(дата оглашения резолютивной части решения)
Комиссия Воронежского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: председатель Комиссии: , члены Комиссии: ,
рассмотрев дело N 118-53р по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения Обществом с ограниченной ответственностью "Медика" (г. Воронеж, ул. Студенческая, д. 30) (ИНН 3666100412 ОГРН 1023601534769) (далее - ООО "Медика", Общество) на сайте www.medika-vrn.ru рекламы, содержащей признаки нарушения требований пункта 3 части 1, частей 7 и 8 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"), в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - , установила:
Воронежским УФАС России установлено 20 мая 2010 года размещение в сети Интернет сайта www.medika-vrn.ru (IP-адрес 77.222.40.29; услуги хостинга ЗАО "СпайсВэб").
На сайте www.medika-vrn.ru, который посвящен исключительно деятельности ООО "Медика", размещена текстовая информация:
- в разделе "Главная" размещена следующая текстовая информация: "Клиника "Медика" существует с 2003 года "Медика" - это медицинская помощь взрослым и детям по следующим направлениям.
Общая терапия
Оториноларингология (ЛОР)
Гастроэнтерология
Неврология
Врачебная косметология
Массаж
Рефлексотерапия
Физиотерапия
Функциональная диагностика
Мануальная терапия
Медицинские осмотры водителей /../";
- на странице http://medika-vrn.ru/u3.php размещена следующая текстовая информация: "/./ Область клинической медицины физиотерапия является одним из самых популярных и безопасных методов лечения на сегодняшний день. По сути физиотерапия - это метод лечения различных заболеваний, в котором используются не химические или лекарственные препараты, а используются физические факторы. А так же могут использоваться различные виды излучений. Но, данный вид лечения эффективен только для ряда заболевания. /./ Физиотерапия особенно эффективна только в составе комплексного лечения. /./ Физиотерапия наиболее эффективна при заболеваниях:
- сердечно-сосудистой системы
- бронхо-легочной системы
- желудочно-кишечного тракта
- нервной системы
- уха, горла, носа
- глаз
- суставов
- кожи
- гинекологических
- почек и мочевыводящей системы
- бронхо-легочной системы
- хирургических заболеваний и травмах
- детских болезнях
- хронического простатита
- эректильной дисфункции
Лазеротерапия - это уникальная технология, заключающаяся в целенаправленном воздействии светового потока на ткань /./
Дарсонвализация - это воздействие импульсными переменными токами высокой частоты и напряжения. /./
Ультразвуковая терапия - лечебное использование ультразвука путем применения высокочастотных ультразвуковых волн (механических колебаний) /./";
- на странице http://medika-vrn.ru/u4.php размещена следующая текстовая информация: "/./ Массаж представляет собой активный лечебный метод, сущность которого сводится к нанесению дозированных механических раздражений на обнажаемое тело больного различными, методически проводимыми специальными приемами, выполняемыми рукой массажиста. /./;
- на странице http://medika-vrn.ru/u7.php размещена следующая текстовая информация: "/./ Рефлексотерапия представляет собой комплекс приемов и методов воздействия на биологически активные точки организма, в которых сосредоточено множество нервных окончаний. Раздражение благотворно влияет на организм, восстанавливая его работу /../".
В тот же день, 20.05.2010 с привлечением понятых Воронежским УФАС России составлен Акт осмотра сайта www.medika-vrn.ru с применением функций сриншота указанных выше страниц данного сайта.
10.06.2010 Воронежским УФАС России повторно составлен Акт осмотра сайта www.medika-vrn.ru (IP-адрес 77.222.40.29; услуги хостинга ЗАО "СпайсВэб") раздела "Наши пациенты", где размещены видеозаписи выступлений пациентов клиники "Медика" (ООО "Медика") следующего содержания: ": "Выражаю благодарность всему медицинскому персоналу клиники "Медика" за профессионализм и доброе отношение к пациентам. Желаю дальнейшего процветания клинике и развития новых медицинских направлений деятельности", : "Огромное спасибо всему персоналу клиники "Медика" за внимание и заботу, удачи, успехов в работе, счастья и здоровья".
Определением от 10.06.2010 года N 118-53р было возбуждено дело по признакам нарушения законодательства о рекламе. Рассмотрение дела назначено на 11 часов 00 минут 12 июля 2010 года.
