Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
(опубликовано 2 августа 2010 г.)
Резолютивная часть решения оглашена "20" июля 2010 г. В полном объеме решение изготовлено "02" августа 2010 г. Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в присутствии представителей Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю, ЗАО "МАКС", ОСАО "Россия"; ЗАО "Д 2 Страхование", ООО Страховая компания "Паритет-СК", надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела, явку своих представителя в заседание Комиссии не обеспечили, что в соответствии с ч. 2 ст. 45 Закона о защите конкуренции не явилось препятствием для рассмотрения настоящего дела, установила:
В Хабаровское УФАС России поступило заявление ЗАО "Д 2 Страхование" на действия участников конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО), организатором которого является Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю (далее - Управление). По мнению заявителя, предложенные участниками конкурса размеры страховых премий, подлежащих уплате по договору обязательного страхования, меньше нормативных, рассчитаны с нарушением законодательства об ОСАГО, в т.ч. постановления Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 N 739 "Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии" (далее - Постановление N 739), что противоречит антимонопольному законодательству.
В ходе рассмотрения материалов дела Комиссией установлено следующее: в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" Управлением размещен заказ на оказание услуг для государственных нужд путем проведения торгов в форме открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) сроком на один год (далее - Конкурс) (извещение о проведении Конкурса размещено 08.02.2010 на официальном сайте Российской Федерации: www.zakupki.gov.ru.).
Конкурсная документация по проведению открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) для нужд Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю (далее - Конкурсная документация) утверждена 08.02.2010 руководителем Управления (приказом Управления от 09.02.2010 N 6.3-1770 внесены изменения). Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в Конкурсе от 12.03.2010 N 4/2 (далее - Протокол рассмотрения) из семи конкурсных заявок четыре, в т.ч. заявка ЗАО "Д 2 Страхование", не допущено к участию в Конкурсе.
Согласно Протоколу рассмотрения, уведомлению от 12.03.2010 N 06-3403 ЗАО "Д 2 Страхование" отказано в допуске к участию в Конкурсе в связи с тем, что конкурсная заявка оформлена с отступлениями от требований Конкурсной документации: цена конкурсной заявки (128198,7 руб.) превышает начальную (максимальную) цену, указанную в Конкурсной документации. По аналогичному основанию не допущены к участию в Конкурсе ОСАО "Россия", ООО "Страховая компания "Паритет СК", предложивших начальную (максимальную) цену контракта 119154,7 руб. и 128198,7 руб., соответственно. Победителем Конкурса признано ЗАО "МАКС", предложившее начальную (максимальную) цену контракта 77073,86 руб. Согласно п. 4 информационной карты Конкурсной документации начальная (максимальная) цена контракта составляет 110000 руб.
Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - ФЗ "Об ОСАГО") определены условия и порядок обязательного страхования. Согласно ст. 8 ФЗ "Об ОСАГО" государственное регулирование страховых тарифов осуществляется посредством установления в соответствии с настоящим Законом экономически обоснованных страховых тарифов или их предельных уровней, а также структуры страховых тарифов и порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования. Предельные уровни страховых тарифов и порядок их применения страховщиками при расчете страховой премии устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Законом, согласно которому страховщики обязаны применять установленные страховые тарифы и не имеют права применять ставки и коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами (ч. 6 ст. 9).
В соответствии с тарифами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, установленными Постановлением N 739, цена на данную услугу должна быть одинакова у всех страховых компаний. Постановлением N 739 утвержден порядок определения размера страховой премии, подлежащей уплате по договору обязательного страхования (Т), в т.ч. формула расчета, применяемая в отношении транспортных средств, находящихся в собственности юридических лиц: Т = ТБ x КТ x КБМ x КО x КМ x КС x КН, где ТБ - базовые страховые тарифы, Кт - коэффициент страховых тарифов в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства, КБМ - коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, КО - коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия сведений о количестве лиц, допущенных к управлению транспортным средством, КМ - коэффициент страховых тарифов в зависимости от технических характеристик транспортного средства, в частности мощности двигателя легкового автомобиля (транспортные средства категории "В"), КС - коэффициент страховых тарифов в зависимости от периода использования транспортного средства.
