Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
от 6 июля 2010 г.
Резолютивная часть решения оглашена "23" июля 2010 г. В полном объеме решение изготовлено "05" августа 2010 г. Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дело N 8-01/256 по признакам нарушения администрацией Ситинского сельского поселения муниципального района имени Лазо Хабаровского края (682900, с. Сита, ул. Советская, 16) ч. 1 ст. 15 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), в присутствии представителей ОАО "ДЭК" - "Хабаровскэнергосбыт", администрация Ситинского сельского поселения муниципального района имени Лазо Хабаровского края, надлежащим образом извещенная о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела, явку своего представителя в заседание Комиссии не обеспечила, что в соответствии с ч. 2 ст. 45 Закона о защите конкуренции не явилось препятствием для рассмотрения настоящего дела,
УСТАНОВИЛА:
В Хабаровское УФАС России поступило заявление ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" в лице его филиала - "Хабаровскэнергосбыт" на бездействие администрации Ситинского сельского поселения муниципального района имени Лазо Хабаровского края (далее - Администрация), выразившееся в непроведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.
В ходе рассмотрения заявления, представленных документов и сведений установлено следующее. Согласно информации, представленной ООО Теплосеть" (письмо от 19.05.2010 N 21), Администрацией (письмо от 15.07.2010 N 270) на территории Ситинского сельского поселения расположено 5 многоквартирных домов:
- ул. Советская, 28, по результатам общих собраний собственников помещений, проведенных в форме очного голосования, выбран способ управления многоквартирным домом - непосредственное управление (протокол собрания от 01.09.2009);
- ул. Советская, 32 по результатам общих собраний собственников помещений, проведенных в форме очного голосования, выбран способ управления многоквартирным домом - непосредственное управление (протокол собрания от 01.09.2009);
- ул. Советская, 34 по результатам общих собраний собственников помещений, проведенных в форме очного голосования, выбран способ управления многоквартирным домом - непосредственное управление (протокол собрания от 01.09.2009);
- ул. Руставели, 4 по результатам общих собраний собственников помещений, проведенных в форме очного голосования, выбран способ управления многоквартирным домом - непосредственное управление (протокол собрания от 01.07.2009);
- ул. Руставели, 5 по результатам общих собраний собственников помещений, проведенных в форме очного голосования, выбран способ управления многоквартирным домом - непосредственное управление (протокол собрания от 01.07.2009).
Представитель ОАО "ДЭК" позицию, изложенную в заявлении, поддержал в полном объеме. Комиссия, изучив материалы дела, заслушав доводы заявителя, пришла к следующим выводам. Согласно ч.ч. 2, 3 ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Способ управления выбирается на общем собрании собственников помещений.
Ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", установлена обязанность органов местного самоуправления провести до 1 мая 2008 года открытый конкурс по выбору управляющей организации, если собственниками помещений в многоквартирном доме до 1 января 2007 года не выбран способ управления многоквартирным домом или принятое такими собственниками решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было реализовано.
Ч. 4 ст. 161 ЖК РФ регламентирована обязанность проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации, в случае если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления домом, либо если решение о выборе способа не было реализовано. Порядок проведения конкурса установлен Правительством Российской Федерации (постановление от 06.02.2006 N 75 "Об утверждении Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом".
Заключение договора управления многоквартирным домом без проведения открытого конкурса, предусмотренного ч. 4 настоящей статьи, допускается, если указанный конкурс в соответствии с законодательством признан несостоявшимся (ч. 8 ст. 161 ЖК РФ). Ч. 2 ст. 163 ЖК РФ установлено, что управление многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности муниципального образования, осуществляется путем заключения договора управления данным домом с управляющей организацией, выбираемой по результатам открытого конкурса или, если такой конкурс в соответствии с законодательством признан несостоявшимся, без проведения такого конкурса.
Таким образом, жилищным законодательством установлена обязанность проведения органом местного самоуправления открытых конкурсов по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом независимо от того, в чьей собственности находятся помещения в таком доме. Администрацией не представлены документы и сведения, подтверждающие, что в многоквартирных домах по ул. Советская NN 28, 32, 34 в период: с 01.01.2007 до 01.09.2009 собственниками жилых помещений в указанных домах был выбран и реализован способ управления многоквартирным домом, либо проведен открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.
Администрацией не представлены документы и сведения, подтверждающие, что в многоквартирных домах по ул. Руставели NN 4, 5 в период с 01.01.2007 по 01.07.2009 собственниками жилых помещений в указанных домах был выбран и реализован способ управления многоквартирным домом, либо проведен открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.
Мотивированного пояснения, запрошенного Комиссией определением от 06.07.2010:
- по факту непроведения в период: с 01.01.2007 до 01.09.2009 открытых конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, расположенными по адресу: с. Сита, ул. Советская NN 28, 32, 34 (ч. 4 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации);
- по факту непроведения в период: с 01.01.2007 по 01.07.2009 открытых конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, расположенными по адресу: с. Сита, ул. Руставели NN 4,5 (ч. 4 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации),
Администрацией в материалы дела не представлено.
В силу п. 1 ст. 4 Закона о защите конкуренции конкуренция - это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Под услугами по управлению многоквартирными домами понимаются оказываемые управляющей организацией работы и услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставление на основании заключенных договоров коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, а также осуществление иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности (ч.2 ст.162 ЖК РФ).
Покупателями данных услуг являются жители многоквартирных домов (собственники и наниматели жилого помещения/квартиры). В качестве барьеров входа на товарный рынок услуг по управлению многоквартирными домами могут быть:
- ограниченность доступа потенциальных участников к ресурсам, предложение которых ограничено (существующие материально-технические ресурсы, обеспечивающие управление многоквартирными домами, закреплены за действующими хозяйствующими субъектами);
- преимущества хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, перед потенциальными участниками товарного рынка.
Ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции установлено, что органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. В этой связи, бездействие Администрации, выразившееся в непроведении открытых конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, является нарушением ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, так как следствием указанного бездействия является недопущение конкуренции на рынке услуг по управлению многоквартирными домами.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что собственниками помещений многоквартирных домов, расположенных на территории поселения, 01.07.2009 и 01.09.2009 выбран предусмотренный п.2 ч. 2 ст.161 ЖК РФ способ управления такими домами - непосредственное управление, что исключает возможность применения положений ч. 4 ст. 161 ЖК РФ - проведение открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, в связи с чем выдача предписания не приведёт к устранению нарушения антимонопольного законодательства. На основании изложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст.39, ч.ч. 1 - 4 ст. 41, ч. 1 ст. 49 Закона о защите конкуренции, решила:
1. Признать бездействие администрации Ситинского сельского поселения муниципального района имени Лазо Хабаровского края, выразившееся в непроведении открытого конкурса по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами на территории поселения, нарушением ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. В связи с тем, что способ управления многоквартирными домами, расположенными на территории Ситинского сельского поселения муниципального района имени Лазо Хабаровского края, выбран, предписание не выдавать.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 6 июля 2010 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016