Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан
(опубликовано 9 августа 2010 г.)
Решение в полном объеме изготовлено 09 августа 2010 г.
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее - Комиссия УФАС по РБ) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, в составе <_> <_> <_> <_> рассмотрев дело N А-133/10-10 по признакам нарушения группой лиц подконтрольной ОАО "Башкирэнерго" в составе ОАО "Башкирэнерго" (450096, Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Комсомольская, д. 126) и ООО "Энергетическая сбытовая компания Башкортостана" (450080, Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Ст. Злобина, д. 31/4) п.п. 4, 9 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее также - Закон N135), в присутствии представителей: Башкирское открытое акционерное общество энергетики и электросификации "Башкирэнерго" (далее - ОАО "Башкирэнерго") <_> ООО "Энергетическая сбытовая компания Башкортостана" <_> доверенность N007/1 от 08.02.2010 г.; ООО "Энергетическая сбытовая компания Башкортостана" (далее - ООО "ЭСКБ") <_> ООО "Энергетическая сбытовая компания Башкортостана", доверенность N007/248 от 08.02.2010 г.; МУП "Электрические сети" городского округа город Стерлитамак (далее - МУП ЭС) <_> доверенность N10/26 от 18.01.2010 г., <_> доверенность N10/1047 от 23.07.2010 г.;в отсутствии заявителя ИП <_> (о времени и месте рассмотрения дела N А-133/10-10 уведомлена надлежащим образом) установила:
Башкортостанским УФАС России (далее также - УФАС по РБ) получено заявление от ИП <_> (далее также - Заявитель), на действия, агента ОАО "Башкирэнерго" - ООО "Энергетическая сбытовая компания Башкортостана", которое входит в одну группу лиц с ОАО "Башкирэнерго" и подконтрольно ему. Как следует из заявления, ООО "Энергетическая сбытовая компания Башкортостана", необоснованно прекращена подача электрической энергии до объектов электросетевого хозяйства Заявителя, непосредственные действия по отключению производила сетевая организация - МУП ЭС.
Заявление передано в ответственное структурное подразделение антимонопольного органа - отдел естественных монополий и финансовых рынков.
По итогам рассмотрения заявления (приложенных к нему документов) и документов и информации поступивших в ответ на запросы УФАС по РБ NN5/2367 от 19.03.2010 г., 5/2368 от 19.03.2010 г., 5/2369 от 19.03.2010 г. (впоследствии на Определение о назначении дела NА-133/10-10 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению N5/5533 от 25.06.2010 г.) в отношении группы лиц подконтрольной ОАО "Башкирэнерго", в составе ОАО "Башкирэнерго" и ООО "ЭСКБ" возбуждено дело NА-133/10-10, приказ N229 от 11.06.2010 г., по признакам нарушения п.п. 4, 9 ч. 1 ст. 10 Закона N135.
На основе изучения вышеперечисленных документов Комиссией УФАС по РБ рассматривавшей дело установлено следующее.
В соответствии с п.п. 6, 7 ч. 1 ст. 9 Закона N135 ОАО "Башкирэнерго" и ООО "ЭСКБ" являются группой лиц. ООО ЭСКБ" является дочерним обществом ОАО "Башкирэнерго". В соответствии с ч. 2 ст. 9 Закона N135: "Установленные настоящим Федеральным законом запреты на действия (бездействие) хозяйствующего субъекта, хозяйствующих субъектов распространяются на действия (бездействие) группы лиц".
ОАО "Башкирэнерго" занимает доминирующее положение в Республике Башкортостан на рынке электроснабжения и теплоснабжения (Приказ N43 о/д от 21.07.2003 г.).
ООО "ЭСКБ" является агентом ОАО "Башкирэнерго" (Принципал) в соответствии с агентским договором N107/271 от 18.0.2009 г. с учетом Соглашения к агентскому договору N107/271 от 18.02.2009 г. от 10.04.2010 г.
Причина введения полного ограничения потребления электрической энергии - ИП <_> неоплата поставленной электрической энергии за февраль месяц 2010 г. Однако, данное отключение произведено с нарушением такого порядка определенного договором электроснабжения N42636 от 09.04.2009 г. (Приложениями к данному договору).