Сведения, на основании которых претендентам предлагалось применить необходимые коэффициенты и рассчитать страховые премии, подлежащие уплате по договору обязательного страхования, а также на основании которых предлагалось рассчитать цену контракта, включены в Техническое задание (часть IV Конкурсной документации). Письмом от 12.02.2010 N 06.3 - 1901 претендентам на участие в Конкурсе Управлением предоставлена информация о том, что в качестве Страхователя, собственника транспортных средств, выступает Управление Роспотребнадзора по Хабаровскому краю (юридическое лицо), а также информация о классе транспортного средства, зависящего от наличия страховых выплат на дату заключения договора.
Согласно п. 2.3 проекта государственного контракта (часть VI Конкурсной документации) лицами, допущенными к управлению транспортными средствами, являются лица, имеющие водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории и путевой лист. Анализ содержания данного положения Конкурсной документации показывает, что заказчик не предусматривает ограничения количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством при заключении договора обязательного страхования, соответственно, коэффициент КО при определении размера страховой премии должен составлять 1,7.
Согласно Постановлению N 739 при наличии нарушений, предусмотренных п. 3 ст. 9 ФЗ "Об ОСАГО", применяется коэффициент КН - 1,5. Коэффициент КН применяется страховщиками при заключении или продлении срока действия договора обязательного страхования на год, следующий за периодом, в котором страховщику стало известно о совершении предусмотренных пунктом 3 статьи 9 ФЗ "Об ОСАГО" действий (бездействия), в случае нахождения транспортного средства, указанного в страховом полисе, у собственника, указанного в страховом полисе.
Согласно п. 3 ст. 9 ФЗ "Об ОСАГО" кроме коэффициентов, установленных в соответствии с п. 2 данной статьи, страховыми тарифами предусматриваются коэффициенты, которые применяются при обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств:
- сообщивших страховщику заведомо ложные сведения о запрошенных им обстоятельствах, влияющих на страховую премию по договору обязательного страхования, что повлекло за собой ее уплату в меньшей сумме по сравнению с той суммой, которая была бы уплачена при сообщении владельцами транспортных средств достоверных сведений;
- умышленно содействовавших наступлению страхового случая или увеличению связанных с ним убытков либо заведомо исказивших обстоятельства наступления страхового случая в целях увеличения страховой выплаты;
- причинивших вред при обстоятельствах, явившихся основанием предъявления регрессного требования (ст. 14 ФЗ "Об ОСАГО").
В ходе рассмотрения материалов, связанных с проведением Конкурса, Комиссией не установлено оснований для применения участниками Конкурса коэффициента КН при определении размера страховой премии. Таким образом, начальная (максимальная) цена контракта должна быть равной 128198,7 руб. По факту установления начальной (максимальной) цены контракта равной 110000 руб. Управлением представлено пояснение (письмо от 06.07.2010 N 07.1-8133), согласно которому для определения стоимости контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) должностным лицом Управления был выполнен расчет стоимости данной услуги с применением коэффициента (КТ) по территории использования транспортных средств (расчет прилагается). Согласно данному расчету сумма страховых премий составила 107478,3 руб. Начальная цена контракта Управлением была заявлена в размере 110,0 тысяч рублей.