На рассмотрении дела представитель ООО "Медика" не согласился с нарушением законодательства о рекламе, устно пояснив, что сайт www.medika-vrn.ru не является СМИ и на него не распространяются требования законодательства Российской Федерации о рекламе.
Из письменных пояснений ООО "Медика", поддержанных в ходе рассмотрения дела представителем данной организации, следует, что на момент составления данного акта, а именно 20 июня 2010 г. сайт www.medika-vrn.ru находился в разработке, о чем свидетельствуют макеты главной страницы сайта. Более того, законный представитель ООО "Медика" не был извещен о месте и времени проведения осмотра сайта. Представитель ООО "Медика" считает, что Обществом не нарушены требования пункта 3 части 1, частей 7, 8 статьи 24 ФЗ "О рекламе".
Ознакомившись с материалами дела, заслушав мнение представителя ООО "Медика", участвующего в деле, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях ООО "Медика" нарушений требований законодательства Российской Федерации о рекламе на основании следующих обстоятельств.
Согласно пункту 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе", информация, распространенная на сайте www.medika-vrn.ru 20.05.2010 и 10.06.2010, является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования (клинике "Медика" и медицинским услугам, в том числе методам лечения, осуществляемым клиникой "Медика" (ООО "Медика"), поддерживает интерес к ним и способствует продвижению на рынке.
Согласно лицензии от 11.09.2009 N ЛО-36-01-000337, выданной Департаментом здравоохранения Воронежской области, ООО "Медика" осуществляет медицинскую деятельность по адресу: г. Воронеж, ул. Студенческая, д. 30.
Согласно Приложению N1 от 11.09.2009 к лицензии от 11.09.2009 N ЛО-36-01-000337 ООО "Медика" оказывает работы и услуги, в том числе, при осуществлении доврачебной медицинской помощи по: медицинскому массажу. При осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в том числе: а) при осуществлении первичной медико-санитарной помощи по: гастроэнтерологии, неврологии, оториноларингологии, физиотерапии, функциональной диагностике; в) при осуществлении специализированной медицинской помощи по: косметологии (терапевтической), рефлексотерапии.
В соответствии с Приказом Минздрава РФ от 10 апреля 2001 года N 113 "О введении в действие отраслевого классификатора "Простые медицинские услуги", медицинская услуга - мероприятия или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ "О рекламе" рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Принадлежность сайта www.medika-vrn.ru ООО "Медика" подтверждается также рекламой Общества, размещенной в рекламно-информационном журнале "Выбирай. Воронеж-Липецк" N 12 (117) 1-15 июля 2010 года, где имеется ссылка на указанный сайт.
Медицинские услуги, содержащиеся в рассматриваемой информации, соответствуют медицинским услугам, которые оказывает ООО "Медика" по выданной ему лицензии.
В соответствии с договором N 36 от 18.04.2009 на создание web-сайта и договором N 36-1 на продвижение web-сайта от 21.05.2009, сайт www.medika-vrn.ru принадлежит ООО "Медика", которое является рекламодателем рассматриваемой рекламы, так как данная организация осуществляет медицинские услуги в клинике "Медика", определило объекты рекламирования и содержание рекламы, размещенной на сайте www.medika-vrn.ru.
Осмотр сайта www.medika-vrn.ru проведен 20.05.2010 и 10.06.2010, то есть до возбуждения настоящего дела. На момент осмотра сайта www.medika-vrn.ru у Воронежского УФАС России отсутствовала информация о лице, определившем объекты рекламирования и содержание рассматриваемой рекламы. Тем самым, довод ООО "Медика" о нарушении Воронежским УФАС России процессуальных прав ООО "Медика" является несостоятельным.
18.04.2009 ООО "Пять звёзд" (Исполнитель) и ООО "Медика" (Заказчик) заключили договор N 36 на создание web-сайта www.medika-vrn.ru.
