Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области
N 47/10/15-ТР (опубликовано 18 сентября 2015 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 08 сентября 2015 года.
Полный текст решения изготовлен 18 сентября 2015 года.
Комиссия Псковского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: "_" - руководителя управления;
членов Комиссии: "_" - заместителя начальника отдела товарных рынков и естественных монополий; "_" - главного государственного инспектора отдела контроля органов власти, закупок и рекламы; "_" - главного специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий,
рассмотрев дело N 47/10/15-ТР по признакам нарушения Муниципальным предприятием Пушкиногорского района "Комбинат коммунальных услуг" (место нахождения: "_") пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
В управление Федеральной антимонопольной службы по Псковской области из Санкт-Петербургского УФАС России поступило заявление ООО "ПТК-Сервис" (вх. N 190 от 14.04.2015) в отношении действий Муниципального предприятия Пушкиногорского района "Комбинат коммунальных услуг" по увеличению стоимости услуг по холодному водоснабжению.
В ходе рассмотрения заявления установлено, что Муниципальное предприятие Пушкиногорского района "Комбинат коммунальных услуг" оказывало услугу по холодному водоснабжению без утвержденного в установленном порядке тарифа.
По результатам рассмотрения представленных документов Псковское УФАС России приказом от 15.06.2015 N 145 возбудило дело N 47/10/15-ЕМ по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
К участию в рассмотрении дела N 47/10/15-ТР привлечено Общество с ограниченной ответственностью "Петербургская топливная компания" в качестве заявителя (далее - заявитель, ООО "ПТК"), Муниципальное предприятие Пушкиногорского района "Комбинат коммунальных услуг" (далее - ответчик, Комбинат) - в качестве ответчика по делу, Администрация Пушкиногорского района - в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах.
В ходе рассмотрения документов, материалов, а также устных и письменных пояснений, представленных сторонами по делу, Комиссий установлено следующее.
ООО "ПТК" получило от Муниципального предприятия Пушкиногорского района "Комбинат коммунальных услуг" проект договора N 63 от 27.02.2015 на отпуск питьевой воды в здание абонента, расположенное по адресу: "_" (водосчетчик). В соответствии с п. 4.1. стоимость услуг на холодное водоснабжение составляет 27 руб. 65 коп. за 1 куб. м без учета НДС.
До февраля 2015 года услугу по водоснабжению ООО "ПТК" оказывало МП ЖКХ Пушкиногорского района (далее - МП ЖКХ) по договору от 01.01.2012. Согласно п. 4.1. указанного договора тарифы на водопотребление утверждаются Собранием депутатов Пушкиногорского района. На момент заключения договора тариф на водопотребление установлен в размере в 22 руб. 53 коп. за 1 куб. м с учетом НДС;
с 01.07.2012 по 31.08.2012 - 23,88 руб. за 1 куб. м с учетом НДС;
с 01.09.2012 по 31.12.2012 - 25,20 руб. за 1 куб. м с учетом НДС.
Таким образом, цена договора, предложенного Комбинатом, увеличилась на 10 процентов по сравнению с ранее действовавшим договором на ту же услугу с МП ЖКХ.
Согласно письму Администрации Пушкиногорского района от 13.07.2015 N 1100 ресурсоснабжающей организацией в сфере водоснабжения в ГП "Пушкиногорье", в Велейской и Новгородской волости (дер. Новгородка) является МП Пушкиногорского района "Комбинат коммунальных услуг", у которой в хозяйственном ведении находятся 29 артскважин, 47,266 км водопроводных сетей.
Собственником сетей холодного водоснабжения является Администрация Пушкиногорского района. Сети водоснабжения переданы в хозяйственное ведение МП Пушкиногорского района "Комбинат коммунальных услуг" постановлением Администрации Пушкиногорского района от 16.02.2015 N 83 "О закреплении на праве хозяйственного ведения муниципального имущества за МП Пушкиногорского района "Комбинат коммунальных услуг".
С января 2014 г. до 04.02.2015 г. услуги водоснабжения оказывало МП ЖКХ Пушкиногорского района, а с 04.02.2015 по настоящее время - МП Пушкиногорского района "Комбинат коммунальных услуг", созданное в соответствии с постановлением Администрации Пушкиногорского района от 04.02.2015 N 43.
МП Пушкиногорского района "Комбинат коммунальных услуг" эксплуатирует сети водоснабжения в соответствии с уставной деятельностью. Устав зарегистрирован 11.02.2015 N 19А.
С 04.02.2015 МП ЖКХ прекратило деятельность по водоснабжению и с 04.02.2015 и до настоящего времени услуги по водоснабжению на территории Пушкиногорского района в границах присоединенных сетей оказывает МП Пушкиногорского района "Комбинат коммунальных услуг".
