Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
от 7 августа 2015 г. N 1-15-967/77-15
Резолютивная часть решения оглашена: 30.07.2015
В полном объеме решение изготовлено: 07.08.2015 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению дела
N 1-15-967/77-15 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председателя Комиссии (.) - заместителя руководителя, членов Комиссии:
(.) - начальника отдела контроля органов власти, (.) - заместителя
начальника отдела контроля органов власти, (.) - заместителя начальника
правового отдела, (.) - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля
органов власти (далее - Комиссия), рассмотрев дело N 1-15-967/77-15,
возбужденное по признакам нарушения Префектурой ВАО г. Москвы (107076,
Москва, Преображенская пл., д.9) части 1 статьи 15 Федерального закона от
26.07.2006 N 135-ФЭ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите
конкуренции), выразившегося в действии по изданию поручения префекта от
10.10.2014 N 05-08-145/14, которое привело или могло привести к
ограничению конкуренции на рынке управления многоквартирными домами
на территории Восточного административного округа города Москвы, в
присутствии представителя Префектуры ВАО г. Москвы: (.) (доверенность N
1
(.) от (.)), в отсутствии представителей: ОАО "РЭУ N 41 района
Ивановское", ОАО "РЭУ N 40 района Ивановское", надлежащим образом
уведомленных о времени и месте рассмотрения настоящего дела, установила:
Московским УФАС России в целях осуществления контроля за
соблюдением антимонопольного законодательства в соответствии с п. 1 и п. 2
ст. 22 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения поручения
заместителя Председателя Правительства РФ (.) (вх. N 23108 от 02.07.2015),
обращений депутата Государственной Думы РФ (.) (N 13854 от 23.04.2015),
ОАО "РЭУ N 41 района Ивановское" (NN 12128 от 10.04.2015, 15719 от
08.05.2015), ОАО "РЭУ N 40 района Ивановское" (N 12127 от
10.04.2015) (далее - Заявители), на основании приказа о возбуждении дела и
создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного
законодательства от 24.06.2015 года N 142, возбуждено дело N 1-15-967/77-15.
30.07.2015 Управлением получены ходатайства от ОАО "РЭУ N 41
района Ивановское", ОАО "РЭУ N 40 района Ивановское" (вх. N 27107 от
30.07.2015) об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью явки
30.07.2015 в 14 час. 00 мин. в Московское УФАС России для рассмотрения
дела N 1-15-967/77-15 генерального директора ООО "РЭУ-40 района
Ивановское" и ООО "РЭУ-41 района Ивановское" (.), представителя
названных юридических лиц (.) по причине вызова в связи с проводимой
проверкой указанных лиц в Отдел экономической безопасности и
противодействия коррупции УВД по ВАО ГУ МВД России по г. Москве.
Вместе с тем. Комиссией установлено, что в уведомлении Отдела
экономической безопасности и противодействия коррупции УВД по ВАО ГУ
МВД России по г. Москве (уведомление от 24.07.21015 N 02/2-исх. 4361)
точная дата для дачи объяснений не определена. Также, невозможность явки
генерального директора ОАО "РЭУ N 41 района Ивановское", ОАО "РЭУ
N 40 района Ивановское" и представителя названных юридических лиц не
препятствует в назначении иных представителей, имеющих возможность
присутствовать на заседании Комиссии Управления по рассмотрению дела
N 1-15-967/77-15.
2
Таким образом, Комиссией было принято решение рассмотреть дело
N 1-15-967/77-15 в отсутствие ОАО "РЭУ N 41 района Ивановское",
ОАО "РЭУ N 40 района Ивановское", надлежащим образом уведомленных о
дате, времени и месте рассмотрени дела.
По результатам рассмотрения дела и материалов, полученных
Управлением, установлено следующее.
10.10.2014 префектом Восточного административного округа города
Москвы (далее - Префект ВАО г. Москвы) издано поручение N 05-08-145/14,
которое адресовано главам Управ, руководителям ГКУ ИС, директорам ГУП
ДЕЗ (ГБУ Жилищник) районов Восточное Измайлово, Измайлово, Ивановское,
Северное Измайлово, Новогиреево, а также руководителю филиала ГКУ
"ДЖКХиБ ВАО".
