновского оборудования (номер извещения N 0153200000215004332) (дело N 08-07-362/2015), оставлена без рассмотрения, в связи с заявленным ходатайством лица о передаче дела должностному лицу для принятия вопроса о наличии нарушений в действиях Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области, Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Соль-Илецкая районная больница" положений ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Служебной запиской от 23.04.2015 года материалы дела N 08-07-362/2015 были переданы должностному лицу в отдел антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей Оренбургского УФАС для рассмотрения на предмет нарушения антимонопольного законодательства.
Оренбургским УФАС России приказом от 26.05.2015 г. N 92 возбуждено дело N 07-16-72/2015 в отношении ГБУЗ "Соль-Илецкая районная больница", выраженные в нарушении ч. 3 ст. 17 Федерального закона "О защите конкуренции" N 135-ФЗ от 26.07.2006 г.
В ходе заседания, Комиссия усмотрела в действиях ответчика признаки нарушения ч.1 ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выраженные во включении при проведении электронного аукциона на право заключения гражданско-правового договора на оказание услуги по комплексному техническому обслуживанию медицинского оборудования и по контролю эксплуатационных параметров медицинского рентгеновского оборудования (извещение N 0153200000215004332) в состав одного лота услуг технологически и функционально не связанных между собой (услуга по комплексному техническому обслуживанию медицинского оборудования и по контролю эксплуатационных параметров медицинского рентгеновского оборудования), которое приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции в ходе данных торгов.
Как следует из материалов дела, 06.03.2015 года г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" было размещено извещение и документация о проведении электронного аукциона на оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию медицинского оборудования и контролю эксплуатационных параметров медицинского рентгеновского оборудования (номер извещения N0153200000215004332).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе, обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент" за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно извещению и документации об аукционе, в качестве наименования предмета аукциона Заказчиком указано "оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию медицинского оборудования и контролю эксплуатационных параметров медицинского рентгеновского оборудования". В извещении о проведении аукциона указан код классификации услуг - 33.10.92.190 - "услуги по техническому обслуживанию и ремонту медицинских изделий, включая хирургическое оборудование и аппаратуру".
Техническое задание документации об аукционе, проект гражданско-правового договора также содержат информацию о том, что выполнению подлежат как услуги по комплексному техническому обслуживанию медицинского оборудования, так и по контролю эксплуатационных параметров рентгеновского оборудования и индивидуальных средств защиты от рентгеновского излучения.
Таким образом, как из извещения, так и из документации об аукционе следует, что оказанию подлежат как услуги по комплексному техническому обслуживанию медицинского оборудования (в том числе аппаратов рентгеновских), так и по контролю эксплуатационных параметров рентгеновского оборудования и индивидуальных средств защиты от рентгеновского излучения.
В Техническом задании содержится требование о выполнении работ по контролю эксплуатационных параметров рентгеновского оборудования и контролю индивидуальных средств радиационной защиты.
Комиссией Оренбургского УФАС России установлено, что для осуществления каждого вида деятельности необходима различная разрешительная документация: лицензия для осуществления комплексного технического обслуживания медицинского оборудования; аттестат аккредитации испытательной лаборатории в системе аккредитации лабораторий радиационного контроля в соответствии с Федеральным законом РФ от 27.12.2002 г. (в ред. от 23.06.2014 г.) N 184-ФЗ "О техническом регулировании", Федеральным законом N 412-ФЗ от 28.12.2013 г. "Об аккредитации и национальной системе аккредитации" для контроля эксплуатационных параметров медицинского рентгеновского оборудования.
В Техническом задании (Часть II аукционной документации) указано, что контроль эксплуатационных параметров рентгеновского оборудования, прямо или косвенно влияющих на обеспечение радиационной безопасности пациентов и персонала, проводится в соответствии с требованиями СанПиН 2.6.1.1192-03.
Пунктом 1 Приложения 10 СанПиН 2.6.1.1192-03 установлено, что контроль эксплуатационных параметров медицинских рентгеновских аппаратов, преобразователей рентгеновского изображения и фотолабораторного оборудования, прямо или косвенно влияющих на обеспечение радиационной безопасности пациентов и персонала, водится при:
испытании новых и модернизированных видов рентгеновского оборудования;
периодическом контроле эксплуатационных параметров медицинского рентгеновского оборудования, находящегося в эксплуатации, с целью определения возможности продления сроков его эксплуатации;
текущем контроле эксплуатационных параметров рентгеновского оборудования".
Объем испытаний эксплуатационных параметров при текущем контроле определен пунктом 3 Приложения 10 СанПиН 2.6.1.1192-03, и может выполняться штатными медицинскими сотрудниками рентгеновского кабинета (отделения). Объем испытаний для первых двух случаев определен пунктом 2 Приложения 10 СанПиН 2.6.1.1192-03, и должен проводиться аккредитованными лабораториями, с оформлением протокола установленного (при прохождении аккредитации) образца.
Техническое обслуживание медицинской техники относится к техническому обслуживанию и выполняется силами организации, осуществляющей техническое обслуживание, которые, в соответствии с законодательством России, должны иметь лицензию на данный вид деятельности.
