Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан
(опубликовано 6 августа 2010 г.)
Решение в полном объеме изготовлено 06 августа 2010 г.
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее - Комиссия УФАС по РБ) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, в составе <_> <_> <_> <_> <_> рассмотрев дело N А-132/10-10 по признакам нарушения группой лиц подконтрольной ОАО "Башкирэнерго" в составе ОАО "Башкирэнерго" (450096, Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа ул. Комсомольская, д. 126) и ООО "Баштеплосбыт" (450001, Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Комсомольская, д. 17) п.п. 3, 8 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее также - Закон N135), в присутствии представителей:
Заявителя (ООО Фирма "Норд") <_> доверенность без N от 21.07.2010 г.; Ответчиков: Башкирское открытое акционерное общество энергетики и электросификации "Башкирэнерго" (далее - ОАО "Башкирэнерго") <_> доверенность N119/11-51 от 15.01.2010 г. и <_> ООО "Баштеплосбыт", доверенность N119/11-48 от 15.01.2010 г.
ООО "Баштеплосбыт", <_> ООО "Баштеплосбыт", доверенность N229/30-22 от 01.01.2010 г. и <_> ООО "Баштеплосбыт", доверенность N229/30-23 от 01.01.2010 г. установила:
УФАС по РБ получено заявление от ООО фирма "Норд" (далее также - Заявитель), на действия, агента ОАО "Башкирэнерго" - ООО "Баштеплосбыт", которое входит в одну группу лиц с ОАО "Башкирэнерго" и подконтрольно ему. Как следует из заявления, ООО "Баштеплосбыт", при наличии двух обращений Заявителя внести изменения в договор энергоснабжения N401111 от 01.10.2005 г. (проект Соглашения о внесении изменений к договору энергоснабжения N401111 от 01.10.2005 г. между ООО "Баштеплосбыт" о ООО фирма "Норд" от 03.02.2010 г. представлен) вносит такие изменения не в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.10.2009 г. N816 "О внесении изменений в акты Правительства Российской Федерации в части совершенствования порядка расчетов за электрическую энергию (мощность), тепловую энергию и природный газ" (далее - Постановление N816).
По итогам рассмотрения заявления (приложенных к ним документов) в отношении группы лиц подконтрольной ОАО "Башкирэнерго", в составе ОАО "Башкирэнерго" и ООО "Баштеплосбыт" возбуждено дело NА-132/10-10, приказ N228 от 11.06.2010 г., по признакам нарушения п.п. 3, 8 ч. 1 ст. 10 Закона N135.
К материалам данного дела приобщены материалы дела NА-521/10-09.
Рассмотрев имеющиеся в деле информацию и документы, представленные лицами, участвующими в деле - Заявителем, ОАО "Башкирэнерго", ООО "Баштеплосбыт" (документы и информация представлены лицами, участвующими в деле с заявлением, в соответствии с Определением о назначении дела NА-132/10-10 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению N5/5524 от 25.06.2010 г.) Комиссией УФАС по РБ установлено следующее.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 9 Закона N135 ОАО "Башкирэнерго" и ООО "Баштеплосбыт" являются группой лиц. В соответствии с ч. 2 ст. 9 Закона N135: "Установленные настоящим Федеральным законом запреты на действия (бездействие) хозяйствующего субъекта, хозяйствующих субъектов распространяются на действия (бездействие) группы лиц".
ОАО "Башкирэнерго" занимает доминирующее положение в Республике Башкортостан на рынке электроснабжения и теплоснабжения (Приказ N43 о/д от 21.07.2003 г.).
ООО "Баштеплосбыт" является агентом ОАО "Башкирэнерго" (Принципал) в соответствии с агентским договором N107/1395 от 31.12.2009 г. (далее - агентский договор, период действия с 01.01.2010 г. по 31.12.2010 г.).
В соответствии с разделом 2 агентского договора:
п. 2.1. По настоящему договору Агент вправе представлять интересы Принципала на территории РБ по реализации тепловой энергии на условиях настоящего договора.
п. 2.2. По настоящему договору Агент обязуется:
п. 2.2.2. Заключать, расторгать, изменять от своего имени договора энергоснабжения с потребителями тепловой энергии ОАО "Башкирэнерго" (в том числе и по договорам энергоснабжения заключенными от имени ОАО "Башкирэнерго"), а также иные соглашения по отпуску тепловой энергии (государственные контракты, графики по оплате и т.п.) со следующими существенными условиями:
оплата потребителей тепловой энергии должна поступать на расчетный счет ОАО "Башкирэнерго".
В соответствии с п. 2 Постановления N816 оплата потребителями тепловой энергии на территории Российской Федерации осуществляется в следующем порядке:
35% плановой общей стоимости тепловой энергии, потребляемой в месяце, за который осуществляется оплата, вносится в срок до 18 числа этого месяца;
50% плановой общей стоимости тепловой энергии, потребляемой в месяце, за который осуществляется оплата, вносится в срок до последнего числа этого месяца;
оплата за фактически потребленную в истекшем месяце тепловую энергию с учетом средств внесенных потребителем в качестве оплаты за тепловую энергию в расчетном периоде, осуществляется в срок до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата. В случае если объем фактического потребления тепловой энергии за истекший месяц меньше планового объема, определенного соглашением сторон, излишне уплаченная сумма зачитывается в счет платежа за следующий месяц.
В нарушение изложенного, ООО "Баштеплосбыт", в ответ на письма ООО фирма "Норд" вх. NN ООО "Баштеплосбыт" от 24.01.2010 г., от 08.02.2010 г. (последнее оставлено без ответа) Соглашением о внесении изменений к договору энергоснабжения N401111 от 01.10.2005 г. (данный договор является публичным) предлагает внести изменения в названный договор п.п. 6.2, 6.2.1. не в соответствии с положениями названного Постановления N816.
