Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Удмуртия
от 5 июля 2010 г.
резолютивная часть оглашена 22 июня 2010 г.
г. Ижевск
изготовлено в полном объёме 05 июля 2010 г.
Постоянно действующая Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в составе:
председатель Комиссии: - заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике; члены Комиссии: - старший государственный инспектор отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции; - ведущий специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции (отсутствует); - специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции; - специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции - кворум соблюден,
рассмотрев дело N СЮ 04-03/2010-80Р, возбуждённое в отношении Индивидуального предпринимателя, по факту распространении наружной рекламы пива и сигарет на торговом павильоне, расположенном на торгово-остановочном комплексе "Росгосстрах", с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
в отсутствии ИП, уведомленной надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела (почтовое уведомление о вручении от 09.06.2010 г. N 42605126125994), установила:
В ходе установления соответствия наружной рекламы в городе Ижевске Удмуртской Республики требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе, специалистами Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике 02 апреля 2010 года установлен факт распространения на торговом павильоне, расположенном на торгово-остановочном комплексе "Росгосстрах" (вдоль улицы Пушкинская, по направлению в сторону ул. Холмогорова), рекламы следующего содержания:
- "СИГАРЕТЫ", выполненной в белом цвете, размещённой на внешней витрине торгового павильона (в верхней правой части окна);
- "ПИВО", выполненной в голубом цвете, размещённой на внешней витрине торгового павильона (в верхней правой части окна, под надписью "сигареты").
В ходе данного мероприятия была осуществлена фото-съёмка рекламы с помощью цифровой фотокамеры Konica Minolta Dimage Z3, по результатам проверки составлен акт б/н от 02.04.2010 г.
Торговую деятельность по продаже пива и сигарет в торговом павильоне, расположенном на торгово-остановочном комплексе "Росгосстрах" (вдоль улицы Пушкинская, по направлению в сторону ул. Холмогорова), осуществляет индивидуальный предприниматель (ОГРН 304183119600014, ИНН 183400526887).
По факту распространения вышеуказанной рекламы Удмуртским УФАС России в отношении ИП было возбуждено производство по делу N СЮ 04-03/2010-80Р по признакам нарушения ч.3 ст.22, п.4) ч.2 ст.23 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе". Рассмотрение дела N СЮ04-03/2010-80Р назначено на 25 мая 2010 года в 15 часов 00 мин.
Определение о возбуждении дела N СЮ 04-03/2010-80Р от 30 апреля 2010 года было направлено лицу, участвующему в деле, письмом от 30.04.2010 г. исх. N СЮ 01-17-04/3050. 25.05.2010 г. на заседании Комиссии было установлено, что отсутствуют доказательства надлежащего извещения ИП о дате, времени и месте рассмотрения дела N СЮ 04-03/2010-80Р. Исходя из изложенного, на основании абз.5 п.34 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 г. N 508, рассмотрение дела было отложено на 22 июня 2010 года в 09-30 часов.
Во исполнение определения об отложении рассмотрения дела N СЮ 04-03/2010-80Р ИП представила копии следующих документов: свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей серия 18 N 002320588; свидетельство о постановке на учет в налоговом органе серия 18 N 001941128; договор купли-продажи торгового киоска N 8139 от 24.12.2009 г.; акт приема-передачи по договору купли-продажи N 8139 от 24.12.2009 г.; Распоряжение Администрации Октябрьского района г. Ижевска от 09.06.2010 г. N 875 "О внесении изменений в распоряжение Главы администрации Октябрьского района города Ижевска от 10.03.2006 г. N 220 (в редакции распоряжения Главы администрации Октябрьского района города Ижевска от 20.07.2009 г. N 987) и продлении аренды земельного участка, предоставленного для эксплуатации и обслуживания остановочно-торгового комплекса (ОТК)"; паспорт малых архитектурных форм N 143-02 на торговый павильон (местоположение: ул. Пушкинская, д.286).
