Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области
от 22 июня 2010 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
В.А. Кабаненко - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
Г.В. Лаптевой - начальника отдела контроля органов власти, члена Комиссии;
Ю.В. Стоговой - главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;
Е.Ю. Дынько - специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,
при участии от заявителя - Омской базы сжиженного газа - филиала по реализации ОАО "СГ-транс" (далее - Омский филиал ОБСГ ОАО "СГ-транс")
Прокопьева Ивана Вадимовича (доверенность от 29.12.2009 г. без номера);
от ответчика по делу - Западно-Сибирского управления Ростехнадзора
Рылова Александра Михайловича - государственного инспектора Омского территориального отдела по надзору за опасными производственными объектами (доверенность от 06.04.2010 г. N 03/3707, удостоверение ТО-21 N 0293),
рассмотрев дело N 05/06-10 по признакам нарушения Западно-Сибирским управлением Ростехнадзора ( 644043, г. Омск, ул. Красный Путь, д. 89) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
1. Дело N 05/06-10 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - дело N 05/06-10) возбуждено в отношении Западно-Сибирского управления Ростехнадзора в соответствии с приказом руководителя Омского УФАС России от 17.05.2010 г. N 83 на основании заявления Омского филиала ОБСГ ОАО "СГ-транс" от 16.02.2010 г. N 103 (вх. Омского УФАС России от 17.02.2010 г. N 970), из которого следует, что Западно-Сибирское управление Ростехнадзора нарушает, по мнению заявителя, требования антимонопольного законодательства, в частности, необоснованно требует у ОАО "СГ-транс" заключения экспертизы промышленной безопасности на проектную документацию по расширению опасных производственных объектов (далее - ОПО) - передвижных автомобильных газозаправочных станций (далее - ПАГЗС), эксплуатируемых Омским филиалом ОБСГ ОАО "СГ-транс", и тем самым препятствует осуществлению ОАО "СГ-транс", Омским филиалом ОБСГ ОАО "СГ-транс" деятельности на товарном рынке реализации сжиженного углеводородного газа (СУГ) через АГЗС.
Как указано в заявлении Омского филиала ОБСГ ОАО "СГ-транс" от 16.02.2010 г. N 103, Западно-Сибирским управлением Ростехнадзора проводятся проверки соблюдения ОАО "СГ-транс" требований промышленной безопасности на АГЗС ОАО "СГ-транс".
По результатам указанных проверок ОАО "СГ-транс", Омскому филиалу ОБСГ ОАО "СГ-транс" выдаются предписания об устранении выявленных нарушений (таких, как отсутствие заключения экспертизы промышленной безопасности на проектную документацию по расширению ОПО) и в отношении ОАО "СГ-транс" составляются протоколы об административных правонарушениях. Вместе с тем, как полагает заявитель, Западно-Сибирским управлением Ростехнадзора ни в актах проверок, ни в протоколах об административных правонарушениях не указывается, в чем заключается расширение ОПО - АГЗС ОАО "СГ-транс", а также не подтверждается факт расширения таких ОПО и необходимость получения заключения экспертизы промышленной безопасности на проектную документацию по расширению ОПО.
2. На заседаниях Комиссии (03.06.2010 г., 08.06.2010 г.) представители Западно-Сибирского управления Ростехнадзора сообщили, что, по их мнению, в действиях Западно-Сибирского управления Ростехнадзора по проведению проверок ОАО "СГ-транс", Омского филиала ОБСГ ОАО "СГ-транс" с целью определения законности эксплуатации ОПО в части соблюдения лицензионных требований, выявления нарушений требований промышленной безопасности отсутствуют нарушения антимонопольного законодательства, и отметили следующее.
Западно-Сибирское управление Ростехнадзора в лицензионно-разрешительной и контрольно-надзорной деятельности исходит из требований промышленной безопасности, согласно которым АГЗС относятся к ОПО, и деятельность по их проектированию, строительству, расширению, реконструкции, техническому перевооружению, консервации и ликвидации, а также изготовлению, монтажу, наладке, обслуживанию и ремонту применяемых на АГЗС технических устройств регулируется Федеральным законом от 21.07.1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон о промышленной безопасности), Общими правилами промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности, утвержденными постановлением Госгортехнадзора России от 18.10.2002 г. N 61-А (зарегистрированы в Минюсте России 28.11.2002 г. за N 3968), Правилами безопасности при эксплуатации автомобильных заправочных станций сжиженного газа (ПБ 12-527-03), утвержденными постановлением Госгортехнадзора России от 04.03.2003 г. N 6, Правилами безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы (ПБ 12-609-03), утвержденными постановлением Госгортехнадзора России от 27.05.2003 г. N 40, а также положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Как отметили представители Западно-Сибирского управления Ростехнадзора, Омский филиал ОБСГ ОАО "СГ-транс" нарушает требования промышленной безопасности, допуская эксплуатацию ПАГЗС без положительных заключений экспертизы промышленной безопасности и приемки ОПО в эксплуатацию в установленном порядке.