Следовательно, в одной закупке содержатся два разных вида деятельности: контроль технического состояния, выполняемого по лицензии в рамках технического обслуживания, и контроль эксплуатационных параметров медицинского рентгеновского оборудования, выполняемого в соответствии с аттестатом аккредитации.
Также данное требование подтверждается пунктом 22.1 Информационной карты документации об аукционе, а именно обязанностью участника представления в составе заявке следующих документов: 1. Копии лицензии на техническое обслуживание медицинской техники (Федеральный закон от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"); 2.копии лицензии Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучие человека на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (статья 10 Федерального закона N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения"); 3. Копия аттестата об аккредитации испытательной лаборатории (центра).
В соответствии с ст. 780 Гражданского кодекса РФ, если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, исполнитель обязан оказать услуги лично.
Согласно положениям проекта гражданско-правового договора, последним привлечение соисполнителей не предусмотрено. Более того, пунктом 2.6. названного проекта гражданско-правового договора прямо указано, что работы по договору Исполнитель выполняет самостоятельно, без привлечения третьих лиц.
Исходя из анализа действующего законодательства, обязательные требования к описанию объекта закупки, а также к контракту установлены статьями 33, 34 Закона о контрактной системе и должны соблюдаться заказчиком при проведении тех или иных конкурсных процедур.
Размещаемый заказ сформирован Заказчиком в виде одного лота и предполагает выполнение работ по комплексному техническому обслуживанию медицинского оборудования и контролю эксплуатационных параметров медицинского оборудования выполнение которых технологически и функционально не связаны между собой и могут осуществляться отдельно.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Заключение муниципального контракта на торгах подразумевает состязательность хозяйствующих субъектов и направлено, в том числе на обеспечение конкуренции, т.к. только при проведении аукциона могут быть выявлены потенциальные желающие заключить контракт.
Комиссией Оренбургского УФАС России установлено, что укрупнение лота путем включения услуг функционально и технологически не связанных между собой (работы по комплексному техническому обслуживанию медицинского оборудования, так и по контролю эксплуатационных параметров рентгеновского оборудования и индивидуальных средств защиты от рентгеновского излучения) привели к ограничению конкуренции на торгах.
Кроме того, в материалах дела имеется письмо Министерства здравоохранения Оренбургской области N 02-01-05-18/108 от 16.04.2015 г. в котором указано, что анализ закупочной деятельности подведомственных медицинских организаций свидетельствует о допускаемых отдельными заказчиками нарушений, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению либо устранению конкуренции.
Так, некоторыми заказчиками - медицинскими организациями в техническое задание включаются два отдельных вида услуг, технологически не связанных друг с другом: "техническое обслуживание медицинской техники", требующее наличие лицензии на этот вид деятельности, и "контроль эксплуатационных параметров медицинского рентгенологического оборудования", требующий наличие аттестата аккредитации испытательной лаборатории, но не требующий лицензии.
При этом, к участникам закупки в качестве требований предъявляется наличие и лицензии на техническое обслуживание медицинской техники, и аттестата аккредитации испытательной лаборатории.
В связи с объединением данных работ (услуг) существенно ограничивается круг участников закупочной деятельности, что приводит к заключению контракта с единственным поставщиком и как следствие приобретению работ (услуг) по завышенным ценам.
При таких обстоятельствах, объединение в один лот вышеперечисленных услуг с требованием о наличии и представлении во второй части заявки участниками закупки вышеперечисленных документов, Комиссия Оренбургского УФАС России считает противоречащим положениям ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1, 2 статьи 41, 45, статьей 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия, решила:
1. Признать ГБУЗ "Соль-Илецкая районная больница", нарушившим ч. 1 ст. 17 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать ГБУЗ "Соль-Илецкая районная больница" предписание о прекращении нарушения требований, установленных ч. 1 ст. 17 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 г., для чего:
- при проведении торгов соблюдать требования антимонопольного законодательства;
- довести до сведения аукционной комиссии решение и предписание по настоящему делу и провести соответствующие разъяснительные мероприятия.
Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьёй 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
П Р Е Д П И С А Н И Е
о прекращении нарушения антимонопольного законодательства
по делу N 07-16-72/2015
08 сентября 2015 г. г. Оренбург
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе:
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 08.09.2015 по делу N 07-16-72/2015 о нарушении Государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Соль-Илецкая районная больница" (461500, г.Соль-Илецк, ул.Ленинградская, 1) ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведения электронного аукциона на право заключения гражданско-правового договора на оказание услуги по комплексному техническому обслуживанию медицинского оборудования и по контролю эксплуатационных параметров медицинского рентгеновского оборудования, в части совершения действий направленных на ограничение конкуренции между участниками торгов, путем включения в состав лотов услуг технологически и функционально не связанных с услугами, оказание которых являются предметом торгов, предписывает:
Государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Соль-Илецкая районная больница" в срок до 16.10.2015 г. довести до сведения аукционной комиссии решение и предписание по настоящему делу и провести соответствующие разъяснительные мероприятия.
2. При проведении торгов соблюдать требования антимонопольного законодательства.
3. О выполнении настоящего предписания сообщить в Оренбургское УФАС России не позднее трех дней со дня его выполнения, предоставив документы, подтверждающие его исполнение.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 8 сентября 2015 г. N 07-16-72/2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016