В соответствии с приказом от 12.02.2015 N 20 "О стоимости оказываемых услуг" Комбинат установил с 12 февраля 2015 года тарифы на водоснабжение, водоотведение и применял их в расчетах по договорам до 01.04.2015.
Приказом Государственного комитета Псковской области по тарифам и энергетике от 01.04.2015 N 22-в утвержден тариф на питьевую воду для МП Пушкиногорского района "Комбинат коммунальных услуг" с 01.04.2015 по 30.06.2015 в размере 31,58 руб./куб.м, с 01.07.2015 по 31.12.2015 в размере 33,17 руб/куб.м. без НДС.
На основании вышеизложенного, МП "Комбинат коммунальных услуг" применяло в расчетах в период с 12.02.2015 до 01.04.2015 за услугу по холодному водоснабжению тариф, установленный приказом предприятия, а не тариф, утвержденный органом регулирования.
Комиссия, исследовав доказательства по делу, выслушав и оценив позиции сторон, приходит к следующим выводам.
В соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220, Псковским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг по водоснабжению в географических границах Пушкиногорского района Псковской области.
В соответствии с аналитическим отчетом Псковского УФАС России от 27.08.2015, составленным по результатам указанного анализа, МП Пушкиногорского района "Комбинат коммунальных услуг" на рассматриваемом товарном рынке услуг по водоснабжению, водоотведению в границах присоединенных сетей в географических границах, определенных Пушкиногорским районом Псковской области, занимает доминирующее положение за период февраль-июнь 2015 года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры относятся к сфере деятельности естественной монополии.
В силу части 5 статьи 5 Закона защите конкуренции положение субъекта естественной монополии на данном товарном рынке признается доминирующим.
В силу своего доминирующего положения МП Пушкиногорского района "Комбинат коммунальных услуг" обязано соблюдать запреты, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции, в том числе не допускать действий, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В силу пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
В соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" тарифы на холодное водоснабжение подлежат государственному регулированию.
ООО "ПТК письмом N 13 от 25.03.2015 сообщил Комбинату, что не согласен с предложенным Комбинатом проектом договора от 27.02.2014 N 63 и просит пересмотреть условия договора в части снижения стоимости услуг.
Комбинат письмом N 466 от 03.04.2015 не согласился пересмотреть условия договора.
На заседании комиссии заявитель сообщил, что в настоящий момент согласен заключить договор с ответчиком на оказание услуг водоснабжения при условии применения в расчетах тарифа, утвержденного Государственным комитетом Псковской области по тарифам и энергетике.
Согласно представленной информации (письмо ответчика N 1335 от 28.07.2015) Комбинатом заключено 113 договоров с заказчиками на водоснабжение и водоотведение по цене, утвержденной приказами Комбината от 12.02.2015 N 20 и от 27.02.2015 N 38, без установленного в законодательном порядке тарифа.
Комиссия приходит к выводу, что действия МП Пушкиногорского района "Комбинат коммунальных услуг", выразившиеся в применении в расчетах по договорам на оказание услуг по водоснабжению и водоотведению в период с 12.02.2015 до 01.04.2015 нерегулируемого тарифа, противоречит требованиям п.п. 5 п. 2 ст. 3 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и п. 4 "Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", что является нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Пунктом 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 разъяснено, что исходя из системного толкования положений ст.10 ГК РФ и ст.ст. 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (угрозы наличия) любого из перечисленных в ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
В результате действий Комбината, выразившихся в предложении заключения договора на оказание услуг по отпуску питьевой воды с ООО "ПТК" по цене, утвержденной приказом предприятия, а не с применением регулируемого тарифа, были ущемлены права и законные интересы Заявителя в связи с увеличением цены услуги. Об ущемлении прав и законных интересов заявителя также свидетельствует факт его обращения в Псковское УФАС России.
Комиссия учитывает, что на момент вынесения решения по делу ответчик устранил нарушение антимонопольного законодательства, следовательно, основания для выдачи предписания отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 года N 135-ФЗ, решила:
1. Признать в действиях Муниципального предприятия Пушкиногорского района "Комбинат коммунальных услуг" нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в нарушении порядка ценообразования путем применения в расчетах в период с 12.02.2015 до 01.04.2015 по договору на отпуск питьевой воды с ООО "ПТК" нерегулируемого тарифа.
2. Прекратить рассмотрение дела в связи с устранением нарушения антимонопольного законодательства. Предписание не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Псковского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.31 КоАП.
Председатель Комиссии "_"
Члены Комиссии "_"
"_"
"_"
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2? статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области N 47/10/15-ТР (опубликовано 18 сентября 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016