Согласно требованиям ПБ 12-609-03 и ПБ 12-527-03, других нормативных правовых актов Западно-Сибирское управление Ростехнадзора не может разрешить эксплуатацию взрывопожароопасных объектов, не отвечающих требованиям промышленной безопасности.
В соответствии со статьей 9 Закона о промышленной безопасности организация, эксплуатирующая ОПО, обязана приостанавливать эксплуатацию ОПО, в том числе, самостоятельно в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность.
В свою очередь контрольно-надзорный орган в области промышленной безопасности вправе обратить на это внимание руководства организации, эксплуатирующей ОПО, в случае выявления нарушений требований промышленной безопасности в ходе плановых и внеплановых проверок.
В отношении "расширения ОПО" представители Западно-Сибирского управления Ростехнадзора отметили, что одним из обязательных условий принятия решения о начале расширения ОПО является наличие положительного заключения экспертизы промышленной безопасности проектной документации на расширение ОПО, утвержденного федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальным органом.
В соответствии с письмом Министерства регионального развития Российской Федерации от 28.02.2008 г. N 4083-СК/08 работы по расширению по своей технологической структуре могут включать в себя создание новых объектов капитального строительства, изменение параметров (конструктивных решений) и инженерного обеспечения существующих зданий и сооружений, а также модернизацию технологического оборудования. В случае, когда проектная документация на расширение разрабатывается для ОПО, она подлежит экспертизе промышленной безопасности в соответствии с Законом о промышленной безопасности объектов.
По мнению Западно-Сибирского управления Ростехнадзора, Омский филиал ОБСГ ОАО "СГ-транс" допускает эксплуатацию ПАГЗС без заключения экспертизы промышленной безопасности и проектной документации по расширению ОПО.
3. Рассмотрев имеющиеся в деле N 05/06-10 материалы, выслушав представителей Омского филиала ОБСГ ОАО "СГ-транс", Западно-Сибирского управления Ростехнадзора, Комиссия сделала следующие выводы.
Как установлено, 09.12.2009 г. Западно-Сибирским управлением Ростехнадзора проведена проверка с целью определения законности эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов в части лицензионных требований ОАО "СГ-транс", Омского филиала ОБСГ ОАО "СГ-транс", о чем составлен акт проверки N 27-ГС-РАМ-43.
В ходе проведения вышеуказанной проверки Западно-Сибирскому управлению Ростехнадзора не предъявлены заключения экспертизы промышленной безопасности на проектную документацию по расширению ОПО ОАО "СГ-транс":
- станция газозаправочная (автомобильная) по ул. Нефтезаводская, д. 46а;
- станция газозаправочная (автомобильная) по ул. 5-я Северная, д. 192/1;
- станция газозаправочная (автомобильная) по ул. Воровского, д. 116, корп. 5;
- станция газозаправочная (автомобильная) по ул. 17-я Рабочая, д. 101/2;
- станция газозаправочная (автомобильная) по ул. 6-я Ленинградская, д. 6/1,
чем нарушены требования пункта 1 статьи 13 Закона о промышленной безопасности объектов (отражено в акте проверки N 27-ГС-РАМ-43).
09.12.2009 г. ОАО "СГ-транс" выдано предписание N 27-ГС-РАМ-41: в срок до 15.01.2010 г. предъявить заключения экспертизы промышленной безопасности на проектную документацию по расширению ОПО - вышеуказанных АГЗС ОАО "СГ-транс".
В ходе проведения в период с 27.01.2010 г. по 29.01.2010 г. проверки выполнения предписания N 27-ГС-РАМ-41 Западно-Сибирским управлением Ростехнадзора выявлено, что нарушения, допущенные ОАО "СГ-транс", Омским филиалом ОБСГ ОАО "СГ-транс", не устранены, что отражено в акте проверки N 27-ГС-РАМ-02.