21.05.2009 ООО "Пять звёзд" и ООО "Медика" заключили договор N 36-1 на продвижение web-сайта www.medika-vrn.ru. Дополнительным соглашением от 21.05.2010 к договору на продвижение web-сайта N 36-1 от 21.05.2010 срок действия указанного договора продлен до 15.06.2010. Согласно актам на выполнение работ-услуг N 36-1-16 от 29.06.2010, N 36-1-15 от 13.05.2010, N 36-2-9 от 15.04.2010, N 36-2-9 от 16.03.2010, N 36-1-10 от 11.02.2010, N 36-1-10 от 25.12.2009, N 36-1-9 от 28.12.2009, N 36-1-7 от 03.11.2009, N 36-1-6 от 03.10.2009, N 36-1-6 от 03.09.2009, работы по продвижению сайта www.medika-vrn.ru выполнены в полном объеме, в установленные сроки, стороны претензий друг к другу не имеют.
Из содержания договоров N 36 от 18.04.2010 и N 36-1 от 21.05.2009, а также дополнительного соглашения от 21.05.2010, не следует, что в период с 16.05.2010 по 15.06.2010 предусмотрены работы по реконструкции сайта www.medika-vrn.ru.
Комиссия учитывает, что в настоящем деле юридическое значение имеет факт доступности рассматриваемой информации неопределенному кругу лиц вне зависимости от реконструкции сайта.
Доступность 20.05.2010 и 10.06.2010 информации на сайте www.medika-vrn.ru неопределенному кругу лиц подтверждается актами осмотра сайта 20.05.2010 и 10.06.2010.
15.05.2010 ООО "Медика" направлено письмо (исх. N 87) ООО "Пять звезд" следующего содержания: "/./ просим Вас приостановить действие сайта на период его реконструкции и приведении его в действие в соответствии с нормами действующего законодательства".
Согласно пункта 3 письма ООО "Пять звезд" от 17.05.2010 б/н, согласование нового макета с Заказчиком предусмотрено 24.05.2010.
Согласно пункта 4 письма ООО "Пять звезд" от 17.05.2010 б/н, утверждение нового макета и размещение на web-ресурсе Заказчика предусмотрено 07.06.2010.
Дата согласования информационных макетов, представленных ООО "Медика" - 18.05.2010, что не соответствует дате согласования этих информационных макетов, указанной в письме ООО "Пять звезд" от 17.05.2010 б/н.
На представленных ООО "Медика" информационных макетах рукописно указана дата согласования - 18.05.2010. Данный вариант оформления Обществом изображения страниц сайта www.medika-vrn.ru не может подтвердить реальное состояние сайта www.medika-vrn.ru на 18.05.2010.
Современные операционные системы, использующие графический интерфейс, копируют изображение текущего состояния экрана в буфер обмена при нажатии клавиши Print Screen. Полученное таким образом изображение экрана называется скриншотом (http://ru.wikipedia.org/wiki/Print_screen).
Представленные ООО "Медика" информационные макеты на бумажном носителе не могут быть приняты в качестве доказательств по настоящему делу, так как не отображают полностью изображение компьютерного экрана (монитора).
Комиссия изучив данные макеты, установила, что последние не свидетельствуют о размещении имеющейся на них информации в сети Интернет, не отображают места и времени размещения представленной информации, ввиду отсутствия отображения адресной строки (http) и строки "Панель задач".
Достоверность информации, указанной в актах осмотра сайта www.medika-vrn.ru от 20.05.2010 и 10.06.2010 Воронежского УФАС России подтверждается участием понятых и скриншотами на бумажном и электронном носителях.
Таким образом, представленные ООО "Медика" информационные макеты, согласованные 18.05.2010, Комиссией в качестве доказательства недоступности сайта www.medika-vrn.ru 20.05.2010 и 10.06.2010 не принимаются.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 24 ФЗ "О рекламе", реклама лекарственных средств не должна содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с использованием объекта рекламирования.
В соответствии с частью 3 статьи 24 ФЗ "О рекламе", требования пунктов 2 - 5 части 1 настоящей статьи распространяются также на рекламу медицинских услуг, в том числе на рекламу методов лечения, диагностики, профилактики и реабилитации.
При Воронежском УФАС России действует Экспертный совет по применению законодательства о рекламе (далее - Экспертный совет), основными задачами которого являются, в том числе, экспертиза и оценка содержания рекламы, представленной на рассмотрение Экспертного совета и оценка воздействия рекламы на потребителей рекламной информации.
