Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области
от 8 сентября 2015 г. N 354-07-1/2015
Резолютивная часть решения оглашена "26" августа 2015 г.
В полном объеме решение изготовлено "08" сентября 2015 г.
Комиссия Рязанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <_> в присутствии представителей ответчика - <_> в присутствии заявителя - <_> дело N 354-07-1/2015 по признакам нарушения Министерством промышленности, инновационных и информационных технологий Рязанской области (ул. Затинная, д.8, к.2, г. Рязань, 390006) части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". установила:
2 июля 2015 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области поступило заявление ООО "Центр информационных технологий "Аверс" на действие заказчика - Министерство промышленности, инновационных и информационных технологий Рязанской области (далее - Министерство) при проведении электронного аукциона на оказание услуг по интеграции подсистемы ЕПГУ "Концентратор услуг" и ИС "Барс.-Электронное образование Рязанской области"
Извещение о проведении электронного аукциона N 0159200001214001986 размещено на электронной площадке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.sberbank-ast.ru.
Заявитель считает, что заказчик не правомерно установил требование в п.3.3 подпункта 2 документации об электронном аукционе: "Все участники закупки должны в обязательном порядке иметь документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работы, являющейся объектом закупки, или копии этих документов:
лицензия установленного образца на услуги связи по предоставлению каналов связи;
лицензия установленного образца на услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации;
лицензия установленного образца на осуществление технического обслуживания шифровальных (криптографических) средств;
лицензия установленного образца на осуществление предоставления услуг в области шифрования информации.
По мнению Заявителя, установление необходимости предоставления данных лицензий является излишним.
В отзыве на жалобу, письмо от 25.08.2015 г. N МП/4-1782 (вх. от 26.08.2015 г. N 3289) ответчик сообщил, что требование данных лицензий обусловлено следующими нормативно-правовыми актами:
- Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 N313 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнения работ, оказания услуг в области шифрования информации, технического обслуживания шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя";
- Постановление Правительства РФ от 18.02.2005 N87 "Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии и перечней лицензионных условий";
-Постановление Правительства РФ от 08.06.2011 N451 "Об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-техническое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме";
- Приказ Минэкономсвязи России от 27.12.2010 N 190 "Об утверждении технических требований к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия".
Предметом данного аукциона являлась разработка программного кода (электронных сервисов), который включает в себя передачу между СМЭВ и ИС "Барс" документов, заверенных электронной цифровой подписью.
Для разработки, тестирования электронных сервисов, в соответствии с п.6.1.4 проекта государственного контракта и Правилами СМЭВ, исполнитель организует стенд (сервис), который должен быть подключен к тестовой и продуктивной среде РСМЭВ. Поскольку между сервисом электронных web-сервисов Исполнителя и местом подключения к продуктивной среде РСМЭВ находится неконтролируемая среда, то для проведения и сдачи работ, в соответствии с приказом Минэкономсвязи России от 27.12.2010 N190, исполнителем должен быть организован защищенный (шифровальный) канал передачи данных. Для осуществления данных работ требуется наличие соответствующих лицензий на каналы связи, передачу данных, а также на шифрование информации и техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств.
Результаты исполнения контракта Заказчиком размещаются на сервере Правительства Рязанской области в защищенном контуре центра обработки данных Правительства Рязанской области, доступ которого к СМЭВ осуществляется с помощью защищенных каналов связи.
При рассмотрении дела обоснований технологической и функциональной связи услуг, являющихся предметом торгов и услуг, включенных в документацию, требующей получение лицензии, их разделения Министерство не представило.
В ходе рассмотрения дела и представленных материалов Комиссией было установлено следующее.
Согласно пп.2 п.3.3 раздела 3 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе" вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
лицензия установленного образца на услуги связи по предоставлению каналов связи;
лицензия установленного образца на услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации;
лицензия установленного образца на осуществление технического обслуживания шифровальных (криптографических) средств;
лицензия установленного образца на осуществление предоставления услуг в области шифрования информации.
Статья 12 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" устанавливает перечень видов деятельности. На которые требуются лицензии, среди которых деятельность по разработке веб-сервисов взаимодействия (то есть по разработке программного обеспечения) не требует лицензирование. Предмет аукциона не включает в себя ни оказания услуг связи, ни разработку шифровальных средств, ни их технического обслуживания или оказания услуг в области шифрования информации.
Установленный ответчиком в аукционной документации Приложение N1 не предполагает разработки шифровальных средств, их технического обслуживания или оуказания услуг в области шифрования.
Согласно п.3 "Содержание оказываемых услуг" Технического задания содержание оказываемых услуг предусматривает разработку одной или нескольких веб-сервисов взаимодействия РСМЭВ для интеграции Системы и Концентратора в тестовой и продуктивной среде РСМЭВ, что не относится к лицензируемым видам деятельности.
Разработка веб-сервиса к услугам, требующим наличия указанных в конкурсной документации лицензий, не относится, также как и услуга по проведению тестирования в тестовой и продуктивной среде ВСМЭВ интеграции не требует наличия каких-либо лицензий. Тестирование интеграции проводится также как и приемка выполненных работа - посредством испытания работоспособности программного обеспечения.
Данная позиция отражена в решении Арбитражного суда Рязанской области по делу NА54-6959/2014.
Обоснований технологической и функциональной связи между рассматриваемыми лицензируемыми и нелицензируемыми услугами и невозможности проведения отдельных процедур отбора либо разделения на лоты, Министерством не представлено.
Таким образом, требования Министерства промышленности, инновационных и информационных технологий Рязанской области о предоставление во второй части заявки вышеуказанных лицензий являются неправомерными противоречащими требованиям п.2 ч.1 ст.17 Закона о защите конкуренции, согласно которой при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1 Признать действия Министерства промышленности, инновационных и информационных технологий Рязанской области (ул. Затинная, д.8, к.2, г. Рязань, 390006), выразившиеся в объединении в один лот лицензируемых и нелицензируемых видов деятельности при проведении закупки "Оказание услуг по интеграции подсистемы ЕПГУ "Концентратор услуг" и ИС "Барс.-Электронное образование Рязанской области", что приводит к ограничению количества участников закупки и создает преимущества отдельным участникам, противоречащими п.2 ч.1 ст. 17 Федерального закона "О защите конкуренции".
2. Предписание о прекращении нарушении антимонопольного законодательства не выдавать.
3. Направить материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления для принятия решения о привлечении виновных лиц к административной ответственность
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области от 8 сентября 2015 г. N 354-07-1/2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016