Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области
от 28 июля 2010 г.
(дата оглашения резолютивной части решения)
Комиссия Воронежского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: <>
члены Комиссии: <>
рассмотрев дело N 105-43р по признакам нарушения Общества с ограниченной ответственностью, Рекламного агентства "ОПТОВИК ЧЕРНОЗЕМЬЯ" (394043, г. Воронеж, ул. Ленина, 73, офис 207) (далее - ООО РА "ОПТОВИК ЧЕРНОЗЕМЬЯ, Общество"), требований статьи 16, части 1 статьи 28 ФЗ "О рекламе" и Общества с ограниченной ответственностью "Складские технологии" (394026, г. Воронеж, ул. Электросигнальная, 19в) (далее - ООО "Складские технологии") требований части 1 статьи 28 и части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе",
в присутствии лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, <> ООО РА "ОПТОВИК ЧЕРНОЗЕМЬЯ" <> <> ООО "Складские технологии" <> установила:
Воронежским УФАС России 21.05.2010, в ходе мониторинга периодических печатных изданий, в средстве массовой информации периодическом печатном издании "Оптовик Черноземья" (N 2 - 2 (305) 2010 февраль, от 11 февраля 2010 года) (далее - СМИ "Оптовик Черноземья") обнаружено распространение на обложке и 19 странице информации следующего содержания: "Складские технологии + 7(4732)39-24-21, 39-21-67, 39-67-21 г. Воронеж, ул. Электросигнальная, 19в; e-mail: serg125sts@yandex.ru, http://skladst.ru ПРОДАЖА ЛИЗИНГ АРЕНДА ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ РЕМОНТ БУЛКАР HELI ТСМ ПОГРУЗЧИКИ ШТАБЛЕРЫ ТЕЛЕЖКИ СТЕЛЛАЖИ ШИНЫ КОЛЕСНЫЕ ОПОРЫ" (далее - рассматриваемая информация).
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38 - ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"), объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ "О рекламе", одним из объектов рекламирования в рассматриваемой информации является лизинг.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе", реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Рассматриваемая информация, в соответствии с пунктом 1 статьи 3 является рекламой, так как адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования, формированию или поддержанию интереса к ним и их продвижению на рынке (далее - рассматриваемая реклама).
Определением от 28.05.2010 в отношении ООО РА "ОПТОВИК ЧЕРНОЗЕМЬЯ возбуждено дело N 51.03-14.3/42р об административном правонарушении и начато административное расследование.
Определением от 28.05.2010 в отношении ООО РА "ОПТОВИК ЧЕРНОЗЕМЬЯ" возбуждено дело N 105 - 43р по признакам нарушения части 1 статьи 28 и статьи 16 законодательства Российской Федерации о рекламе и назначено к рассмотрению на 28 июня 2010 года.
В связи с необходимостью привлечения к участию в деле ООО "Складские Технологии" в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, срок рассмотрения дела продлен на один месяц (до 28.07.2010), рассмотрение дела отложено и назначено на 19.07.2010.
В связи с отсутствием документов подтверждающих надлежащее извещение ООО "Складские Технологии" о месте и времени рассмотрения дела N 105 - 43р назначенное на 19.07.2010, рассмотрение дела отложено и назначено на 11 часов 00 минут 28.07.2010.
В ходе рассмотрения дела 28 июля 2010 года представители ООО РА "ОПТОВИК ЧКРНОЗЕМЬЯ" и ООО "Складские Технологии" признали факты нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях ООО РА "ОПТОВИК ЧЕРНОЗЕМЬЯ" и ООО "Складские Технологии" нарушений требований части 1 статьи 28 законодательства Российской Федерации о рекламе на основании следующих обстоятельств.
В соответствии со Свидетельством о регистрации средства массовой информации от 31 мая 2000 года ПИ N 77 - 3632, выданного Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, форма периодического распространения СМИ "Оптовик Черноземья" - журнал, территория распространения - Российская Федерация, учредителем (соучредителем) является ООО Рекламное агентство "Оптовик Черноземья" (394000, г. Воронеж, ул. Ф. Энгельса, д. 24), адрес редакции - 394000, г. Воронеж, проспект Революции, д. 30.
Из выходных данных рассматриваемого номера СМИ "Оптовик Черноземья", одним из издателей СМИ "Оптовик Черноземья" является ООО РА "ОПТОВИК ЧЕРНОЗЕМЬЯ".