В соответствии с Приложением N11 Гарантирующий поставщик письменно уведомляет Потребителя об основаниях ввода ограничения режима потребления и о дате предполагаемого ограничения режима потребления, причем в соответствии с п.п. а) п. 2 - ограничение вводится после истечения 5 дней с даты получения уведомления Потребителем. ООО "ЭСКБ" представлено уведомление ИП <_> от 25.02.2010 г. о том, что при отсутствии оплаты до 01 марта 2010 г. ОАО "Башкирэнерго" с 11.03.2010 г. прекратит отпуск электрической энергии частично или полностью на Ваш объект. Данное уведомление направлено по факсу 26.02.2010 г. имеется отметка: "получил работник ИП <_> Однако по истечении 5 дней, со дня получения уведомления, т.е. 04.03.2010 г. отключение электроэнергии произведено не было.
10.03.2010 г. в адрес ИП <_> направлен счет-извещение (Получатель: ОАО "Башкирэнерго") с уведомлением о возможном отключении в следующей редакции: Просим Вас погасить образовавшуюся задолженность в течении 3-х дней с момента получения данного извещения _".
ИП <_> уплатила сумму указанную в счете-извещении (списано со счета 11.03.2010 г., поступило в банк 10.03.2010 г., п/п 11 от 10.03.2010 г.), а 11.03.2010 г. произведено отключение подачи электрической энергии.
В соответствии с положениями п.п. 161, 171, 172 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 г. N530 "Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики" (далее - Правила N530):
161. Ограничение режима потребления может вводиться в следующих случаях:
а) неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем обязательств по оплате электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей, в том числе по предварительной оплате, если такое условие предусмотрено соответствующим договором с потребителем (далее - неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем своих обязательств);
171. Ограничение режима потребления в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем своих обязательств или в случае прекращения обязательств сторон по договору вводится по инициативе лиц, перед которыми не исполнены обязательства по договору (далее - инициаторы введения ограничения).
172. Фактические действия по ограничению режима потребления осуществляются потребителем или сетевой организацией, к электрической сети которой непосредственно технологически присоединено энергопринимающее устройство указанного потребителя.
ООО "ЭСКБ" заявкой N235 от 09.03.2010 г. направленной в МУП ЭС просило с 11.03.2010 г. организовать контроль за 100% снижением нагрузки по Потребителям, в т.ч. по ИП <_> 11 марта 2010 г. ИП <_> (обособленный объект цех по ремонту мебели) ограничен режим потребления электрической энергии (Акт N45/1 от 11.03.2010 г.). Возобновление режима потребления электрической энергии произошло в тот же день, о чем свидетельствует акт N394 от 11.03.2010 г. Оплату отключения и возобновления подачи электрической энергии произвел работник ООО "ЭСКБ", что подтверждается квитанцией от 30.03.2010 г.
На основании вышеизложенного Комиссией УФАС по РБ установлено, что действия ООО "ЭСКБ" нарушают нормы гражданского кодекса Российской Федерации, законодательства об электроэнергетике и тем самым в данных действиях содержится нарушение п.п. 4, 9 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", а именно:
4) экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;
9) создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.
К материалам дела приобщено дополнительное соглашение к договору электроснабжения N42636 от 09.04.2010 г., представленное Комиссии УФАС по РБ, рассматривавшей дело представителем ООО "ЭСКБ"
Таким образом, на основании вышеизложенного, Комиссией УФАС по РБ рассматривавшей дело NА-133/10-10 установлено, что неправомерные действия по ограничению поставки электрической энергии ИП <_> инициированы ООО "ЭСКБ".
Однако, ИП <_> в заседание Комиссии УФАС по РБ, рассматривавшей дело, представлено заявление об отказе от жалобы (вх. N6505 от 26.07.2010 г.), в котором ИП <_> отказывается от заявленных требований и просит производство по делу N А-133/10-10 прекратить, в связи с урегулированием возникшего спора, претензий к ООО "ЭСКБ" не имеет.
Учитывая данное обстоятельство и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия УФАС по РБ решила:
1. Рассмотрение дела NА-133/10-10 о нарушении антимонопольного законодательства возбужденное в отношении группы лиц подконтрольной ОАО "Башкирэнерго" в составе ОАО "Башкирэнерго" (450096, Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Комсомольская, д. 126) и ООО "ЭСКБ" (450080, Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Ст. Злобина, д. 31/4) в связи с добровольным устранением нарушения прекратить.
2. Передать материалы дела должностному лицу УФАС по РБ для привлечения ООО "ЭСКБ" (450080, Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Ст. Злобина, д. 31/4) к административной ответственности в соответствии со ст. 14.31 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в течении трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (опубликовано 9 августа 2010 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016