Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области
от 21 июля 2010 г.
Резолютивная часть решения была оглашена на заседании комиссии 8 июля 2010 года.
Решение изготовлено в полном объеме 21 июля 2010 года.
Комиссия Калининградского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии:
Бобровой О.А. - заместителя руководителя Калининградского УФАС России,
членов Комиссии:
Васейко Д.Е. - главного государственного инспектора отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России
Хамдамова Д.Н. - главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России,
Фионовой Е.В. - специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России,
рассмотрев дело N АМЗ-31/2010 по признакам нарушения ОАО "Янтарьэнерго" (236000, г. Калининград, ул. Театральная, 34; далее также Ответчик, Предприятие) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В Калининградское УФАС России поступило заявление гр-на Х (далее также Заявитель) от 18.03.2010 с дополнением от 23.03.2010 на действия ОАО "Янтарьэнерго" в части нарушения сроков технологического присоединения объекта заявителя к электрическим сетям.
По результатам рассмотрения указанного заявления приказом Калининградского УФАС России от 13.04.2010 N 71 было возбуждено дело N АМЗ-31/2010 по признакам нарушения Ответчиком части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Существо дела в изложении Заявителя
В начале 2009 г. в целях технологического присоединения индивидуального жилого дома (ИЖД) к электрическим сетям Заявитель обратился в ООО "Энергосеть", т.к. опора ЛЭП общества находится на участке Заявителя. ООО "Энергосеть" отказало Заявителю в осуществлении технологического присоединения в связи с отсутствием свободной мощности.
5 мая 2009 г. Заявитель обратился с заявкой на технологическое присоединение в ОАО "Янтарьэнерго" и только 24.07.2009 ему были выданы технические условия N 683/09 от 09.07.2009 и договор технологического присоединения к электрическим сетям от 24.07.2009 N 751/09 (далее --------- Договор N 751/09).
Руководствуясь подпунктом "б" пункта 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила технологического присоединения), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, Заявитель полагает, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению его индивидуального жилого дома не может превышать 6 месяцев. При этом согласно письмам Ответчика от 03.02.2010 N 670, от 10.03.2010 N 1406 исполнение обязательств ОАО "Янтарьэнерго" по техническим условиям N 683/09 от 09.07.2009 запланировано на II-IV квартал 2010 года, т.е. за пределами установленного Правилами срока технологического присоединения в 6 месяцев.
На основании изложенного Заявитель просит применить к ОАО "Янтарьэнерго" меры антимонопольного контроля с целью понуждения к исполнению Договора N 751/09 и осуществлению технологического присоединения.
Существо дела в изложении Ответчика
Представители Ответчика не согласились с доводами Заявителя, полагая, что в действиях ОАО "Янтарьэнрего" отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства по следующим основаниям.
Согласно подпункту "а" пункта 16, пункту 16.3 Правил технологического присоединения обязательства по выполнению мероприятий по технологическому присоединению до границ земельного участка, на котором располагаются энергопринимающие устройства Заявителя, Предприятие взяло на себя.
Срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергоустановки индивидуального жилого дома Заявителя по Договору N 751/09 в соответствии с подпунктом "б" пункта 16 Правил технологического присоединения составляет 1 год, поскольку на момент заключения договора существующие электрические сети ОАО "Янтарьэнрего" необходимого для индивидуального жилого дома Заявителя класса напряжения были расположены на расстоянии более 300 метров от границ земельного участка.
Таким образом, технологическое присоединение энергопринимающего устройства ИЖД Заявителя должно быть осуществлено в срок до 24.07.2010.
Учитывая изложенное, ОАО "Янтарьэнерго" считает, что технологическое присоединение энергоустановки ИЖД Заявителя осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики, а действия Предприятия не содержат признаков нарушения антимонопольного законодательства.
Комиссия рассмотрела представленные материалы, заслушала доводы, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле и установила следующее.
1. Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или может явиться ущемление интересов других лиц.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Согласно статье 3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
Услуги по передаче электрической энергии являются сферой деятельности субъектов естественных монополий в силу части 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях.
Постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.12.1997 г. N 127/8, ОАО "Янтарьэнерго" признано субъектом естественной монополии в сфере услуг по передаче электрической и (или) тепловой энергии и включено в Раздел I Реестра субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе под регистрационным номером 39.1.1.
Решением Правления энергетической комиссии Калининградской области от 24.02.2000 N10-1/100 ОАО "Янтарьэнерго" включено в Реестр естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в отношении которых осуществляется государственное регулирование.
Таким образом, ОАО "Янтарьэнерго" занимает доминирующее положение на рынке услуг передачи электрической энергии в географических границах протяженности принадлежащих Ответчику электрических сетей.
Вместе с тем, процесс передачи электрической энергии неразрывно связан с процессом технологического присоединения к электрическим сетям.
Так, согласно пункту 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (далее - Правила недискриминационного доступа), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, сетевые организации - это организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
В статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) определено, что услугами по передаче электрической энергии является комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.
В соответствии с пунктом 3 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им названных Правил и наличия технической возможности технологического присоединения.
На основании части 2 статьи 26 Закона об электроэнергетике, пункта 10 Правил недискриминационного доступа, договор на оказание услуг по передаче электрической энергии не может быть заключен ранее договора на технологическое присоединение энергопринимающих устройств физических и юридических лиц к электрическим сетям.
По смыслу указанных норм оказать услугу по технологическому присоединению в силу императивного указания закона обязана только единственная сетевая организация, в которую обратилось заинтересованное лицо.
При этом наличие отдельного вида экономической деятельности и, следовательно, отдельного рынка по оказанию услуг по технологическому присоединению невозможно как с технической точки зрения, поскольку технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии, так и с юридической, поскольку законодатель, реализуя принцип достижения баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, фактически исключил такую возможность, установив императивное требование об обязательности заключения договора на технологическое присоединение сетевой организацией, которой подана заявка, и обусловив возможность заключения договора на передачу электрической энергии необходимостью заключения договора на технологическое присоединение.
С учетом положений указанных выше норм права ОАО "Янтарьэнерго" занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии и связанном с ним рынке услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к своим электрическим сетям.
2. 5 мая 2009 года Заявителем подана заявкой на технологическое присоединение ИЖД в ОАО "Янтарьэнерго" (вх. от 05.05.2009 N 612-у).
Письмом от 04.06.2009 N 2895 Предприятие обратилось в ООО "Энергосеть" в целях получения согласия общества на технологическое присоединение ИЖД Заявителя к сетям ООО "Энергосеть", уведомив Заявителя об этом письмом от 04.06.2009 N 2899.
Письмом от 26.06.2009 ООО "Энергосеть" уведомило Предприятие об отсутствии технической возможности осуществления запрошенного технологического присоединения.
24 июля 2009 между ОАО "Янтарьэнерго" и Заявителем заключен Договор N 751/09, неотъемлемой частью которого являются технические условия от 09.07.2009 N 683/09.
В силу пункта 15 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана направить заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к этому проекту договора в течение 30 дней с даты получения заявки. Договор считается заключенным с даты поступления подписанного заявителем экземпляра договора в сетевую организацию.
Таким образом, проект договора технологического присоединения должен был быть направлен Заявителю не позднее 05.06.2010.
Вместе с тем, Правила технологического присоединения не содержат обязательного требования к способу направления проекта договора. В письме от 14.05.2010 N 2942 Ответчик указывает, что проект договора был направлен Заявителю простым письмом, таким образом, документальным подтверждением направления проекта договора в срок, установленный пунктом 15 Правил технологического присоединения, Ответчик не располагает.
При таких обстоятельствах у Комиссии отсутствуют основания для однозначного, бесспорного и документально подтвержденного вывода о нарушении Ответчиком пункта 15 Правил технологического присоединения.
