Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области
N 07-16-141/2015 (опубликовано 4 сентября 2015 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению жалоб, предусмотренных статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (приказ Оренбургского УФАС России N283 от 26.12.2011 г.), в составе:
Председателя Комиссии -"_";
Членов Комиссии: "_",
в присутствии представителя ответчика: ГУП "Оренбургремдорстрой": "_" (доверенность N"_"),"_" (доверенность N"_"),
в присутствии представителей заявителя: ООО "КП-Сервис" - "_" (доверенность "_"),
рассмотрев жалобу ООО "КП-Сервис" на действия ГУП "Оренбургремдорстрой" при проведении открытого запроса цен на право заключения договора субподряда на выполнение работ по строительству путепровода через автодорогу на ПК23+96,5 автомобильной дороги Обход г.Оренбурга на участке от автомобильной дороги Оренбург-Беляевка до автомобильной дороги Оренбург-Илек-гр.Республики Казахстан в Оренбургской области. 1 пусковой комплекс (ПК0 - ПК119+50) (извещение N 31502663614), установила:
В Оренбургское УФАС России поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью "КП-Сервис" ("_") (далее - заявитель, ООО "КП-Сервис") на действия государственного унитарного предприятия Оренбургской области "Оренбургремдорстрой" ("_") (далее - ГУП "Оренбургремдорстрой", организатор торгов) при проведении открытого запроса цен на право заключения договора субподряда на выполнение работ по строительству путепровода через автодорогу на ПК23+96,5 автомобильной дороги Обход г.Оренбурга на участке от автомобильной дороги Оренбург-Беляевка до автомобильной дороги Оренбург-Илек-гр.Республики Казахстан в Оренбургской области. 1 пусковой комплекс (ПК0 - ПК119+50) (извещение N 31502663614.
Жалоба подана в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ, и с соблюдением требований, предусмотренных ч. 6 указанной статьи.
В связи с поступлением жалобы ООО "КП-Сервис" Оренбургским УФАС России на основании части 11 статьи 18.1 Закона "О защите конкуренции" заявителю и организатору запроса цен были направлены уведомления ("_") о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу, жалоба размещена на официальном сайте Оренбургского УФАС России http://orenburg.fas.gov/ru/.
Рассмотрение жалобы было назначено на 31.08.2015 на 14 ч. 00 минут.
ООО "КП-Сервис" считает, что при размещении закупки нарушены требования Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" а именно:
1. В документации закупки отсутствуют порядок оценки и сопоставления заявок на участие (критерии оценки предложений).
2. В документации не указан порядок формирования цены договора.
3. Документация закупки не содержит информацию о периодах выполнения работ.
4. Пункт 7.2 проекта договора субподряда не содержит условия о сроках оплаты работ.
ГУП "Оренбургремдорстрой" представило документы закупочной документации, письменные пояснения по существу жалобы не представило, на заседании Комиссии с доводами жалобы согласно.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Оренбургского УФАС России пришла к следующим выводам.
УФАС по Оренбургской области в своей деятельности руководствуется положениями Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Согласно ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
На официальном сайте Российской Федерации в сети интернет для размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (http://zakupki.gov.ru), было опубликовано извещение N 31502663614 о проведении открытого запроса цен на право заключения договора субподряда на выполнение работ по строительству путепровода через автодорогу на ПК23+96,5 автомобильной дороги Обход г.Оренбурга на участке от автомобильной дороги Оренбург-Беляевка до автомобильной дороги Оренбург-Илек-гр.Республики Казахстан в Оренбургской области. 1 пусковой комплекс (ПК0 - ПК119+50).
Согласно ч.1 ст.2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельным видам юридических лиц" (далее - Закон о закупках), при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).
В соответствии с ч.2 ст.2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика, и должен содержать требования к закупке, в том числе, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Положение о закупках утверждено"_". Согласно п. 11 Положения о закупках, ГУП "Оренбургремдорстрой" проводит закупочную процедуру в виде запроса цен.
Документация на открытый запрос цен на право заключения договора субподряда на выполнение работ по строительству путепровода через автодорогу на ПК23+96,5 автомобильной дороги Обход г.Оренбурга на участке от автомобильной дороги Оренбург-Беляевка до автомобильной дороги Оренбург-Илек-гр.Республики Казахстан в Оренбургской области. 1 пусковой комплекс (ПК0 - ПК119+50) утверждена"_".
В соответствии с п. 11.7 Положения о закупках победителем в проведении запроса цен признается участник закупки, соответствующий требованиям документации о проведении закупки и предложивший самые выгодные условия.
Оценка предложений заявок участников регламентирована в документации.
Согласно п. 4.7.4 документации, Комиссия оценивает и сопоставляет предложения и проводит их ранжирование по степени предпочтительности, исходя из следующих критериев:
Соответствие требованиям закупочной документации;
Цена с учетом всех затрат.
Согласно п. 4.7.6. документации о закупке:
"Каждый член комиссии, по каждому из критериев выставляет Участнику, подавшему Предложение оценку в баллах. Максимальная оценка по каждому из критериев составляет 100 баллов. Общий результат оценок в баллах суммируется и делится на количество критериев. По полученной средней оценке в баллах каждому из Участников присваивается порядковый номер. Победившей считается заявка, набравшая наибольшее количество баллов. Указанной заявке присваивается первый номер".
