Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) Козлова Анна Алексеевна, рассмотрев протокол об административном правонарушении N 7.30-4.2/906-15 от 08.09.2015 и материалы дела об административном правонарушении, возбужденного заместителем начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России Долгополовой Ксенией Андреевной, в отношении <_> (___________ года рождения, место рождения: ___________________________, гражданство Российской Федерации, паспорт серия ______ N ________, выдан ___________________________________________, код подразделения ____________, зарегистрирован по адресу: _______________________________), в присутствии:
- лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, <_>
- специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России Черенковой Е.Б.,
исследовал материалы дела, разъяснил право знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также положения статьи 51 Конституции РФ и иные процессуальные права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, установил:
Челябинским УФАС России рассмотрена жалоба ООО "Мегаполисресурс" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на оказание услуг по утилизации средств вычислительной техники, оргтехнических средств, средств связи (изв. N 0369100047414000088).
Согласно материалам дела, заказчик 19.09.2014 объявил о проведении аукциона путем размещения на официальном сайте в сети "Интернет" www. zakupki.gov.ru извещения.
Начальная цена контракта - 19 436 рублей 33 копейки.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке - 01.10.2014 в 18 часов 00 минут.
По состоянию на дату рассмотрения жалобы контракт по итогам проведения закупки не заключен.
По результатам рассмотрения жалобы вынесено Решение Челябинского УФАС России N 616-ж/2014 от 06.10.2014, в действиях заказчика выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе.
Пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусматривает установление заказчиком требования о соответствии участников закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении закупки и документации о закупке указывается информация об установленных требованиях в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение о проведении аукциона должно содержать требования, предъявляемые к участникам аукциона и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
В свою очередь, пункт 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе предусматривает, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (пункты 10 и 11.3) участник должен иметь и предоставить в составе заявки лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности.
Пункт 3 документации о закупке устанавливает, что услуги включают в себя:
- утилизацию оборудования (утилизация - деятельность исполнителя, включающая в себя: сбор, хранение, подготовку к переработке частей оборудования, содержащих драгоценные металлы для дальнейшей передачи на аффинажное предприятие);
- определение количества драгоценных металлов, содержащихся в отходах;
- возмещение стоимости драгоценных металлов, содержащихся в отходах, в соответствии с п.2. Постановления Правительства РФ от 25.06.1992 N 431;
- составление всех необходимых документов в рамках настоящего государственного контракта и передача вторых экземпляров заказчику.
В соответствии с подпунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) лицензированию подлежит деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.
Отношения в области обращения с отходами регламентируются Федеральным законом N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления).
В соответствии со статьей 1 Закона об отходах производства и потребления в статье 1 указанного Федерального закона определены следующие основные используемые в нем понятия.
Размещением отходов является хранение и захоронение отходов. Хранение отходов представляет собой содержание отходов в объектах их размещения в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - изоляцию отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Обезвреживание отходов включает в себя обработку отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду, в то время как использование отходов предполагает применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии.
Транспортированием отходов считается перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя, либо предоставленного им на иных правах, а сбор отходов представляет собой прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов.
Использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии.
Согласно статье 9 Закона об отходах производства и потребления лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Однако Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" утратил силу 04.05.2011 года в связи с вступлением в силу Закона о лицензировании (N 99-ФЗ). При этом Закон о лицензировании предусматривает лицензирование только деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.
Учитывая изложенное, лицензированию подлежит деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности. Однако заказчик установил в документации о закупке требование о представлении лицензии на виды деятельности, которые в настоящее время не лицензируется, в том числе на: сбор, использование, транспортировку, что может привести к допуску к участию в закупке только тех организаций, которые имеют лицензию, выданную до вступления в силу Закона о лицензировании.
Таким образом, принимая во внимание, что документацией о закупке не предусмотрена деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, Комиссия приходит к выводу о неправомерных действиях заказчика в части установления в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке требования о наличии и предоставлении в составе заявки лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности, что нарушает пункт 2 части 1, часть 3 статьи 64, пункт 6 части 5 статьи 63, пункта 1 части 1, части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Кроме того, документацией о закупке не конкретизирован вид лицензии в части указания на класс отходов, подлежащих утилизации. Однако статья 4.1. Закона об отходах производства и потребления разграничивает отходы на классы и определяет критерии, позволяющие отнести отходы к тому или иному классу опасности. Более того, описание объекта также не содержит указание на класс отходов, подлежащих утилизации.
