Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл
(опубликовано 13 июля 2010 г.)
На основании ст. 17 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), в соответствии с приказом Марийского УФАС России N 85 от 01.07.2010 г. о проведении внеплановой камеральной проверки (далее - Приказ) Комиссия Марийского УФАС России в составе:
Председатель Комиссии - Зубарев В.В., и.о. руководителя управления;
члены Комиссии:
Козырева И.Н. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;
Денисов С.Н. - специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;
Хромихина Н.С. - специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;
Рассмотрев в присутствии представителей:
Министерства лесного хозяйства Республики Марий Эл (далее - Заказчик):
<***>
Проведя проверку конкурсной документации, размещённой Заказчиком на официальном сайте http:\tender.mari.ru (далее - официальный сайт), по проведению открытого конкурса на выполнение работ по авиационному и наземному мониторингу и тушению лесных пожаров на территории Республики Марий Эл в 2010 г.
установила:
В Марийское УФАС России поступила информация из Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу (исх. N01-19/350 от 02.06.2010) о нарушении законодательства при размещении заказа на выполнение работ по авиационному и наземному мониторингу и тушению лесных пожаров на территории Республики Марий Эл в 2010 г.
На основании ч. 5 ст. 17 Закона о размещении заказов внеплановая проверка осуществляется уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти в том числе, в случае поступления информации о нарушении законодательства Российской Федерации и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов.
В соответствии с ч. 5 ст. 17 Закона о размещении заказов Марийским УФАС России проведена внеплановая проверка процедуры размещения заказа. В результате внеплановой проверки установлено следующее.
На основании п.22 ч.11 Положения, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 29.12.2006 г. N 296, функции по размещению заказов на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов на территории Республики Марий Эл осуществляет Министерство лесного хозяйства Республики Марий Эл.
23.12.2009 г. министром лесного хозяйства Республики Марий Эл <***> издан приказ N 438 о выборе способа размещения заказа. В соответствие с п.1.1 Приказа предусмотрено проведение открытого конкурса по размещению заказа на выполнение работ по авиационному и наземному мониторингу и тушению лесных пожаров на территории Республики Марий Эл в 2010 г.
23.12.2009 года министром лесного хозяйства РМЭ <***> утверждена документация о проведении открытого конкурса на выполнение работ по авиационному и наземному мониторингу и тушению лесных пожаров на территории Республики Марий Эл в 2010 г.
Извещение о проведении открытого конкурса, размещено на официальном сайте http:\tender.mari.ru 25.12.2009 г. (N r039-43.1). Дата начала подачи заявок на участие в конкурсе - 25 декабря 2009 г., дата окончания подачи заявок - 25.01.2010 г.
Предметом открытого конкурса является оказание услуг по авиационному и наземному мониторингу и тушению лесных пожаров на территории РМЭ в 2010 г. (пункт 2.3 Информационной карты). Начальная (максимальная) цена контракта согласно извещению составляет 13 198 600 (тринадцать миллионов сто девяносто восемь тысяч шестьсот) рублей.
Согласно части 4 статьи 10 Закона о размещении заказов размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, которые соответственно производятся, выполняются, оказываются не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа, для которых есть функционирующий рынок и сравнивать которые можно только по их ценам, осуществляется путем проведения аукциона. Перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.02.2008 N 236-р (далее - Перечень). В случае, если товары, работы, услуги включены в Перечень, размещение заказов на поставки таких товаров, выполнение таких работ, оказание таких услуг для государственных или муниципальных нужд путем проведения конкурса не допускается.
В указанном Перечне использованы коды Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) ОК 004-93 (далее - ОКДП ОК 004-93), утвержденный постановлением Госстандарта РФ от 06.08.1993 N17 (в ред. от 01.02.2002). Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 06.11.2001 N 454-ст "О принятии и введении в действие ОКВЭД" отменены части I и IV ОКДП ОК 004-93.