Из протокола N 27/1132/юл об административном правонарушении от 04.02.2010 г. следует, что ОАО "СГ-транс" не предъявлены Западно-Сибирскому управлению Ростехнадзора заключения экспертизы промышленной безопасности на проектную документацию по расширению ОПО, не сданы в эксплуатацию в установленном порядке АГЗС по ул. Нефтезаводская, д. 46а, ул. 5-я Северная, д. 192/1, ул. Воровского, д. 116, корп. 5, ул. 17-я Рабочая, д. 101/2, ул. 6-я Ленинградская, д. 6/1 и что ОАО "СГ-транс" нарушены требования пункта 1 статьи 13 Закона о промышленной безопасности объектов.
Как пояснили представители Западно-Сибирского управления Ростехнадзора (протокол рассмотрения Комиссией материалов дела N 05/06-10 от 03.06.2010 г.), указанный вывод был сделан Западно-Сибирским управлением Ростехнадзора на основании того, что в ходе проведения проверок Омским филиалом ОБСГ ОАО "СГ-транс" был представлен проект на расширение объекта (пояснительная записка "Проект-полисервис" "Расширение сети передвижных АГЗС по ул. Нефтезаводская, д. 46а в САО г. Омска, принадлежащих ОАО "СГ-транс"), экспертное заключение по которому не было подготовлено, и представителями Омского филиала ОБСГ ОАО "СГ-транс" было заявлено о том, что техническая документация предъявлена на экспертизу промышленной безопасности.
В силу пункта 1 статьи 13 Закона о промышленной безопасности объектов экспертизе промышленной безопасности подлежат:
- проектная документация на расширение, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта;
- технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте;
- здания и сооружения на опасном производственном объекте;
- декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе проектной документации на расширение, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта, и иные документы, связанные с эксплуатацией опасного производственного объекта.
Таким образом, указанной статьей установлен конкретный перечень объектов, подлежащих экспертизе промышленной безопасности, и этот перечень включает в себя обязательное наличие проектной документации на расширение ОПО.
В ходе рассмотрения дела N 05/06-10 Западно-Сибирским управлением Ростехнадзора представлены (исх. от 10.03.2010 г. N 03/2054, от 29.04.2010 г. N 03/5147) материалы (в частности, акт проверки N 27-ГС-РАМ-43 от 09.12.2009 г., акт проверки N 27-ГС-РАМ-02 от 29.01.2010 г., предписание N 27-ГС-РАМ-41 от 09.12.2009 г., протокол N 27/1132/юл об административном правонарушении), содержащие ссылку на наличие расширения ОПО - АГЗС ОАО "СГ-транс" по ул. Нефтезаводская, д. 46а, ул. 5-я Северная, д. 192/1, ул. Воровского, д. 116, корп. 5, ул. 17-я Рабочая, д. 101/2, ул. 6-я Ленинградская, д. 6/1, без указания, в чем выразилось такое расширение.
Указанные материалы не могут быть приняты Комиссией в качестве доказательств, подтверждающих факт произведенного ОАО "СГ-транс", Омским филиалом ОБСГ ОАО "СГ-транс" расширения ОПО - АГЗС по ул. Нефтезаводская, д. 46а, ул. 5-я Северная, д. 192/1, ул. Воровского, д. 116, корп. 5, ул. 17-я Рабочая, д. 101/2, ул. 6-я Ленинградская, д. 6/1.
Кроме того, Комиссии не представлена проектная документация на расширение вышеупомянутых ОПО.
Имеющийся в материалах дела N 05/06-10 титульный лист пояснительной записки "Проект-полисервис" "Расширение сети передвижных АГЗС по ул. Нефтезаводская, д. 46а в САО г. Омска, принадлежащих ОАО "СГ-транс" не является, по мнению Комиссии, проектной документацией на расширение ОПО - ПАГЗС ОАО "СГ-транс", расположенной по ул. Нефтезаводская, д. 46а. Кроме того, данным документом не подтверждается факт расширения ОПО и необходимость получения заключения экспертизы промышленной безопасности на проектную документацию по расширению ОПО.
