Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
(опубликовано 17 июня 2010 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, рассмотрев дело N 4-05/76 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения ООО "ТВ-сеть" на телевизионном канале "Звезда" на территории г. Хабаровска 2, 3, 4, 5 и 9 мая 2010 г. рекламы путем наложения ее на надписи разъясняющего характера, превышающей 15 процентов времени вещания в течение часа и в совмещении с рекламой способом "бегущей строки" телепередачи продолжительностью менее чем пятнадцать минут, в присутствии представителя ООО "ТВ-сеть", установила:
При осуществлении государственного контроля за соблюдением требований законодательства, регламентирующего телевизионную рекламу, проведен мониторинг рекламы, распространенной в г. Хабаровске 2, 3, 4, 5 и 9 мая 2010 г. на телеканале "Звезда". Цель мониторинга, проведенного на основании видеозаписи эфира названого канала, - оценка соответствия распространенной рекламы требованиям и ограничениям, установленным Федеральным законом "О рекламе" (далее Закон), для телепрограмм и телепередач.
В процессе мониторинга установлены две основные категории телевизионной рекламы - сетевая, распространяемая в виде рекламных роликов (блоков), а также бегущая текстовая строка внизу кадра, выстроенная в единый видеоряд (блоки) и передающая исключительно региональную рекламную информацию.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Исходя из данного определения, текстовые объявления, распространенные на телеканале "Звезда" 2, 3, 4, 5 и 9 мая 2010 г., являются рекламой ("Продаются участки с лесом в районе "River Park"; "Мужские джинсы в магазине "Просто даром"; "Прямым рейсом к теплому морю. Туристическая компания "Океан Тур"; "Аптечный супермаркет в центре города на ул. Толстого, 15"; "Гастроли Петербургского театра"; "Возврат банковских комиссий по кредитным договорам. ООО "Правовые ресурсы""; "Еврейский клуб знакомств "Шидух"; "Ателье "Центр моды" предлагает обновить свой гардероб"; "Анонимное лечение алкоголизма"; "Набор в группы Йоги"; "Телекомпания "СЭТ" сообщает, что прием объявлений и приеме на работу и объявления от частных лиц принимаются по адресу ул. Шевчука, 42, тел. 41-70-80").
При оценке телевизионной рекламы на соответствие требованиям рекламного законодательства установлено следующее.
1. На основании пункта 2 части 2 статьи 14 Федерального закона "О рекламе" (далее Закон) при совмещении рекламы с телепрограммой способом "бегущей строки" или иным способом ее наложения на кадр транслируемой телепрограммы реклама не должна накладываться на субтитры, а также надписи разъясняющего характера. Вместе с тем, "бегущая строка" о гастролях в Хабаровске Петербургского балетного театра налагалась во время трансляции фильма "Дороже золота" из документального цикла "Неизвестная война", посвященного Герою Советского Союза, летчику-испытателю Петру Остапенко, закрывая при этом надпись фамилии и имени главного участника передачи. Аналогичные нарушения допущены во время трансляции 9 мая 2010 г. концерта "Служить России", а именно, бегущая строка о продаже земельных участков в поселке "River Park", налагалась на надпись об участниках праздничного концерта.
2. В соответствии с ч. 3 статьи 14 Закона общая продолжительность распространяемой в телепрограмме рекламы, прерывания телепрограммы рекламой и совмещения рекламы с телепрограммой способом "бегущей строки" или иным способом ее наложения на кадр не может превышать 15 процентов времени вещания в течение часа (9 мин.). Вместе с тем, посекундный хронометраж видеозаписи телепрограмм НТК "Звезда", (продолжительностью 1 час), из которого полностью исключены объявления некоммерческого характера, позволил установить следующее. При трансляции фильма "Одиноким предоставляется общежитие" (2 мая 2010 г. с 20-00 до 21-00) общее количество сетевой и региональной рекламы составило 10 мин. (310 сек. сетевая реклама, плюс 50 сек. местный рекламный блок, плюс 245 сек. "бегущая строка"), что составляет 16,7% времени вещания в течение часа. При трансляции фильма "Волчья стая" (5 мая 2010 г. с 11-00 до 12-00 час) было осуществлено распространение региональных и сетевых рекламных материалов суммарным хронометражем. 12 мин. (485 сек. сетевая реклама, 50 сек. местный рекламный блок и 190 сек. "бегущая строка", что равно 20% от объема вещания в течение часа. Трансляция фильма "Неуловимые мстители" (3 мая 2010 г. с 10-00 до 11-00 час.) совмещалась с рекламой и прерывалась на рекламу в течение 13 мин. (550 сек. сетевые блоки и 240 сек. "бегущая строка"), что составило 21,7 % времени в течение часа.