Вместе с тем, требования к участнику закупки, к составу заявки должны носить четкий и однозначный характер, что позволит принять участие в определении поставщика наибольшего количества организаций, соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации, а также надлежащим образом оформить участнику заявку на участие в закупки.
Приказом N <_>назначен <_>
Заместитель начальника таможни является должностным лицом, осуществляющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции.
Должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей подлежит административной ответственности (статья 2.4 КоАП РФ).
В соответствии с примечанием к указанной статье под должностным лицом в КоАП РФ следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 - 7.32, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 КоАП РФ, несут административную ответственность как должностные лица.
Местом совершения административного правонарушения является местонахождение Челябинской таможни - г. Челябинск, пр. Победы 368-В.
Временем совершения административного правонарушения является дата утверждения документации об аукционе - 19.09.2014 (дата указана на титульном листе документации об аукционе).
Утверждение документации об аукционе с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок; является составом административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа.
На основании изложенного, в указанных действиях <_>содержится состав административного правонарушения, предусмотренный частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Объектом правонарушения по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ являются общественные отношения в сфере осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, составляют нарушения требований закона о контрактной системе, которые приводят или могут привести к отмене закупки, невозможности удовлетворения потребностей заказчиков.
Объективная сторона правонарушения, совершенного <_> выразилась в нарушении указанным должностным лицом при утверждении документации об аукционе на оказание услуг по утилизации средств вычислительной техники, оргтехнических средств, средств связи (изв. N 0369100047414000088) предусмотренных пунктом 1 части 1, частью 5 статьи 31, пунктом 2 части 1, частью 3 статьи 64, пунктом 6 части 5 статьи 63, пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе требований.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат в числе прочих выяснению виновность лица в совершении административного правонарушения, а также обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Одним из элементов состава административного правонарушения является его субъективная сторона, в числе характерных признаков которой имеется вина.
В соответствии с частью 1 статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично.
С субъективной стороны правонарушения, предусмотренные частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.
Вина заместителя начальника таможни <_> выразилась в ненадлежащем исполнении должностных обязанностей при утверждении документации об аукционе.
При утверждении документации об аукционе на оказание услуг по утилизации средств вычислительной техники, оргтехнических средств, средств связи (изв. N 0369100047414000088) заместителя начальника таможни <_>должен был исследовать вопрос о соответствии аукционной документации требованиям действующего законодательства, принять все возможные меры по недопущению нарушения.
Вина <_>состоит в том, что он, осуществляя административно-хозяйственные и организационно-распорядительные функции в <_> не выполнил установленные требования Закона о контрактной системе, а именно: документация об аукционе на оказание услуг по утилизации средств вычислительной техники, оргтехнических средств, средств связи (изв. N 0369100047414000088), не соответствующая требованиям законодательства о контрактной системе, утверждена <_>, что подтверждается его подписью с расшифровкой на титульном листе документации об аукционе, что образует состав административного правонарушения, предусмотренный частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Устно заявлено ходатайство о применении статьи 2.9 КоАП РФ. Согласно пояснениям, предписание выполнено, закупка отменена.
Рассмотрев дело об административном правонарушении, руководитель Челябинского УФАС России Козлова Анна Алексеевна приходит к следующим выводам.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемым общественным правоотношениям.
Ранее <_>к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе не привлекался.
Так как ущерб в результате допущенного нарушения не причинен, вредные последствия не наступили, начальная (максимальная) цена контракта менее 20 тыс. рублей, предписание Комиссии Челябинского УФАС России выполнено, сумма штрафа несоразмерна совершенному правонарушению, должностное лицо антимонопольного органа считает возможным удовлетворить заявленное ходатайство.
Учитывая обстоятельства данного дела, отсутствие материального вреда, личность правонарушителя, отсутствие обстоятельств, отягчающих ответственность, то, что данное правонарушение совершено неумышленно, действие (бездействие) не содержит иных составов административных правонарушений, руководствуясь статьей 2.9, частью 4.2 статьи 7.30, частью 1 статьи 29.9 КоАП РФ, постановил:
Производство по делу об административном правонарушении в отношении <_> по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ прекратить, в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, и объявить <_>устное замечание.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд по месту рассмотрения дела в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 8 сентября 2015 г. N 7.30-4.2/906-15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016