Как следует из пояснений представителей Омского филиала ОБСГ ОАО "СГ-транс" (протокол рассмотрения Комиссией материалов дела N 05/06-10 от 03.06.2010 г.), ОАО "СГ-транс" не осуществляло расширение ОПО - АГЗС по ул. Нефтезаводская, д. 46а, ул. 5-я Северная, д. 192/1, ул. Воровского, д. 116, корп. 5, ул. 17-я Рабочая, д. 101/2, ул. 6-я Ленинградская, д. 6/1.
Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В силу вышеизложенного, имеющихся в деле N 05/06-10 доказательств действия Западно-Сибирского управления Ростехнадзора, выразившиеся в необоснованных требованиях у ОАО "СГ-транс" заключения экспертизы промышленной безопасности на проектную документацию по расширению ОПО - АГЗС ОАО "СГ-транс", и действия, направленные на приостановление деятельности АГЗС ОАО "СГ-транс" по основанию отсутствия заключения экспертизы промышленной безопасности на проектную документацию по расширению ОПО, являются нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Принимая во внимание вышеизложенное, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
1. Признать действия Западно-Сибирского управления Ростехнадзора, выразившиеся в необоснованных требованиях у ОАО "СГ-транс" заключения экспертизы промышленной безопасности на проектную документацию по расширению опасных производственных объектов - передвижных АГЗС ОАО "СГ-транс", когда такое расширение ОАО "СГ-транс" не производило, и действия, направленные на приостановление деятельности передвижных АГЗС ОАО "СГ-транс" по основанию отсутствия у ОАО "СГ-транс" заключения экспертизы промышленной безопасности на проектную документацию по расширению опасных производственных объектов, нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать Западно-Сибирскому управлению Ростехнадзора предписание о совершении следующих действий, направленных на обеспечение конкуренции:
Западно-Сибирскому управлению Ростехнадзора со дня получения предписания при проведении в отношении ОАО "СГ-транс", Омского филиала ОБСГ ОАО "СГ-транс", других хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на товарном рынке реализации сжиженного углеводородного газа через АГЗС, проверок, предусмотренных действующим законодательством о промышленной безопасности опасных производственных объектов, не допускать действий по необоснованному требованию у таких хозяйствующих субъектов заключения экспертизы промышленной безопасности на проектную документацию по расширению АГЗС, в том числе передвижных АГЗС, когда такое расширение хозяйствующий субъект не производит, а также действия, направленные на приостановление деятельности АГЗС вышеупомянутых хозяйствующих субъектов, в том числе передвижных АГЗС, по основанию отсутствия у них заключения экспертизы промышленной безопасности на проектную документацию по расширению опасных производственных объектов - АГЗС, когда такое расширение хозяйствующий субъект не производит.
3. Материалы дела N 05/06-10 о нарушении антимонопольного законодательства передать уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.
Председатель Комиссии В.А. Кабаненко
Члены Комиссии:
Г.В. Лаптева
Ю.В. Стогова
Е.Ю. Дынько
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
П Р Е Д П И С А Н И Е
22 июня 2010 г.
г. Омск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
В.А. Кабаненко - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
Г.В. Лаптевой - начальника отдела контроля органов власти, члена Комиссии;
Ю.В. Стоговой - главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;
Е.Ю. Дынько - специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), на основании своего Решения от 22.06.2010 г. по делу N 05/06-10 о нарушении Западно-Сибирским управлением Ростехнадзора ( 644043, г. Омск, ул. Красный Путь, д. 89) части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, предписывает:
Западно-Сибирскому управлению Ростехнадзора со дня получения предписания при проведении в отношении ОАО "СГ-транс", Омского филиала ОБСГ ОАО "СГ-транс", других хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на товарном рынке реализации сжиженного углеводородного газа через АГЗС, проверок, предусмотренных действующим законодательством о промышленной безопасности опасных производственных объектов, не допускать действий по необоснованному требованию у таких хозяйствующих субъектов заключения экспертизы промышленной безопасности на проектную документацию по расширению АГЗС, в том числе передвижных АГЗС, когда такое расширение хозяйствующий субъект не производит, а также действия, направленные на приостановление деятельности АГЗС вышеупомянутых хозяйствующих субъектов, в том числе передвижных АГЗС, по основанию отсутствия у них заключения экспертизы промышленной безопасности на проектную документацию по расширению опасных производственных объектов - АГЗС, когда такое расширение хозяйствующий субъект не производит.
Председатель Комиссии В.А. Кабаненко
Члены Комиссии:
Г.В. Лаптева
Ю.В. Стогова
Е.Ю. Дынько
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 22 июня 2010 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016