В соответствии с Протоколом заседания Экспертного совета от 18.06.2010, реклама, размещенная на сайте www.medika-vrn.ru, содержащая видео-выступления физических лиц (, ) воспринимается потребителем как выражение благодарности указанных лиц, в связи с использованием ими медицинских услуг клиники "Медика".
Тем самым, реклама, размещенная 10.06.2010, в том числе в пределах города Воронеж, на сайте www.medika-vrn.ru в разделе "Наши пациенты", содержащая видео-выступления физических лиц (, ), выражающих благодарности в связи с использованием ими медицинских услуг клиники "Медика" (ООО "Медика"), нарушает требования пункта 3 части 1 статьи 24 ФЗ "О рекламе", что не допускается.
В соответствии с частью 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе", реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
В рекламе, размещенной 20.05.2010, в том числе в пределах города Воронеж, в разделе "Главная" и на страницах http://medika-vrn.ru/u3.php, http://medika-vrn.ru/u4.php, http://medika-vrn.ru/u7.php сайта www.medika-vrn.ru, отсутствуют предупреждения о наличии противопоказаний к применению и использованию медицинских услуг (оториноларингология, гастроэнтерология, неврология, врачебная косметология, массаж, рефлексотерапия, физиотерапия, функциональная диагностика, мануальная терапия), необходимости получения консультации специалистов, что не допускается частью 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с частью 8 статьи 24 ФЗ "О рекламе", реклама лекарственных средств в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам врачей, методов лечения, а также изделий медицинского назначения и медицинской техники, для использования которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.
Сайт www.medika-vrn.ru не является местом проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, не является печатным изданием и не предназначен исключительно для медицинских и фармацевтических работников.
Реклама, размещенная на страницах http://medika-vrn.ru/u3.php, http://medika-vrn.ru/u4.php и http://medika-vrn.ru/u7.php сайта www.medika-vrn.ru, содержит информацию о методах лечения, для использования которых требуется специальная подготовка - "массаж", "лазеротерапия", "дарсонвализация", "ультразвуковая терапия", "рефлексотерапия".
Тем самым, распространенная 20.05.2010 и 10.06.2010, в том числе в пределах города Воронеж, на страницах http://medika-vrn.ru/u3.php, http://medika-vrn.ru/u4.php и http://medika-vrn.ru/u7.php сайта www.medika-vrn.ru реклама указанных методов лечения, для использования которых требуется специальная подготовка, нарушает требования части 8 статьи 24 ФЗ "О рекламе", что не допускается.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ "О рекламе", ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе", рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, в том числе пункта 3 части 1, частей 7, 8 статьи 24 ФЗ "О рекламе".
Основания для выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе отсутствуют, так как на момент вынесения настоящего решения доступ неограниченного круга лиц на сайт www.medika-vrn.ru закрыт.
При вынесении настоящего Решения, Комиссия учитывает судебную практику по рекламе медицинских услуг, в том числе методов лечения (Постановление от 21.05.2007 по делу N А14-16394-2006/475/11 Федерального Арбитражного Суда Центрального округа, Постановление от 07.08.2008 N А72-2656/08-4/106 Федерального арбитражного суда Поволжского округа).
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37- 42 "Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 г. N 508, Комиссия, решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу, распространенную Обществом с ограниченной ответственностью "Медика" (г. Воронеж, ул. Студенческая, д. 30 ИНН 3666100412 ОГРН 1023601534769) на сайте www.medika-vrn.ru в разделе "Наши пациенты", поскольку в ней нарушены требования пункта 3 части 1 статьи 24 ФЗ "О рекламе".
2. Признать ненадлежащей рекламу, распространенную Обществом с ограниченной ответственностью "Медика" (г. Воронеж, ул. Студенческая, д. 30 ИНН 3666100412 ОГРН 1023601534769) на сайте www.medika-vrn.ru в разделе "Главная" и на страницах http://medika-vrn.ru/u3.php, http://medika-vrn.ru/u4.php, http://medika-vrn.ru/u7.php, поскольку в ней нарушены требования частей 7, 8 статьи 24 ФЗ "О рекламе".
3. Не выдавать Обществу с ограниченной ответственностью "Медика" (г. Воронеж, ул. Студенческая, д. 30 ИНН 3666100412 ОГРН 1023601534769) предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
Решение изготовлено в полном объеме "26" июля 2010 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 12 июля 2010 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016