Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
(опубликовано 21 июня 2010 г.)
Решение изготовлено в полном объеме 21.06.2010 года
Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: ,
в присутствии от ОАО "Ярославский радиозавод": ; от ООО "Компания "Зенир Плюс": ,
рассмотрев дело N 03-03/53-10 по признакам нарушения ОАО "Ярославский радиозавод" пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
установила:
дело N 03-03/53-09 возбуждено по признакам нарушения ОАО "Ярославский радиозавод" пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования (взимание вознаграждения за содержание электрооборудования и электрических сетей для осуществления энергоснабжения), что ущемляет или может привести к ущемлению интересов ООО "Компания "Зенир Плюс".
Представители ОАО "Ярославский радиозавод" пояснили следующее. Плата, взимаемая с заявителя, носит компенсационный характер и направлена на покрытие затрат, которые общество несет как собственник электросетей и электрооборудования. "Привязка" платы за содержание электрооборудования и сетей к объему полученной заявителем электроэнергии (0,23 руб за 1 кВтч) объясняется тем, что в зависимости от увеличения количества электроэнергии возрастает нагрузка на электрокоммуникации и, следовательно, увеличивается их износ. ОАО "Ярославский радиозавод" не планировал и не планирует выступать в качестве сетевой организации, согласовывать соответствующий тариф и заниматься непрофильным для себя видом деятельности. ОАО "Ярославский радиозавод" является лишь собственником электрокоммуникаций, которые заявитель эксплуатирует. Они числятся на балансе ОАО "Ярославский радиозавод" и завод несет расходы по их обслуживанию. Нарушение антимонопольного законодательствах в действиях ОАО "Ярославский радиозавод" отсутствует.
Представитель заявителя подтвердил позицию изложенную в своем заявлении. Также пояснил, что счета об оплате вознаграждения за содержание сетей ОАО "Ярославский радиозавод" выставляет в адрес ООО "Компания "Зенир Плюс" до настоящего времени, с 2010 года указанные счета не оплачиваются.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия установила следующее.
ОАО "Ярославский радиозавод" владеет на праве собственности рядом объектов электросетевого хозяйства.
Между ОАО "Ярославский радиозавод" и ОАО "Ярославская сбытовая компания" 01.08.2005 года заключен договор поставки электрической энергии N 40. Согласно пункту 2.3.3. Покупатель - ОАО "Ярославский радиозавод" - передает принятую электрическую энергию после получения письменного разрешения Поставщика - ОАО "Ярославская сбытовая компания" - третьим лицам, к числу которых согласно приложению 2 данного договора отнесено ООО "Компания "Зенир Плюс". В приложении 3 указанного договора указаны точки поставки ОАО "Ярославский радиозавод" и приведена структурная схема электроснабжения. Из схемы следует, что объекты ООО "Компания "Зенир Плюс" присоединены к электрическим сетям ОАО "Ярославский радиозавод".
01 февраля 2009 года между ОАО "Ярославская сбытовая компания" и ООО "Компания "Зенир Плюс" был заключен договор снабжения электрической энергией N 749. Согласно указанному договору точка поставки расположена в ТП-39, принадлежащей ОАО "Ярославский радиозавод".
В соответствии со статьей 3 Федерального закона N 35-ФЗ от 26.03.2003 года "Об электроэнергетике" услугами по передаче электрической энергии признается комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов. Функциональное назначение услуг по передаче электрической энергии с точки зрения потребителя состоит в возможности получения электроэнергии через принадлежащие иным организациям электротехнические устройства и кабельные линии, к которым присоединены энергопринимающие устройства потребителя. Продуктовыми границами товарного рынка являются услуги по передаче электрической энергии. Технологически услуги по передаче электрической энергии конкретному потребителю можно оказать только через присоединенную электрическую сеть. Таким образом, географические границы рынка услуг по передаче электрической энергии определяются фактической и потенциальной возможностью покупателя получать эти услуги от определенного продавца в границах присоединенных электрических сетей. Альтернативные варианты для потребителя в формах строительства собственных локальных источников электроэнергии, организации сети в условиях состоявшегося технологического присоединения не приемлемы по причине естественно-монопольного характера услуги по передаче электрической энергии, экономической, технической неэффективности и нецелесообразности. Технологические особенности производства услуг по передаче электрической энергии определяют эффективность функционирования данного товарного рынка в отсутствие конкуренции в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объемов производства. Кроме того, требуется преодоление ряда административных барьеров.