Согласно содержанию данного поручения во исполнение постановления
Правительства Москвы от 14.03.2014 N 146-ПП "О проведении эксперимента
по оптимизации деятельности отдельных государственных учреждений города
Москвы и государственных унитарных предприятий города Москвы" (далее -
постановление Правительства Москвы N 146-ПП) о создании ГБУ
"Жилищник" районов и в целях выполнения поручения по переводу не менее
80% домов от количества домов района под управление ГБУ "Жилищник",
главам Управ указанных выше районов необходимо проработать вопрос
передачи домов от частных управляющих организаций в ГБУ "Жилищник",
посредством уведомлений о прекращении деятельности частных управляющих
организаций.
Кроме того, в соответствии с указанным Поручением, главы Управ районов
обязаны предоставить в Префектуру ВАО г. Москвы графики передачи домов от
частных управляющих компаний в ГБУ "Жилищник", организовать проведение
информационно-разъяснительной работы и общих собраний собственников
помещений (либо открытых конкурсов) по выбору способа управления и
управляющей организации в многоквартирных домах согласно утвержденным
графикам.
Руководителям ГКУ ИС указанных районов поручено организовать
информационно-разъяснительную работу с собственниками, инициирование и
проведение общих собраний собственников помещений в многоквартирых
домах.
В соответствии с ч. 1 ст. 162 Жилищного Кодекса Российскоц Федерации
3
(далее - ЖК РФ) под управлением многоквартирнымм домами понимается
оказание за плату услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и
ремонту общего имущества в таком доме, предоставление коммунальных услуг
собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом
доме лицам, осуществление иной направленной на достижение целей
управления многоквартирным домом деятельности.
Таким образом, управление многоквартирными домами - коммерческая
деятельность, направленная на извлечение прибыли.
Согласно положениям постановления Правительства Москвы N 146-ПП
ГБУ "Жилищник" районов осуществляют, в том числе деятельность по
управлению многоквартирными домами.
Учитывая изложенное, частные управляющие компании и ГБУ
"Жилищник" районов действуют на одном товарном рынке и являются
конкурентами.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции федеральным
органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов
Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным
осуществляющим функции указанных органов органам или организациям,
организациям, участвующим в предоставлении государственных или
муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам.
Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и
(или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут
привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за
исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия
актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Учитывая, что издание и последующая реализация рассматриваемого
поручения могли привести к ограничению конкуренции на рынке управляющих
компаний ВАО города Москвы, в рамках рассмотрения настоящего дела
Управлением были сделаны соответствующие запросы и установлено
следующее.
Управами районов Северное Измайлово и Новогиреево работа по
рассматриваемому поручению не проводилась.
Районами Измайлово, Восточное Измайлово, Ивановское, Вешняки
составлены планы-графики по проведению общих собраний собственников
МКД районов ВАО города Москвы для перевода в ГБУ "Жилищник".
4
В рамках составленных планов-графиков представителями Управ районов,
ГКУ ИС, ГУП ДЕЗ (ГБУ Жилищник) районов Измайлово, Восточное
Измайлово, Ивановское, Вешняки проводились информационноразъяснительные
встречи относительно перевода МКД под управление ГБУ
"Жилищник".
Также, согласно имеющимся в Управлении материалам, в Префектуру
ВАО города Москвы направлялись отчеты о реализации указанного поручения.
Так, согласно письменным пояснениям Префекта ВАО исх. N 01-13-
5270/15 от 30.06.2015 (вх. N 22877 от 01.07.2015) районами Измайлово,
Восточное Измайлово, Ивановское проведены общие собрания собственников
помещений в 301 МКД.
В соответствии с письмом филиала ГКУ "Дирекция ЖКХиБ ВАО",
направленным в адрес заместителя Префекта ВАО от 21.01.2015 N 44, работа
по переизбранию частных управляющих организаций в районе Измайлово
организована неудовлетворительно и, таким образом, сорван предварительный
срок выполнения планового задания поручения Префекта ВАО от 10.10.2014
N 05-08-145/14.
Кроме того, руководителем филиала ГКУ "Дирекция ЖКХиБ ВАО" в
своем письме отмечено, что в связи с неисполнением указанного поручения в
срок необходимо привлечь к дисциплинарной ответственности должностных
лиц управы района, ГБУ "Жилищник", ГКУ ИС района Измайлово.
Учитывая изложенное. Комиссией Управления установлено, что данное
поручение носит обязательный характер, за неисполнение которого в
отношении ответственного должностного лица может быть применено
дисциплинарное наказание.
Таким образом, довод представителя Префектуры о рекомендательном
характере рассматриваемого поручения Комиссией отклоняется.