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 ФЗ "О рекламе", рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Таким образом рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ООО РА "ОПТОВИК ЧЕРНОЗЕМЬЯ".
Как следует из договора N 55 от 11 января 2010, заключенного между ООО РА "ОПТОВИК ЧЕРНОЗЕМЬЯ" (исполнитель) и ООО "Складские Технологии" (заказчик), исполнитель обязуется в период с 11 января 2010 по 31 декабря 2010, в том числе размещать утвержденную заказчиком рекламу в справочных изданиях и СМИ "Оптовик Черноземья".
В соответствии с Актом N 00000021 от 24 февраля 2010 услуга по размещению рекламы в журнале "Оптовик Черноземья" N 2/1, 2, 3 выполнена полностью и в срок, заказчик (ООО "Складские Технологии") к исполнителю (ООО РА "ОПТОВИК ЧЕРНОЗЕМЬЯ") претензий по объему, качеству и срокам оказания услуги не имеет.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ "О рекламе", рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Таким образом рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО "Складские Технологии".
Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135 - ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции") установлено понятие финансовой услуги, согласно которому, финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга /./.
Тем самым реклама, размещенная на обложке и 19 странице СМИ "Оптовик Черноземья", является рекламой финансовой услуги (лизинга).
В соответствии с частью 1 статьи 28 ФЗ "О рекламе", реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
В ходе рассмотрения дела представитель ООО "Складские Технологии" сообщил Комиссии о том, что ООО "Складские Технологии" не оказывает услуги финансовой аренды (лизинга) и представил Перечень организаций предоставляющих услуги лизинга на приобретение техники в ООО "Складские Технологии", такими организациями являются:
CARCADE, EUROPLAN, Поволжский лизинговый цент, СБЕРБАНК РОССИИ, Элемент Лизинг, УРАЛСИБ, РосБанк, НОМОС-ЛИЗИНГ, РЕСО-лизинг, Русфинанс Банк, ВТБ 24, Лизинг-Моторс, ООО "Лизинг", Промсвязьбанк.
Таким образом, рассматриваемая реклама распространяется с нарушением части 1 статьи 28 ФЗ "О рекламе", выраженным в отсутствии в содержании рекламы финансовой аренды (лизинга) наименования юридических лиц и (или) фамилий, имен, отчеств физических лиц (индивидуальных предпринимателей), оказывающих данные финансовые услуги, что не допускается.
Из контекста рассматриваемой рекламы финансовых услуг (лизинга), Комиссией установлено отсутствие информации о наименовании организаций фактически оказывающих услуги лизинга. При этом в содержании рассматриваемой рекламы указаны наименование, адрес нахождения и телефоны ООО "Складские Технологии".
В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что рассматриваемая реклама распространяется с нарушением части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе", выраженным в отсутствии в рекламе финансовой аренды (лизинга) наименований конкретных финансовых организаций, фактически оказывающих услуги лизинга, что искажает смысл информации и вводит потребителей рекламы в заблуждение относительно возможности оказания услуги лизинга ООО "Складские Технологии", что не допускается.
Комиссией установлено, что (N 2 - 2 (305) 2010 февраль) от 11 февраля 2010 года, СМИ "Оптовик Черноземья" распространяется с указанием в выходных данных информации о специализации на сообщениях и материалах рекламного характера, но без указания такой специализации на обложке.
В соответствии со статьей 16 ФЗ "О рекламе", размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой "реклама" или пометкой "на правах рекламы". Объем рекламы в таких изданиях должен составлять не более чем сорок процентов объема одного номера периодических печатных изданий. Требование о соблюдении указанного объема не распространяется на периодические печатные издания, которые зарегистрированы в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера и на обложке и в выходных данных которых содержится информация о такой специализации.
Учитывая отсутствие информации о специализации на сообщениях и материалах рекламного характера на обложке СМИ "Оптовик Черноземья" N 2 - 2 (305) 2010 февраль от 11 февраля 2010 года, требования в части допустимого объема рекламы распространяются на указанный номер СМИ "Оптовик Черноземья".
В ходе анализа информации, произведен расчет объема рекламы в СМИ "Оптовик Черноземья":
Общая площадь печатного поля СМИ "Оптовик Черноземья" (далее - журнал), рассчитана по формуле:
Sобщ = а x b x c
Где Sобщ - общая площадь печатного поля
a - ширина (см?),
b - длинна (см?),
с - количество страниц печатного поля журнала
Sобщ = 17 х 28 х 44 = 20944 см?