3. В соответствии с техническими условиями от 09.07.2009 N 683/09, суммарная мощность энергопринимающих устройств ИЖД Заявителя составляет 7 кВт. Согласно разделу 7 указанных технических условий Заявителю для присоединения энергопринимающих устройств следует согласовать проект с ОАО "Янтарьэнерго" и Управлением Ростехнадзора.
Согласно подпункту "г" пункта 7 Правил технологического присоединения процедура технологического присоединения включает в себя, в том числе, получение разрешения уполномоченного федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору на допуск в эксплуатацию объектов заявителя. При этом данное требование не распространяется на физических лиц, обратившихся в сетевую организацию в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику.
Исходя из изложенного, ОАО "Янтарьэнерго", предложив техническими условиями от 09.07.2009 N 683/09 Заявителю согласовать проект с Управлением Ростехнадзора, тем самым возложило на Заявителя не предусмотренную законодательством обязанность, что могло привести к ущемлению интересов последнего. Таким образом, указанные выше действия ОАО "Янтарьэнерго" являются нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
4. Пункт 16 Правил технологического присоединения регламентирует существенные условия договора технологического присоединения. Так, договор должен содержать:
а) перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению;
б) срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению;
в) положение об ответственности сторон за несоблюдение установленных договором и Правилами сроков исполнения своих обязательств, в том числе:
- право заявителя в одностороннем порядке расторгнуть договор при нарушении сетевой организацией сроков технологического присоединения, указанных в договоре;
- обязанность одной из сторон договора при нарушении ею сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению уплатить другой стороне в течение 10 рабочих дней с даты наступления просрочки неустойку, рассчитанную как произведение 0,014 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, установленной на дату заключения договора, и общего размера платы за технологическое присоединение по договору за каждый день просрочки;
г) порядок разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон;
д) размер платы за технологическое присоединение, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики;
е) порядок и сроки внесения заявителем платы за технологическое присоединение;
ж) порядок взаимодействия сетевых организаций и заявителей при возврате денежных средств за объемы невостребованной присоединенной мощности в соответствии с разделом VI Правил.
Договор N 751/09, заключенный ОАО "Янтарьэнерго" с Заявителем, в нарушение пункта 16 Правил технологического присоединения, не содержит срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренного подпунктом "б" пункта 16 Правил технологического присоединения, а также информации об ответственности сетевой организации и праве заявителя в одностороннем порядке расторгнуть договор, предусмотренной подпунктом "в" пункта 16 названных Правил. Неуказание ОАО "Янтарьэнерго" вышеназванных условий договора в нарушение Правил технологического присоединения могло привести к ущемлению интересов Заявителя и является нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
4. Согласно подпункту "б" пункта 16 Правил технологического присоединения срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению не может превышать:
- 6 месяцев - для физических лиц, обратившихся в сетевую организацию в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности;
- 1 год - для заявителей, суммарная присоединенная мощность энергопринимающих устройств которых не превышает 750 кВА, если более короткие сроки не предусмотрены соответствующей инвестиционной программой или соглашением сторон.
Учитывая, что мощность энергопринимающего устройства Заявителя составляет менее 15 кВт, фактором, определяющим предельный срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению в рассматриваемом случае, является расстояние от электрических сетей ОАО "Янтарьэнерго" до границ участка Заявителя.
Согласно пункту 8 Правил технологического присоединения под расстоянием от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства сетевой организации понимается минимальное расстояние, измеряемое по прямой линии от границы участка (нахождения присоединяемых энергопринимающих устройств) заявителя до ближайшего объекта электрической сети (опора линий электропередачи, кабельная линия, распределительное устройство, подстанция), имеющего класс напряжения, указанный в заявке, существующего или планируемого к вводу в эксплуатацию в соответствии с инвестиционной программой сетевой организации, утвержденной в установленном порядке, и в сроки, предусмотренные подпунктом "б" пункта 16 указанных Правил, начиная с даты подачи заявки в сетевую организацию.
