Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
от 16 сентября 2015 г. N 1-00-1523/77-15
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "ЕВРАЗЭНЕРГОПРОЕКТ" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ПАО "Энергоспецмонтаж" (далее - Заказчик) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку деталей трубопроводов (реестровый N 31502369471) (далее - Закупка),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в установлении неправомерных требований в Закупочной документации.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления Закупки (далее - Положение о закупках, Положение), размещено на Официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт).
Извещение и закупочная документация размещены на Официальном сайте 19.05.2015. Дата окончания подачи заявок - 01.06.2015. Дата подведения итогов - 16.06.2015.
Согласно пояснениям Заявителя, Заказчик неправомерно установил в Закупочной документации требование о наличии опыта поставок (подпункт 2.1 пункта 2.1.1 части 1 Закупочной документации).
Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках установлены требования, в том числе к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В соответствии с подпунктом 2.1 пункта 2.1.1 части 1 Закупочной документации установлены требования к участникам запроса предложений о наличии опыта поставок (учитывается только опыт участника; опыт иных лиц, привлекаемых участником для исполнения договора, не учитывается), участник должен иметь в рамках заключенных договоров завершенные в 2012-2014 поставки оборудования для систем, важных для безопасности (1 и/или 2 и/или 3 классов безопасности), атомных станций по ОПБ 88/97 (НП-001-97) в размере 40 % от стоимости НМЦ оборудования. В качестве подтверждения предоставляется справка об опыте выполнения договоров с обязательным приложением копий следующих документов, оформленных в соответствии с правилами бухгалтерского учета (подраздел 5.1, Форма 3 Закупочной документации):
- документов, подтверждающих состав поставок, составленных в рамках договора, подписанных сторонами договора, содержащих следующие сведения:
- реквизиты договора (номер и дата);
- перечень поставленного оборудования;
- класс безопасности поставленного оборудования по ОПБ 88/97 (НП-001-97);
- документов, подтверждающих исполнение поставок, составленных в рамках договора для финансовой отчетности, подписанных сторонами договора, содержащих следующие сведения:
- реквизиты договора (номер и дата);
- перечень переданного и принятого заказчиком по договору оборудования;
- класс безопасности поставленного оборудования по ОПБ 88/97 (НП-001-97);
- стоимость переданного и принятого заказчиком по договору оборудования.
Согласно пункту 12.5.1 Положения о закупках перечень требований к участникам закупки и документам, подтверждающим соответствие участников установленным требованиям согласно положениям п.12.1.6, в зависимости от предмета закупки, приведен в Методике установления требований и критериев оценки заявок в документации о закупке, рассмотрения заявок участников (отборочная и оценочная стадии) (Приложение 15 к Положению о закупках).
В соответствии с пунктом 1.3 Приложения 15 к Положению о закупках установлены требования для закупок оборудования, относящегося к важным для безопасности элементам объектов использования атомной энергии 1, 2, 3 классов безопасности в соответствии с федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии, а также оборудования, имеющего контроль изготовления и оценку соответствия в виде приемки по планам качества, разрабатываемого в соответствии с НП-071-06, в том числе оборудования длительного цикла изготовления.
Согласно подпункту 2.2 пункта 1.3 Приложения 15 к Положению о закупках при закупках с начальной максимальной ценой (далее - НМЦ) 10 млн. руб. с НДС и более - устанавливается обязательно; при закупках с НМЦ до 10 млн. руб. с НДС - требование не устанавливается и пункт удаляется.
Наличие опыта поставок (учитывается только опыт участника; опыт иных лиц, привлекаемых участником для исполнения договора, не учитывается): участник должен иметь в рамках заключенных договоров завершенные в 20__-20__ (последние 3 года) поставки оборудования для систем, важных для безопасности (1 и/или 2 и/или 3 классов безопасности) _____ (указывается объект и федеральные нормы и правила для данного объекта использования атомной энергии, например, атомных станций по ОПБ 88/97 (НП-001-97)) ________ (указывается требуемая сумма завершенных поставок оборудования в размере 40 % от стоимости оборудования согласно расчету НМЦ в денежном выражении с округлением в соответствии с общими правилами округления до тысяч.)
Таким образом, с учетом вышеизложенного, Заказчик должен руководствоваться при организации и проведении Закупки, в том числе Положением о закупках, а также Законом о закупках. В соответствии с частью 10 статьи 4 Закона о закупках Заказчик вправе установить требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, руководствуясь при этом нормами утвержденного в установленном порядке Положения о закупках.
Согласно требованиям Технического задания Закупочной документации, предполагается поставка материалов, в том числе отнесенных к 2 классу безопасности. При этом в пункте 9 Извещения о Закупке установлена начальная (максимальная) цена договора: 12 074 917 (двенадцать миллионов семьдесят четыре тысячи девятьсот семнадцать) рублей 00 копеек, включая НДС 18%. Начальная.
Следовательно, при проведении Закупки, Заказчик, руководствуясь нормами Положения о закупках, обязан был установить в Закупочной документации требования о наличии опыта поставок, как того требует подпункт 2.2 пункта 1.3 Приложения 15 к Положению о закупках. Соответственно, у Комиссии отсутствуют основания для признания требований подпункта 2.1 пункта 2.1.1 части 1 Закупочной документации неправомерными.
На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, решила:
Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки необоснованной.
Снять ограничения на размещение закупки, наложенные письмом Московского УФАС России от 14.09.2015 N ИШ/36961.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 16 сентября 2015 г. N 1-00-1523/77-15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016