Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области
(опубликовано 19 июля 2010 г.)
Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе (далее - Комиссия):
<_>
рассмотрев дело N 07-18/2010-031, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту рекламы, распространяемой ИП Гороховой Н.И.,
в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
- ИП Гороховой Н. И. (<_>), установила:
При мониторинге наружной рекламы, размещенной на территории г. Иваново, Ивановским УФАС России выявлены признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Так, в г. Иваново на ул. Богдана Хмельницкого, д. 30 расположен фирменный ювелирный магазин "Аквамарин" (ИП Горохова Н.И.), на входной двери которого размещена реклама следующего содержания: "Кредит".
В рассматриваемой рекламе размещена информация о возможности приобретения товара в кредит (финансовая услуга) без указания наименования кредитной организации, которая осуществляет предоставление кредита.
Данный факт свидетельствует о признаках нарушения ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), согласно которой реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
Ивановским УФАС России по факту распространения указанной рекламы 23 июня 2010 года возбуждено дело N 07-18/2010-031 по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе.
Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения ИП Гороховой Н.И., Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе ненадлежащей является реклама не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Информация о финансовой услуге, содержит рекламный характер, исходя из следующих присутствующих в ней признаков рекламы:
- предназначена для неопределенного круга лиц;
- распространена на входной двери ювелирного магазина "Аквамарин";
- направлена на привлечение внимания к финансовой услуге по предоставлению кредита на покупку реализуемых в магазине "Аквамарин" товаров (ювелирные изделия); призвана формировать и поддерживать интерес к объектам рекламирования, способствует их продвижению на рынке.
Комиссия Ивановского УФАС России считает, что упоминание о кредите в рекламе направлено на привлечение внимания лиц, заинтересовавшихся товаром (в данном случае, ювелирными изделиями), к возможности покупки товара в кредит. Такое упоминание способствует тому, чтобы потенциальные клиенты воспользовались услугой по предоставлению кредита. Следовательно, указанная реклама направлена на привлечение внимания не только к продавцу товара (магазин "Аквамарин"), но и к финансовой услуге по предоставлению кредита, реализация которой способствует реализации непосредственно самого товара.
Таким образом, содержание текста в совокупности привлекает внимание сразу к нескольким объектам рекламирования: магазину "Аквамарин", реализуемому им товару (ювелирные изделия), а также к финансовой услуге по предоставлению кредита на покупку данного товара.
Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции" финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
Выдача кредита является финансовой услугой, так как оказывается банком или иной финансовой организацией и связанна с привлечением денежных средств.
В рассматриваемом случае данное обстоятельство подтверждается и тем, что у ИП Гороховой Н.И. имеется договор об организации безналичных расчетов, заключенный с ЗАО "Банк Русский Стандарт" - (<_>). Рассматриваемый договор устанавливает порядок и условия взаимодействия между сторонами по организации безналичных расчетов, возникающих при обслуживании клиента, приобретающего товар за счет кредита.
Таким образом, в размещенной рекламе должно было быть указано наименование кредитной организации, осуществляющей предоставление кредита, чего сделано не было. Указанное обстоятельство свидетельствует о нарушении ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе.
За нарушение требований ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе, согласно части 6 и части 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность несут как рекламодатель, так и рекламораспространитель.
Рекламодателем и рекламораспространителем в данном случае является ИП Горохова Н.И.
ИП Горохова Н.И. факт нарушения законодательства о рекламе признала и пояснила, что ранее к данной рекламе ею неоднократно наклеивалась реклама с названием банков "Русский Стандарт", "Совкомбанк", однако ее постоянно срывают. О том, что отсутствие в содержании рассматриваемой рекламы наименования банков, предоставляющих кредит, является нарушением законодательства о рекламе, не знала. Также добавила, что рассматриваемая реклама распространялась с 2008 года, однако, в конце предыдущей недели было принято решение о демонтаже рассматриваемой рекламы.
Таким образом, Комиссия Ивановского УФАС России считает, что вина за распространение ненадлежащей рекламы финансовой услуги - кредита, лежит на рекламодателе и рекламораспространителе - ИП Гороховой Н.И.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать рекламу финансовой услуги - кредита, размещенную на входной двери ювелирного магазина "Аквамарин", находящегося в доме N 30 по ул. Богдана Хмельницкого, ненадлежащей, поскольку в данном случае нарушены требования части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ИП Гороховой Н.И. предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Подписи членов Комиссии
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
19 июля 2010 г. г. Иваново
Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
<_>
на основании своего решения от 19 июля 2010 г. по делу N 07-18/2010-031 о признании ненадлежащей рекламы финансовой услуги - кредита, размещенной на входной двери ювелирного магазина "Аквамарин" (ИП Горохова Н.И.), и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. ИП Гороховой Н.И. (<_>) устранить выявленные нарушения ч. 1 ст. 28 Федерального Закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", для чего, либо прекратить распространение ненадлежащей рекламы финансовой услуги - кредита, либо дополнить рекламу наименованием организаций, оказывающих финансовую услугу по предоставлению кредита, в срок до 23 июля 2010 года.
2. ИП Гороховой Н.И. (<_>) представить в Ивановское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания, в срок до 27 июля 2010 года.
Невыполнение в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе влечет привлечение к административной ответственности в соответствии с пунктом 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Подписи членов Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области (опубликовано 19 июля 2010 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016