Также, в материалы дела Префектурой ВАО представлено письмо ГБУ
"Жилищник района Вешняки" от 03.02.2015 N ГБУ-14-9/5, согласно которому
со всеми частными управляющими компаниями в 2015 году проводятся
еженедельные совещания по вопросу отказа от управления соответствующими
многоквартирными домами.
Кроме того, как указано в письме, до настоящего времени частные
управляющие компании согласия на расторжение договора не выразили.
Как указано Заявителями и подтверждается материалами дела, смена
5
управляющей организации на ГБУ "Жилищник" происходит путем
распространения листовок, содержащих информацию, предоставляющую ГБУ
"Жилищник" преимущественное право по сравнению с прежней частной
управляющей организации, а также путем непредоставления собственникам
альтернативного варианта выбора иной управляющей организации, кроме ГБУ
"Жилишник", на бланке решения собственника помещения при проведении
общего собрания собственников помещений в МКД, адресованных жителям
перед проведением общего собрания собственников.
Таким образом. Комиссией установлено, что реализация рассматриваемого
поручения органами исполнительной власти, а также подведомственными
организациями в части предоставления конкретным хозяйствующим субъектам
(ГБУ "Жилищник" соответствующих районов) преимуществ при ведении ими
предпринимательской деятельности путем дачи указания органам
исполнительной власти, а также подведомственным организациям об
инициировании с целью смены управляющих организаций общих собраний
собственников жилья, привела к ограничению конкуренции на рынке
управления МКД Восточного административного округа города Москвы, путем
предоставления ГБУ "Жилищник" преимущественного права по
осуществлению предпринимательской деятельности по управлению МКД.
Согласно п. 1.1 постановления Правительства Москвы от 24.02.2010
N 157-ПП "О полномочиях территориальных органов исполнительной власти
города Москвы" (далее - постановление Правительства Москвы N 157-ПП)
префектура административного округа города Москвы - территориальный
орган исполнительной власти города Москвы, подведомственный
Правительству Москвы.
В соответствии с п. 4.1 постановления Правительства Москвы N 157-ПП
префектуру возглавляет префект административного округа, назначаемый и
освобождаемый от должности Мэром Москвы. Руководство префектурой
осуществляется на основе единоначалия. Префект несет персональную
ответственность за реализацию префектурой установленных полномочий.
Пунктом 4.3.2 указанного постановления предусмотрено, что префект
административного округа координирует и контролирует деятельность управ
районов, расположенных на территории административного округа.
Таким образом, префект административного округа является высшим
должностным лицом соответствующей префектуры, действует от имени
6
префектуры, а ответственность за действия префекта в процессе и во
исполнение служебных обязанностей и полномочий несет префектура как
территориальный орган исполнительной власти города Москвы.
Учитывая указанные выше обстоятельства. Комиссия Управления
признает, что путем издания поручения префекта от 10.10.2014 N 05-08-145/14
по переводу не менее 80% МКД от общего числа МКД в каждом из районов
ВАО под управление ГБУ "Жил и шпик". Префектурой ВАО г. Москвы
ограничена конкуренция на рынке управления МКД Восточного
административного округа города Москвы в части предоставления конкретным
хозяйствующим субъектам (ГБУ "Жилищник" соответствующих районов)
преимуществ при ведении ими предпринимательской деятельности путем дачи
указаний органам исполнительной власти, а также подведомственным
организациям об инициации с целью смены управляющих организаций общих
собраний собственников жилья.
Таким образом. Комиссией установлено, что Префектурой ВАО г. Москвы
путем издания поручения префекта от 10.10.2014 N 05-08-145/14, которое
привело к ограничению конкуренции на рынке управления многоквартирными
домами на территории Восточного административного округа города Москвы
нарушена часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Таким образом. Комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39,
частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, решила:
1. Признать Префектуру ВАО г. Москвы (107076, Москва,
Преображенская пл., д.9) нарушившей часть 1 статьи 15 Закона о защите
конкуренции путем издания поручения префекта от 10.10.2014 N 05-08-
145/14, которое привело к ограничению конкуренции на рынке управления
многоквартирными домами на территории Восточного административного
округа города Москвы.
2. Выдать Префектуре ВАО г. Москвы обязательное для исполнения
предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.
Примечание. Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в
7
течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии:
Члены комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 7 августа 2015 г. N 1-15-967/77-15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016