Таким образом, на рынке услуг по передаче электрической энергии в границах присоединенных электрических сетей ОАО "Ярославский радиозавод" является единственным продавцом услуги.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона N 147-ФЗ от 17.08.1995 года "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. В соответствии со статьей 3 указанного Закона субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством, реализацией товаров в условиях естественной монополии. В силу части 5 статьи 5 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии. Следовательно, ОАО "Ярославский радиозавод" занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в границах присоединенных сетей.
01.01.2008 года между ОАО "Ярославский радиозавод" и ООО "Компания "Зенир Плюс" заключено соглашение N 13/6-с, согласно пункту 1.2 которого ООО "Компания "Зенир Плюс" выплачивает ОАО "Ярославский радиозавод" вознаграждение за содержание оборудования, сетей, линий, коммуникаций на условиях согласно установленным ОАО "Ярославский радиозавод" тарифам, указанным в приложениях к соглашению, на основании актов и счетов-фактур. Согласно приложению 1 к указанному договору вознаграждение за содержание электрических сетей составляет 0,22 руб. за 1 кВтч. Также в приложении 1 указано, что тарифы ежегодно подлежат пересмотру.
01.03.2009 года между ОАО "Ярославский радиозавод" и ООО "Компания "Зенир Плюс" заключено соглашение N 13/6 согласно пункту 1.1 которого ООО "Компания "Зенир Плюс" выплачивает ОАО "Ярославский радиозавод" вознаграждение за содержание электрооборудования и электрических сетей (от п/ст Тормозная через РП-3 до ТП-39) для осуществления электроснабжения ООО "Компания "Зенир Плюс" согласно тарифу, утвержденному ОАО "Ярославский радиозавод" в размере 0,23 руб. за 1 кВтч (без учета НДС) (тариф ежегодно подлежит пересмотру) на основании актов и счетов-фактур.
ОАО "Ярославский радиозавод" выставило в адрес ООО "Компания "Зенир Плюс" на основании указанных соглашений следующие счета-фактуры:
- счет-фактура N 8055 от 31.01.2008 года, вознаграждение за содержание электрических сетей 6160,00 рублей без НДС, 7268,80 рублей с НДС;
- счет-фактура N 8104 от 29.02.2008 года, вознаграждение за содержание электрических сетей 2227,10 рублей без НДС, 2627,98 рублей с НДС;
- счет-фактура N 8135 от 31.03.2008 года, вознаграждение за содержание электрических сетей 2604,80 рублей без НДС, 3073,66 рублей с НДС;
- счет-фактура N 8186 от 30.04.2008 года, вознаграждение за содержание электрических сетей 2314,40 рублей без НДС, 2730,99 рублей с НДС;
- счет-фактура N 8234 от 31.05.2008 года, вознаграждение за содержание электрических сетей 1944,80 рублей без НДС, 2294,86 рублей с НДС;
- счет-фактура N 8296 от 30.06.2008 года, вознаграждение за содержание электрических сетей 2252,80 рублей без НДС, 2658,30 рублей с НДС;
- счет-фактура N 8323 от 31.07.2008 года, вознаграждение за содержание электрических сетей 2508,00 рублей без НДС, 2959,44 рублей с НДС;
- счет-фактура N 8371 от 31.08.2008 года, вознаграждение за содержание электрических сетей 2367,20 рублей без НДС, 2793,30 рублей с НДС;
- счет-фактура N 8433 от 30.09.2008 года, вознаграждение за содержание электрических сетей 2692,80 рублей без НДС, 3177,50 рублей с НДС;
- счет-фактура N 8468 от 31.10.2008 года, вознаграждение за содержание электрических сетей 3388,00 рублей без НДС, 3997,84 рублей с НДС;
- счет-фактура N 8510 от 30.11.2008 года, вознаграждение за содержание электрических сетей 2508,00 рублей без НДС, 2959,44 рублей с НДС;
- счет-фактура N 8561 от 31.12.2008 года, вознаграждение за содержание электрических сетей 1496,00 рублей без НДС, 1765,28 рублей с НДС;
- счет-фактура N 8051 от 31.01.2009 года, вознаграждение за содержание электрических сетей 2300,00 рублей без НДС, 2714,00 рублей с НДС;
- счет-фактура N 8082 от 28.02.2009 года, вознаграждение за содержание электрических сетей 1748,00 рублей без НДС, 2062,64 рублей с НДС;
- счет-фактура N 8119 от 31.03.2009 года, вознаграждение за содержание электрических сетей 1518,00 рублей без НДС, 1791,24 рублей с НДС;
- счет-фактура N 8180 от 30.04.2009 года, вознаграждение за содержание электрических сетей 1334,00 рублей без НДС, 1574,12 рублей с НДС;
- счет-фактура N 8221 от 31.05.2009 года, вознаграждение за содержание электрических сетей 1518,00 рублей без НДС, 1791,24 рублей с НДС;