На Конкурс подано 4 заявки, цена которых была меньше заявленной, поэтому сомнений в правильности проведенного расчета начальной цены контракта не возникло. Итоги конкурса были подведены 15.03.2010 и определен победитель. Данная информация размещена 15.03.2010 на официальном сайте Российской Федерации. В течение 10 дней действия Управления по проведению Конкурса никто не обжаловал, поэтому 25.03.2010 был заключен контракт с победителем на сумму 77073,86 рублей. По состоянию на 01.07.2010 контракт исполнен на 63,5%. В дальнейшем, для исключения подобных случаев, руководством Управления принято решение о привлечении независимых специалистов для проведения расчетов, требующих узкоспециальных знаний. В заседании Комиссии представители Управления поддержали доводы, изложенные в письме от 06.07.2010 N 07.1-8133 в полном объеме.
В заседании Комиссии представителями ЗАО "МАКС" даны пояснения, согласно которым, чтобы предлагаемая ЗАО "МАКС" цена контракта не превышала цену, установленную Управлением, страховые премии были рассчитаны с применением различных коэффициентов (Кт) в зависимости от территории нахождения транспортных средств, указанных в Конкурсной документации, в связи с чем предложенная ЗАО "МАКС" цена контракта получилась равной 77073,86 руб. Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
Ст. 17 Закона о защите конкуренции установлен запрет на действия при проведении торгов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе согласно ч. 2 названной статьи при проведении торгов, если организаторами или заказчиками торгов являются федеральные органы исполнительной власти, а также при проведении торгов на размещение заказов на оказание услуг для государственных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.
В этой связи:
1. Действия Управления, в части установления в Конкурсной документации начальной (максимальной) цены контракта равной 110000 руб., рассчитанной в порядке, противоречащем ФЗ "Об ОСАГО", Постановлению N 739, противоречат ч. 2 ст. 17 Закона о защите конкуренции, т.к. являются необоснованным ограничением доступа к участию в торгах.
2. Действия конкурсной комиссии Управления, в части отказа в допуске к участию в Конкурсе ОСАО "Россия", ООО "Страховая компания "Паритет СК", ЗАО "Д 2 Страхование" по основанию - цена конкурсной заявки, превышает начальную (максимальную) цену контракта, указанную в Конкурсной документации, противоречат ч. 2 ст. 17 Закона о защите конкуренции, т.к. являются необоснованным ограничением доступа к участию в торгах.
Доводы Управления, что на Конкурс были поданы заявки с предложениями о цене контракта, которая ниже, чем установлена Управлением, в связи с чем сомнений в правильности проведенного расчета начальной цены контракта не возникло, Комиссией не принимаются, т.к. указанное обстоятельство, не предусмотрено законодательством об ОСАГО при определении размера страховой премии. Действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. На основании изложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч.ч. 1 - 4 ст. 41, ч. 1 ст. 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
1. Признать действия Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) сроком на один год (извещение о проведении Конкурса размещено 08.02.2010 на официальном сайте Российской Федерации: www.zakupki.gov.ru.), выразившиеся в установлении в конкурсной документации начальной (максимальной) цены контракта равной 110000 руб., рассчитанной с нарушением Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", постановления Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 N 739 "Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии", нарушением ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Признать действия Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) сроком на один год (извещение о проведении Конкурса размещено 08.02.2010 на официальном сайте Российской Федерации: www.zakupki.gov.ru.), в лице конкурсной комиссии Управления, выразившиеся в отказе в допуске к участию в Конкурсе ОСАО "Россия", ООО "Страховая компания "Паритет СК", ЗАО "Д 2 Страхование", нарушением ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
3. Выдать Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
4. Передать материалы дела N 8-01/165 должностному лицу Хабаровского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N34
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 20.07.201 N 53 по делу N 8-01/165 о нарушении Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю (ул. Карла Маркса, 109 Б, г. Хабаровск, 680009) части 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
ПРЕДПИСЫВАЕТ
1. Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю прекратить нарушение антимонопольного законодательства, с целью чего впредь при проведении торгов не устанавливать не предусмотренные действующим законодательством ограничения доступа к участию в торгах.
2. В срок до 24.08.2010 сообщить в Хабаровское УФАС России о выполнении п. 1 настоящего предписания.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (опубликовано 2 августа 2010 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016