Из письменных пояснений ИП следует, что пункт 5 статьи 2 Федерального закона "О рекламе" указывает, что действие данного закона не распространяется на вывески и указания, не содержащие сведений рекламного характера. Рекламой, в соответствии с указанным Законом, признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. При этом подразумевается, что реклама должна формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям, и способствовать реализации товаров, идей и начинаний. По мнению ответчика, сообщения "ПИВО", "СИГАРЕТЫ" никому не адресованы и не содержат информации, которая может быть адресована потребителям. Любая реклама, содержащая адресацию к потребителям, должна иметь в своем содержании некий явный посыл, направленный на потребителя и побуждающий его совершать нужные рекламодателю действия ("Покупайте пиво" или "Пиво по 19-90 за пол-литра"), либо хотя бы указание на какую-то конкретную марку пива и сигарет, дабы поддерживать интерес к торговой марке. Данные сообщения никакого посыла не содержат и потребителям не адресуются; это надписи, указывающие на то, какой товар находится в витрине и ассортиментом перечне торговой точки. Кроме того, сообщения "ПИВО", "СИГАРЕТЫ" не содержат никаких упоминаний о функциональных характеристиках товара, его цене, привлекательности по сравнению с другими продуктами, пользе или выгоде от их употребления, сравнении с товарами конкурирующих производителей. В данном случае объекта рекламирования не определен; сообщения ПИВО" и "СИГАРЕТЫ" не содержат указания на то, какие конкретно сигареты и пиво является предметом рекламирования. Исходя из изложенного, ИП полагает, что сообщения "ПИВО" и "СИГАРЕТЫ", расположенные на торговом павильоне, принадлежащем предпринимателю, носят информационный, а не рекламных характер и не подлежат регулированию ФЗ "О рекламе". Относительно размещения на витрине сообщения "СИГАРЕТЫ" и запрета п.4) ч.2 ст.23 ФЗ "О рекламе" рекламы табака, табачных изделий и курительных принадлежностей с использованием технических средств стабильного территориального размещения, ИП поясняет, что внутренняя часть стены торгово-остановочного комплекса, на которой содержится надпись "СИГАРЕТЫ", не может считаться рекламной конструкцией в том смысле, какой в нее вкладывает ст.19 ФЗ "О рекламе", дающая определение технических средств стабильного территориального размещения. Согласно п.2 ст.19 ФЗ указанного Закона рекламная конструкция должна использоваться исключительно в целях распространения рекламы, социальной рекламы". В тоже время, стена торгово-остановочного комплекса используется, прежде всего, как неотъемлемая часть самого комплекса, находящегося в торгово-остановочного комплексе имущества. При строительстве и использовании, как самого торгово-остановочного комплекса в целом, так и его стены, на которой размещена надпись "СИГАРЕТЫ", использование их в рекламных целях не предусматривалось и не предусматривается. В заключении ИП пояснила, что торгово-остановочного комплекс был приобретен в январе 2010 года, данные надписи в зимнее время закрыты рольставнями и при приобретении торгово-остановочного комплекса ИП не знала об их наличии.
На заседании Комиссии, состоявшемся 22.06.2010 г. ИП, уведомленная надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, не явилась.
Изучив материалы дела и письменные пояснения лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к следующим выводам. Согласно п.1) ст.3 ФЗ "О рекламе" реклама представляет собой информацию, распространяемую любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему, а также его продвижению на рынке.
В соответствии со ст.3 Федерального закона "О рекламе" под объектом рекламирования понимается товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама. Исходя из содержания ("ПИВО" и "СИГАРЕТЫ"), визуального восприятия информации (крупные, красочно-оформленные буквы), её месторасположения (размещение во внешней витрине торгового павильона), данная информация привлекает внимание к объекту рекламирования (пиву и сигаретам), реализуемому в торговой точке, способствует его продвижению на рынке, следовательно, является рекламой данной продукции.
Довод ИП о том, что информация "ПИВО" и "СИГАРЕТЫ" представляет собой вывеску, не содержащую сведений рекламного характера, является необоснованным. Главное, что отличает рекламу от других видов информации, состоит в целях доведения этой информации до потребителей. Реклама преследует цель вызвать интерес у всех возможных покупателей. Отличает рекламу от иной информации также форма и средства ее доведения до потребителей.
Вывеска (информационная конструкция), в понятии ч.1 ст.9 Закона РФ "О защите прав потребителей" и пункта 3.3.1. Правил регулирования отношений, возникающих в области размещения объектов наружной рекламы и информации в городе Ижевске (от 22.12.2006 г. N 219), служит целям идентификации юридических лиц, индивидуализирует их как участников гражданского оборота и субъектов публично-правовых отношений, информирует о юридическом лице, месте его нахождении, режиме работы.