В соответствии с пунктами 1-6 части 2 статьи 2 ФЗ "О рекламе", в журнале выявлено 7 публикаций не рекламного характера, а именно:
1. Информация на лицевой обложке журнала (название и номер издания), площадь которой составляет:
S1 = 5 х 12,5=62,5 см?
2. Информация на странице 1 журнала (выходные данные СМИ), площадь которой составляет:
S2 = 5,5 х 28=154 см?
3. Информация на странице 1 журнала (содержание номера), площадь которой составляет:
S3 = 9 х 11=99 см?
4. Информация на странице 2 журнала (рубрикатор), площадь которой составляет:
S4 = 17 х 28=476 см?
5. Информация на странице 4-7 журнала (статья "на безрыбье и сурими рыба /_/"), площадь которой составляет
S5 = 17 х 28 х 4=1904 см?
6. Информация на странице 38-39 журнала - адреса распространения журнала, площадь которой составляет:
S6 = 17 х 28 х 2=952 см?
7. Информация на странице 40 журнала - сканворд, площадь которой составляет:
S7 = 17 х 28=476 см?
Площадь нерекламной информации составляет:
Sнр = S1+ S2+ S3+ S4+ S5+ S6+ S7
Где Sнр - общая площадь не рекламной информации (см?),
Sn - площадь публикации нерекламного характера
Sнр = 62,5+154+99+476+1904+952+476 = 4123,5 см?
Площадь рекламной информации в журнале рассчитана по формуле:
Sр = Sобщ - Sнр,
Где Sр - площадь рекламы в журнале
Sнр - площадь не рекламной информации в журнале
Sр = 20944 - 4123,5 = 16820,5 см?
Объем рекламы в указанном печатном СМИ вычисляется по формуле:
P = Sр / Sобщ 100
Где P - объем рекламы (%)
Sр - площадь рекламы
Sобщ - общая площадь печатного поля
Следовательно, объем рекламы в СМИ "Оптовик Черноземья" (N 2 - 2
(305) 2010 февраль, от 11 февраля 2010 года) составляет:
P = 16820,5 / 20944 100 = 80% от общего объема номера.
Таким образом реклама в СМИ "Оптовик Черноземья" (N 2 - 2 (305) 2010 февраль, от 11 февраля 2010 года), распространяется с нарушением требований статьи 16 ФЗ "О рекламе", выраженным в превышении допустимого объема рекламы, который составляет 80% от объема одного номера, что не допускается.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ "О рекламе", ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе", рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных, в том числе частью 1 статьи 28, частью 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с частью 7 статьи 38 ФЗ "О рекламе", рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных, в том числе статьей 16, частью 1 статьи 28 ФЗ "О рекламе".
На момент вынесения решения, в материалах дела отсутствуют документальные доказательства прекращения распространения ненадлежащей рекламы, в связи с чем Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи ООО РА "ОПТОВИК ЧЕРНОЗЕМЬЯ" и ООО "Складские Технологии" предписаний о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия, решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу: "Складские технологии +7(4732)39-24-21, 39-21-67, 39-67-21 г. Воронеж, ул. Электросигнальная, 19в; e-mail: serg125sts@yandex.ru, http://skladst.ru ПРОДАЖА ЛИЗИНГ АРЕНДА ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ РЕМОНТ БУЛКАР HELI ТСМ ПОГРУЗЧИКИ ШТАБЛЕРЫ ТЕЛЕЖКИ СТЕЛЛАЖИ ШИНЫ КОЛЕСНЫЕ ОПОРЫ", распространяемую в средстве массовой информации периодическом печатном издании "Оптовик Черноземья" (N 2 - 2 (305) 2010 февраль, от 1 1 февраля 2010 года) по настоящее время, поскольку в ней нарушены требования части 1 статьи 28, части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе.
2. Выдать рекламодателю ООО "Складские Технологии" предписание о прекращении нарушений части 1 статьи 28, части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
3. Выдать рекламораспространителю ООО РА "ОПТОВИК ЧЕРНОЗЕМЬЯ" предписание о прекращении нарушения части 1 статьи 28, статьи 16 ФЗ "О рекламе".
4. Передать материалы дела уполномоченному сотруднику Воронежского УФАС России для возбуждения в отношении ООО "Складские Технологии" дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме "6" августа 2010 года.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 28 июля 2010 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016