Заявитель вправе направить запрос в органы местного самоуправления, на территории которого расположены соответствующие объекты электросетевого хозяйства, с указанием расположения объектов электросетевого хозяйства, принадлежность которых необходимо определить, а орган местного самоуправления обязан представить заявителю в течение 15 дней информацию о принадлежности указанных в запросе объектов электросетевого хозяйства.
Согласно письму Комитета городского хозяйства Администрации городского округа "Город Калининград" на придомовой территории дома, расположенного на углу улиц Горького и Рассветной, находится опора ВЛ-0,4 кВ, обслуживаемая филиалом ОАО "Янтарьэнерго" "Городское ПЭС", расстояние от дома Заявителя до которой составляет 220 м. Кроме того, на придомовой территории дома N 231 по ул. Горького находится опора ВЛ-0,4 кВ, обслуживаемая филиалом ОАО "Янтарьэнерго" "Городское ПЭС", расстояние от дома Заявителя до которой составляет 180 м.
В письме от 05.07.2010 N 4248 Ответчик указывает, что объекты электросетевого хозяйства, перечисленные выше, располагались на земельных участках, находящихся в частной собственности, вследствие чего были недоступны для эксплуатации и проведения сетевой организацией ремонтных работ, что привело к аварийному состоянию опор ВЛ-0,4, непригодному для их дальнейшей эксплуатации. На основании изложенного в 2004 г. Ответчиком принято решение о демонтаже указанных опор, осуществление которого запланировано на 3 квартал 2010 г. Филиалом ОАО "Янтарьэнерго" "Городское ПЭС" 05.07.2010 издано распоряжение N 280 об отключении жилого дома N 1 по ул. Гончарной и демонтаже названной ВЛ-0,4 кВ.
По мнению Комиссии, обстоятельства, указанные в письме Ответчика от 05.07.2010 N 4248, не могут свидетельствовать о законности осуществления технологического присоединения ИЖД Заявителя в срок, превышающий 6 месяцев. Данная позиция основана на следующем.
В силу пункта 16.3 Правил технологического присоединения обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в рассматриваемом случае распределяются следующим образом:
- заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя;
- сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 25.1 Правил технологического присоединения в технических условиях должны быть, в том числе, указаны обоснованные требования к усилению существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, модернизация оборудования, реконструкция объектов электросетевого хозяйства, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электрической энергии), обязательные для исполнения сетевой организацией за счет ее средств.
Таким образом, Правил технологического присоединения возлагают на сетевую организацию обязанность по реконструкции объектов электросетевого хозяйства и урегулированию отношений с иными лицами, в рассматриваемом случае с собственниками земельных участков, на которых располагаются спорные опоры.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что пункт 8 Правил технологического присоединения не содержит изъятия по отношению к объектам электросетевого хозяйства, требующим проведения реконструкции и модернизации, Ответчик, издав распоряжение о демонтаже линии электропередач, расположенной на расстоянии менее 300 метров от земельного участка Заявителя только 05.07.2010, в силу требований названных Правил обязан был при заключении Договора N 751/09 установить срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, не превышающий 6 месяцев.
На основании изложенного, в связи с тем, что на момент принятия решения Комиссией Ответчиком не представлено подтверждения осуществления технологического присоединения ИЖД Заявителя к электрирческим сетям, бездействие ОАО "Янтарьэнерго" по осуществлению указанного присоединения в срок, установленный Правилами технологического присоединения, является злоупотреблением своим доминирующим положением и нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
РЕШИЛА:
1. Признать ОАО "Янтарьэнерго" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части несоблюдения требований Правил технологического присоединения при осуществлении процедуры технологического присоединения индивидуального жилого дома Заявителя.
2. Выдать ОАО "Янтарьэнерго" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
3. Передать материалы дела N АМЗ-31/2010 должностному лицу Калининградского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Председатель комиссии |
|
|
О.А. Боброва |
|
|
|
|
Члены комиссии: |
|
|
Д.Е. Васейко |
|
|
|
|
|
|
|
Д.Н. Хамдамов |
|
|
|
|
|
|
|
Е.В. Фионова |
|
|
|
|
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 21 июля 2010 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016