- счет-фактура N 8266 от 30.06.2009 года, вознаграждение за содержание электрических сетей 1656,00 рублей без НДС, 1954,08 рублей с НДС;
- счет-фактура N 8310 от 31.07.2009 года, вознаграждение за содержание электрических сетей 1794,00 рублей без НДС, 2116,92 рублей с НДС;
- счет-фактура N 8350 от 31.08.2009 года, вознаграждение за содержание электрических сетей 1610,00 рублей без НДС, 1899,80 рублей с НДС;
- счет-фактура N 8391 от 30.09.2009 года, вознаграждение за содержание электрических сетей 1978,00 рублей без НДС, 2334,04 рублей с НДС;
- счет-фактура N 8434 от 31.10.2009 года, вознаграждение за содержание электрических сетей 2162,00 рублей без НДС, 2551,16 рублей с НДС;
- счет-фактура N 8479 от 30.11.2009 года, вознаграждение за содержание электрических сетей 2116,00 рублей без НДС, 2496,88 рублей с НДС;
- счет-фактура N 8513 от 31.12.2009 года, вознаграждение за содержание электрических сетей 2070,00 рублей без НДС, 2442,60 рублей с НДС.
Всего на основании соглашений N 13/6-с от 01.01.2008, N 13/6 от 01.03.2009 ОАО "Ярославский радиозавод" выставлено в адрес ООО "Компания "Зенир Плюс" в 2008 - 2009 годах счетов-фактур на оплату вознаграждения за содержание электрических сетей на сумму 54267,90 рублей без НДС, 64036,11 рублей с учетом НДС. Указанные счета-фактуры оплачены, что подтверждается платежными документами, имеющимися в деле, актами сверки расчетов.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона "О естественных монополиях" N 147-ФЗ от 17.08.1995 года, частью 1 статьи 22 Федерального закона "Об электроэнергетике" N 35-ФЗ от 26.03.2003 года передача электрической энергии является услугой естественно-монопольного характера и подлежит государственному регулированию.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона N 41-ФЗ от 14.04.1995 года "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям.
В соответствии с Положением о Департаменте топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области, утвержденным Постановлением Администрации Ярославской области от 25.08.2004 года N 141 "Об органе исполнительной власти Ярославской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов) и контроля за ценообразованием" Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области является органом исполнительной власти Ярославской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов) и контроля за ценообразованием, а также органом исполнительной власти Ярославской области, уполномоченным на осуществление функций по регулированию деятельности гарантирующих поставщиков, осуществляющим в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, Ярославской области и данным Положением, в том числе функции по государственному регулированию тарифов на электрическую (тепловую) энергию и услуги по их передаче. Таким образом, установление тарифа на передачу электрической энергии является исключительной компетенцией регулирующего органа государственной власти.
В соответствии с пунктом 48 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 года N 861 (далее - Правила) тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации и Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. N 109 (далее - Основы ценообразования), с учетом пункта 42 настоящих Правил.
В соответствии с пунктами 15 - 20 Основ ценообразования при регулировании тарифов применяется в том числе метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод доходности инвестированного капитала и метод индексации тарифов. При использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) регулируемые тарифы (цены) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, от реализации каждого вида продукции (услуг) и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования. Определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. В необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).
Расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают следующие группы расходов:
1) на топливо;
2) на покупаемую электрическую и тепловую энергию (мощность);
3) на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность;
4) на сырье и материалы;
5) на ремонт основных средств;
6) на оплату труда и отчисления на социальные нужды;
7) на амортизацию основных средств и нематериальных активов;
8) прочие расходы.
Расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения), включают в себя следующие основные группы расходов:
1) капитальные вложения (инвестиции) на расширенное воспроизводство;
2) выплата дивидендов и других доходов из прибыли после уплаты налогов;
3) взносы в уставные (складочные) капиталы организаций;
4) прочие экономически обоснованные расходы, относимые на прибыль после налогообложения, включая затраты организаций на предоставление работникам льгот, гарантий и компенсаций в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями.
Таким образом, расходы на содержание, обслуживание, ремонт электрических сетей входят в состав регулируемого тарифа на передачу электрической энергии, являются его составной частью и по сути взимаемое ОАО "Ярославский радиозавод" вознаграждение за содержание электрических сетей является частью тарифа на передачу электрической энергии.
Департаментом топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области тариф на передачу электрической энергии ОАО "Ярославский радиозавод" не установлен. ОАО "Ярославский радиозавод" самостоятельно определило размер вознаграждения за содержание объектов электросетевого хозяйства и затем согласовало ее с контрагентом по договору.
В соответствии с пунктом 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 года N 861 (в ред. от 27.12.2004 года) услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии лицам, имеющим на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающие устройства и прочие объекты электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к электрической сети, а также субъектам оптового рынка электрической энергии, осуществляющим экспорт (импорт) электрической энергии, энергосбытовым организациям и гарантирующим поставщикам.
Согласно пункту 6 Правил собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения настоящих Правил, предусмотренные для сетевых организаций.
Потребители услуг, опосредованно присоединенные к электрическим сетям, оплачивают услуги по передаче электрической энергии в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
Комплексное толкование норм Федерального закона N 35-ФЗ от 26.03.2003 года "Об электроэнергетике", Федерального закона N 41-ФЗ от 14.04.1995 года "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", положений, установленных Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг позволяет сделать вывод о том, что оказание услуг по передаче электрической энергии на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии является правомерным только после установления уполномоченным органом тарифа на передачу электрической энергии и в соответствии с этим тарифом.
Таким образом, Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства приходит к выводу о том, что действия ОАО "Ярославский радиозавод" образуют нарушение пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг.
Пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Применение свободного тарифа вместо регулируемого государством при взимании платы за содержание электрических сетей, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, является нарушением установленного нормативными актами порядка ценообразования.
На основании вышеизложенного доход ОАО "Ярославский радиозавод", полученный в качестве платы за содержание электрических сетей с ООО "Компания "Зенир Плюс", электросетевое оборудование которого технологически присоединено к сетям ОАО "Ярославский радиозавод", за период с 2008 по 2009 годы, составляющий 54267 рублей 90 копеек, получен вследствие нарушения антимонопольного законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
решила:
1. Признать ОАО "Ярославский радиозавод" нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" N 135-ФЗ от 26.07.2006 года.
2. Выдать ОАО "Ярославский радиозавод" предписание:
- о прекращении нарушения Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 года N 861,
- о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.
Предписание
по делу N 03-03/53-10 о нарушении антимонопольного законодательства
16 июня 2010 года г. Ярославль
Предписание изготовлено в полном объеме 21.06.2010 года
Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: , руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 16 июня 2010 года по делу N 03-03/53-10 о нарушении ОАО "Ярославский радиозавод" пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
предписывает:
1. ОАО "Ярославский радиозавод" прекратить нарушение Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 года N 861, путем прекращения взимания денежных средств с ООО "Компания "Зенир Плюс" в качестве платы за содержание электрических сетей до установления тарифа на передачу электрической энергии в установленном порядке в срок до 15 июля 2010 года. Об исполнении предписания сообщить в Ярославское УФАС России в срок до 20 июля 2010 года.
2. ОАО "Ярославский радиозавод" перечислить в федеральный бюджет доход в размере 54267 рублей 90 копеек, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в применении свободного тарифа вместо регулируемого государством при взимании платы за содержание электрических сетей, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, в срок до 31 июля 2010 года. Об исполнении предписания сообщить в Ярославское УФАС России в срок до 5 августа 2010 года.
Доход, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства должен быть перечислен в федеральный бюджет
по коду 16111602010010000140
Получатель: ИНН 7604009440 КПП 760401001
ОКАТО 78401000000
УФК МФ РФ по Ярославской области
Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Ярославской области
БИК 047888001
р/сч 40101810700000010010
в полях 104, 105 платежного документа необходимо указать код бюджетной классификации и ОКАТО.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (опубликовано 21 июня 2010 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016