В состав Перечня входят товары, работы, услуги по коду 0200000 класс "Продукция лесного хозяйства и лесозаготовок. Услуги для лесоводства и лесозаготовок".
Подкласс "Услуги, относящиеся к лесному хозяйству и лесозаготовкам" (код 0240000) включает в себя следующие виды услуг: "услуги, относящиеся к лесному хозяйству" (код 0240010) и "услуги, связанные с лесозаготовками" (код 0240020). В свою очередь такой вид услуги как "услуги, относящиеся к лесному хозяйству" (код 0240010) включает в себя следующий диапазон кодов видов продукции, входящих в данный подкласс [0240100] - [0240700]. Наименования видов продукции, соответствующие этим кодам, указаны в части III ОКДП ОК 004-93.
Охрана лесов (код 0240100)
Исследование лесных массивов (код 0240200)
Таксация леса (оценка леса) (код 0240210)
Почвенные исследования (код 0240220)
Аэрофотолесоустроительные услуги (код 0240230)
Контроль посадочного материала (код 0240240)
Лесомелиоративные услуги (код 0240300)
Услуги по борьбе с лесными вредителями (код 0240400)
Борьба с лесными пожарами (код 0240500)
Восстановление лесных массивов, включая новые посадки (код 0240600)
Управление лесным хозяйством (код 0240700)
Таким образом, вид услуг "Борьба с лесными пожарами" (код 0240500) находится в части III ОКДП ОК 004-93, входит в подкласс "Услуги, относящиеся к лесному хозяйству" (код 0240010), расположенный в части II раздела А ОКДП ОК 004-93, относится к классу "Продукция лесного хозяйства и лесозаготовок. Услуги для лесоводства и лесозаготовок" (код 0200000), который включен в состав Перечня.
Фактически такой вид услуги как "тушение лесных пожаров", являющийся предметом закупки, подпадает под код 0240500 "Борьба с лесными пожарами". Следовательно, размещение заказа на оказание услуг по тушению лесных пожаров должно было осуществляться в форме аукциона.
Таким образом, заказчиком был в нарушение части 4 статьи 10 Закона о размещении заказов неправильно выбран способ размещения заказа (открытый конкурс вместо аукциона).
Из объяснений представителя Министерства лесного хозяйства РМЭ <***> следует, что открытые конкурсы на выполнение работ по авиационному и наземному мониторингу и тушению лесных пожаров на территории РМЭ проводятся уже три года. При размещении заказа возможно выбрать код закупки из тех кодов, которые заложены в программу на сайте http:\tender.mari.ru. Закупка проводилась по коду 75.13.120 "Услуги управления деятельностью в области лесного хозяйства", данного кода в Перечне нет.
Доводы представителя заказчика нельзя считать обоснованными, поскольку только определившись с формой торгов, заказчик выбирает из кодов, предложенных на сайте http:\tender.mari.ru., наиболее близкий к предмету закупки код. Изначально определив потребность в конкретном виде услуг, заказчик должен был удостовериться, использовав ОКДП ОК 004-93, что предмет закупки не входит в Перечень товаров, работ и услуг, размещение заказов на которые осуществляется путем проведения аукциона.
Ответственность за принятие должностным лицом государственного заказчика решения о размещении заказа иным способом в случае, если размещение такого заказа в соответствии с законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд должно осуществляться путем проведения торгов в форме аукциона предусмотрена частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 5 ст. 17 Закона о размещении заказов Комиссия
решила:
1. Признать в действиях государственного заказчика - Министерства лесного хозяйства Республики Марий Эл нарушение части 4 статьи 10 Закона о размещении заказов в части неправомерного выбора способа размещения заказа, выразившееся в проведении открытого конкурса на оказание услуг по авиационному и наземному мониторингу и тушению лесных пожаров на территории РМЭ в 2010 г., размещение заказов на оказание которых должно осуществляться путем проведения аукциона.
2. Рассмотреть вопрос о привлечении должностного лица Министерства лесного хозяйства Республики Марий Эл к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (опубликовано 13 июля 2010 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016