Целью вывески не должно быть формирование или поддержание интереса к ее обладателю, его товарам и способствование реализации этих товаров.
Информация "ПИВО" и "СИГАРЕТЫ" не является обязательной информацией для потребителей, которая должна доводиться посредством вывески, так как не содержит сведений о продавце товара, месте его нахождения, режиме работы. Целевое назначение данной информации - формирование у неопределённого круга лиц интереса к товару (пиву и сигаретам) и способствование реализации этого товара. Таким образом, конструкции с содержанием "ПИВО" и "СИГАРЕТЫ", являются наружной рекламой пива и сигарет.
Согласно договору купли-продажи торгового киоска от 24.12.2009 г. N 8139 собственником торгового комплекса по ул. Пушкинская (напротив дома N 286), является ИП, что подтверждается паспортом на установку малых архитектурных форм N 143-02, выданным Главным Управлением архитектуры и градостроительства г. Ижевска 20.02.2002 г.
Таким образом, ИП является рекламораспространителем рекламы "ПИВО" и "СИГАРЕТЫ", как лицо, осуществляющее непосредственное распространение рекламы с помощью средства стабильного территориального размещения - торгового павильона, находящегося в его владении и пользовании.
Согласно части 3 статьи 22 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде чрезмерного потребления пива и напитков, изготавливаемых на его основе в размере не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
В рекламе "ПИВО", выполненной в голубом цвете, размещённой на внешней витрине торгового павильона (в верхней правой части окна, под надписью "сигареты"), предупреждение о вреде чрезмерного потребления пива отсутствует, что является нарушением части 3 статьи 22 ФЗ "О рекламе".
Согласно ч.7 ст.38 ФЗ "О рекламе" рекламораспространитель несёт ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-4 статьи 22 Федерального закона "О рекламе".
Следовательно, ИП, разместив указанную рекламу пива на торговом павильоне, расположенном на торгово-остановочном комплексе "Росгосстрах", без предупреждения о вреде чрезмерного потребления пива и напитков, изготавливаемых на его основе, нарушил часть 3 статьи 22 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе".
В соответствии с п.4) ч.2 ст.23 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" реклама табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок и других подобных товаров, не должна размещаться с использованием средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.
Распространение рекламы "СИГАРЕТЫ" с помощью рекламной конструкции, размещённой на внешней витрине торгового павильона (в верхней правой части окна), является нарушением требований п.4) ч.2 ст.23 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с ч.7 ст.38 ФЗ "О рекламе" рекламораспространитель несёт ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-4 статьи 23 Федерального закона "О рекламе".
Таким образом, ИП, разместив рекламу сигарет с помощью рекламной конструкции стабильного территориального размещения - торгового павильона, расположенного на торгово-остановочном комплексе "Росгосстрах", нарушил п.4) ч.2 ст.23 ФЗ "О рекламе".
Принимая во внимание то обстоятельство, что до рассмотрения дела доказательства устранения нарушения законодательства РФ о рекламе со стороны ИП представлены не были, Комиссия Удмуртского УФАС России считает необходимым выдать ИП предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе, в соответствии с пп.44. 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства о рекламе, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 г. N 508.
Руководствуясь ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", и в соответствии с п. 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 г. N 508, п.п. 3.55, 3.55.1, 3.55.2, 3.55.3, 3.55.4, 3.55.5, 3.55.6, 3.56, 3.56.1 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утверждённого Приказом ФАС России от 28.12.2007 г. N 453, Комиссия, решила:
1. Признать рекламу "СИГАРЕТЫ", выполненную в белом цвете, размещённую на внешней витрине торгового павильона (в верхней правой части окна), ненадлежащей, поскольку при её распространении нарушены требования пункта 4) части 2 статьи 23 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Признать рекламу "ПИВО", выполненную в голубом цвете, размещённую на внешней витрине торгового павильона (в верхней правой части окна, под надписью "сигареты"), ненадлежащей, поскольку при её распространении нарушены требования части 3 статьи 22 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе".
3. Признать индивидуального предпринимателя рекламораспространителем, нарушившим ч.3 ст.22, п.4) ч.2 ст.23 Федерального закона "О рекламе".
4. Выдать ИП предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для возбуждения в отношении индивидуального предпринимателя ИП производства по делу об административном правонарушении, предусмотренному статьёй 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд Удмуртской Республики в течение трех месяцев с момента вынесения решения.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Удмуртия от 5 июля 2010 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016