На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС по РБ пришла к выводу, о том, что в действиях предприятий, входящих в одну группу лиц с ОАО "Башкирэнерго" (ООО "Баштеплосбыт") содержится нарушение п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона N135, а именно:
3) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования);
Нарушение п. 8 ч. 1 ст. 10 Закона N135 Комиссией УФАС по РБ рассматривавшей дело не установлено.
ООО "Баштеплосбыт", в заседание Комиссии УФАС по РБ представлено письмо N229/14-2583 от 22.07.2010 г. из которого следует, что ООО "Баштеплосбыт" названным письмом направлено в адрес ООО Фирма "Норд" два экземпляра соглашения о внесении изменений к договору энергоснабжения N401111 от 01.10.2005 г.
В соответствии с Определением о назначении дела NА132/10-10 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению N5/5524 от 25.06.2010 г. ООО "Баштеплосбыт" письмом N229/18-2584 от 22.07.2010 г. представлены копии обращений в ООО "Баштеплосбыт" юридических лиц об изменении условий договоров энергоснабжения в части порядка оплаты за тепловую энергию в соответствии с Постановлением N816. После получения данных обращений ООО "Баштеплосбыт" направлялись соглашения о внесении изменений к договорам энергоснабжения, в которых содержится нарушение аналогичное рассмотренному Комиссией УФАС по РБ в рамках данного дела.
В соответствии с разъяснениями, данными в п. 10 Постановления Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 30 июня 2008 г. N30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства (далее - Постановление N30): "Рассматривая дела о привлечении лица к административной ответственности, предусмотренной статьями 14.31 - 14.33 КоАП РФ, или об обжаловании постановления антимонопольного органа о привлечении лица к административной ответственности, установленной этими статьями (а равно дела об оспаривании предписания антимонопольного органа о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства, или дела по заявлению антимонопольного органа с требованием о взыскании в федеральный бюджет такого дохода), арбитражные суды должны учитывать, что к административной ответственности может быть привлечен любой участник группы лиц, получивший доход вследствие нарушения антимонопольного законодательства (предписание может быть выдано, а требование - заявлено любому участнику группы лиц, получившему доход вследствие нарушения антимонопольного законодательства).
Денежные средства по договорам энергоснабжения поступают на расчетный счет ОАО "Башкирэнерго", вышеназванные действия ООО "Баштеплосбыт" производились в соответствии с условиями агентского договора.
В соответствии с разъяснениями данными в абз. 3 п. 14 Постановления N30: "_ что при нарушении антимонопольного законодательства одним из членов группы лиц предписание может быть дано и иным членам группы в случае, если они способны обеспечить устранение нарушения".
С учетом вышеизложенного, Комиссией УФАС по РБ установлено, что оснований для прекращения рассмотрения дела в отношении ОАО "Башкирэнерго", ООО "Баштеплосбыт" не имеется.
Комиссия УФАС по РБ, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" решила:
1. Признать группу лиц ОАО "Башкирэнерго" в составе ОАО Башкирэнерго" (450096, Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Комсомольская, д. 126), ООО "Баштеплосбыт" (450001, Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Комсомольская, д. 17) нарушившими п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать ООО "Баштеплосбыт" Предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства Российской Федерации.
3. ООО "Баштеплосбыт" с момента (дня) получения Предписания прекратить нарушение требований п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" совершив следующие действия:
3.1. При получении обращений юридических лиц о внесении изменений в договора энергоснабжения (с ссылкой на Постановление Правительства РФ от 17.10.2009 г. N816), в части изменения порядка оплаты за тепловую энергию, производить внесение изменений в договора энергоснабжения с такими юридическими лицами в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 г. N816 "О внесении изменений в акты Правительства Российской Федерации в части совершенствования порядка расчетов за электрическую энергию (мощность), тепловую энергию и природный газ".
4. Передать материалы дела должностному лицу УФАС по РБ для привлечения ОАО "Башкирэнерго" к административной ответственности в соответствии с ст. 14.31 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в течении трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЙ АНТИМОНОПОЛЬНОГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
06.08.2010 г. г. Уфа, ул. Пушкина, 95
Предписание оглашено 23 июля 2010 г.
Предписание в полном объеме изготовлено 06 августа 2010 г.
Комиссия Башкортостанского Управления ФАС России (далее - УФАС по РБ) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, в составе <_> <_> <_> <_> <_> рассмотрев дело N А-132/10-10 руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 23 июля 2010 г. (06 августа 2010 г.) по делу N А-132/10-10 о нарушении группой лиц ОАО "Башкирэнерго", в составе ОАО "Башкирэнерго" (450096, Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Комсомольская, д. 126), ООО "Баштеплосбыт" (450001, Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Комсомольская, д. 17) п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает
1. ООО "Баштеплосбыт" с момента (дня) получения Предписания прекратить нарушение требований п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" совершив следующие действия:
1.1. При получении обращений юридических лиц о внесении изменений в договора энергоснабжения (с ссылкой на Постановление Правительства РФ от 17.10.2009 г. N816), в части изменения порядка оплаты за тепловую энергию, производить внесение изменений в договора энергоснабжения с такими юридическими лицами в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 г. N816 "О внесении изменений в акты Правительства Российской Федерации в части совершенствования порядка расчетов за электрическую энергию (мощность), тепловую энергию и природный газ".
О выполнении настоящего Предписания сообщить в срок до 15 дней со дня получения настоящего Предписания.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (опубликовано 6 августа 2010 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016