3. В соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 14 Закона не допускается прерывать рекламой и совмещать с рекламой способом "бегущей строки" телепередачи продолжительностью менее чем пятнадцать минут. Однако в процессе мониторинга установлено, что распространение рекламы способом "бегущей строки" осуществлялось во время трансляции 2 мая 2010 г. на телеканале "Звезда" документального фильма "Дороже золота", посвященного Герою Советского Союза, летчику-испытателю Петру Остапенко. Демонстрация названой телепередачи из документального цикла "Неизвестная война", имея продолжительность 12 минут, совмещалась с "бегущей строкой" в течение 2 минут. Следовательно, при распространении рекламы во время трансляции программного блока телеканала "Звезда" 2, 3, 4, 5 и 9 мая 2010 г. допущены нарушения пункта 2 части 2, части 3 статьи и пункта 2 части 4 статьи 14 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с частью 7 статьи 38 названного нормативного акта ответственность за нарушение указанных требований несет рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. Распространение программ телевизионного сигнала канала "Звезда" на территории г. Хабаровска осуществляется на основании договора, заключенного между ОАО "Телерадиокомпания Вооруженных Сил Российской Федерации "Звезда" (далее Телекомпания) и ООО "ТВ-сеть" (далее Оператор связи). По данному договору Оператор связи на основании лицензии на оказание услуг связи для целей кабельного вещания N 56943 от 27.02.2008 г. сроком действия до 27.02.2013 г. взял на себя обязательства осуществлять прием и передачу сигнала Телепрограммы НТК "Звезда" на территории г. Хабаровска с использованием собственных технических средств.
Одновременно из официальной информации МУП г. Хабаровска "Стрела", являющегося специализированным предприятием по обслуживанию систем коллективного приема телевидения, обеспечивающих прием вещаемых в городе эфирных телевизионных каналов, следует, что телевизионный сигнал НТК "Звезда" на территории г. Хабаровска входит в пакет каналов, который формируется ООО "ТВ-сеть" и транслируется с передающего центра с возможностью приема каналов неопределенным кругом лиц.
Таким образом, распространителем региональной рекламы на территории г. Хабаровска в составе телевизионного сигнала НТК "Звезда" является ООО "ТВ-сеть", следовательно, по его вине произошло нарушение рекламного законодательства, выразившееся в распространении рекламы путем наложения ее на надписи разъясняющего характера, превышающей 15 процентов времени вещания в течение часа и в совмещении с рекламой способом "бегущей строки" телепередачи продолжительностью менее чем пятнадцать минут.
В ходе рассмотрения дела на заседании Комиссии представитель ООО "ТВ-сеть", частично признав допущенные нарушения рекламного законодательства, аргументировала их следующим образом. Отношения ООО "ТВ-сеть" с телекомпанией "Звезда" по размещению рекламы (в том числе региональной) не урегулированы. Программное расписание телепрограмм канала "Звезда", равно как и структурную сетку рекламных блоков, Телекомпания оператору связи (ООО ТВ-сеть") не предоставляет. Соответственно, последний не имеет технической возможности заранее отследить перечень аудиовизуальных произведений, включенных в программный блок телеканала "Звезда", а также время, отведенное для их показа в эфире.
В этой связи, не имея структурную сетку вещания, ООО "ТВ-сеть" заблаговременно не может пресечь наложение рекламы на надписи разъясняющего характера, а также ненадлежащее распространение региональной рекламы в течение часа и во время трансляции передач продолжительностью менее 15 минут. Приняв во внимание представленные пояснения, Комиссия не считает их основанием для нарушения рекламного законодательства при распространении телевизионной рекламы. Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать рекламу, распространенную ООО "ТВ-сеть" 2,3,4,5 и 9 мая 2010 г. на телеканале "Звезда" на территории г. Хабаровска ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 2, части 3 и пункта 2 части 4 статьи 14 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать ООО "ТВ-сеть" предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 18 июня 2010 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе на основании своего решения от 17 июня 2010 г. по делу N 4-05/76 о признании ненадлежащей рекламы, распространенной ООО "ТВ-сеть" 2,3,4,5 и 9 мая 2010 г. на телеканале "Звезда" на территории г. Хабаровска и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1,3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. ООО "ТВ-сеть" в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить распространение на телевизионном канале "Звезда" рекламы путем наложения ее на надписи разъясняющего характера, превышающей 15 процентов времени вещания в течение часа и совмещать с рекламой способом "бегущей строки" телепередачи продолжительностью менее чем пятнадцать минут.
2. ООО "ТВ-сеть" представить в Хабаровское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 28 июня 2010 г.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Хабаровское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на юридическое лицо штраф в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей, на должностное лицо в размере от двенадцати до двадцати тысяч рублей. Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (опубликовано 17 июня 2010 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016