Комиссия, проанализировав закупочную документацию, установила, что в ней отсутствует шкала и формулы присвоения баллов, отсутствует значимость критериев, порядок определения значимости критериев.
При таких обстоятельствах при оценке заявок могут быть созданы незаконные преимущества для одних участников и занижены баллы - для других участников, т.е. может быть нарушен порядок определения победителей.
Установление подобных неоднозначных критериев является формой предоставления необоснованного преимущества и одновременно дискриминации отдельных участников. Данный факт обусловлен тем, что потенциальный участник не осведомлен о конкретных потребностях организатора торгов, соответствующих данным критериям, и о необходимых объемах их удовлетворения. Как результат каждый из участников делает свое конкурсное предложение, выраженное в дополнительных работах, услугах или товарах, и не сопоставимых с предложениями других участников.
Таким образом, отсутствие четких, понятных и однозначных критериев этих предложений и соответствующей этим критериям системы балльной оценки не соответствует принципам проведения честных, открытых и конкурентных торгов, ведет к неоднозначному пониманию участниками конкурса требований конкурсной документации, что в свою очередь, влечет возможность ограничения либо устранения конкуренции при определении победителей торгов.
В соответствии с п. 4.7.6 Конкурсной документации победителем конкурса признается участник конкурса, заявке которого присвоено наибольшее итоговое количество баллов.
Согласно п. 13 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках, в документации о закупке должен быть указан порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке. В силу ст. 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
П. 6 ст. 3 того же закона не допускает предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Нормативное закрепление принципа открытости и прозрачности торгов, объективное рассмотрение поданных претендентами предложений и их оценку на основании единых требований и критериев, тем самым исключает субъективную оценку организатора торгов, конкурсной комиссии при принятии соответствующего решения.
Сами по себе критерии, указанные организатором торгов в разделе 4.7 Документации о запросе цен не являются достаточными, поскольку их значимость при определении лучшего контрагента не раскрыта; присвоение баллов в зависимости от значимости того или иного критерия не предусмотрено.
Таким образом, в документации о закупке отсутствуют критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок, что нарушает п. 13 ч. 10 ст.4 Закона о закупках, согласно которой в документации о закупке должен быть указан порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Согласно п.7 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации должен быть указан порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей).
В п.2.3. документации о закупке установлена максимальная цена закупки: "_" ("_", с учетом НДС 18%.
Согласно п.2.10. документации о закупке цена включает расходы по доставке материалов до объекта, компенсация затрат, понесённых Генподрядчиком на обеспечение исполнения обязательств по Контракту, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и других обязательных платежей, т.е. является конечной.
В то же время документация о закупке не содержит размера затрат Генподрядчика на обеспечение исполнения обязательств по Контракту, исходя из следующего.
В соответствии с п.2.9 документации о закупке Субподрядчик обязуется компенсировать 2,72 % от всех затрат, понесённых Генподрядчиком на обеспечения исполнения обязательств по Контракту.
Пункт 7.4. проекта договора субподряда содержит аналогичное условие:
"Субподрядчик возмещает Генподрядчику расходы по обеспечению исполнения обязательств по контракту, перечислением денежных средств на расчётный счёт Генподрядчика, в размере ------- НДС не облагается".
В п.2.8. документации о закупке указано, что оплата производится на условиях контракта, заключенного между Заказчиком и Генподрядчиком (Приложение N2 закупочной документации). В Приложении N 2 закупочной документации размещен проект государственного контракта (не подписанный между сторонами), в котором отсутствует информация о затратах Подрядчика по обеспечению исполнения обязательств по контракту, поскольку не известна начальная (максимальная) цена этого Контракта, и не известно в каком размере установлено обеспечение исполнения Контракта. Компенсация затрат, которую должен по условиям договора субподряда компенсировать Субподрядчик, устанавливается в процентах от начальной (максимальной) цены Контракта, в котором не указана эта цена.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2.8 и п. 2.9 документации, участник закупки не может сформировать цену договора субподряда.
Кроме того, в заседании Комиссии, ответчик указал на то, что в документации допущена ошибка относительно установления условия о "конечной" цене договора субподряда, между тем как она является изменяемой в ходе выполнения работ по договору.
Таким образом, в документации не определен порядок формирования цены, что нарушает п.7 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках.
В соответствии с п.4 ч.10 ст. 4 Закона о закупках в документации должна содержаться информация о месте, условиях и сроках (периодах) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг.
Пункт 4.1. проекта договора субподряда устанавливает начальный и конечный сроки выполнения работ:
начало выполнения работ - с даты подписания Договора;
окончание выполнения работ - 20 августа 2016 года."
Таким образом, сроки выполнения работ по договору установлены.
Однако, п. 4.2. проекта договора субподряда определяет, что работы по настоящему Договору должны выполняться в определенные периоды, в соответствии приложением N3 "График выполнения объемов работ" к Договору, являющимся неотъемлемой частью настоящего Договора.
Вместе с тем, график выполнения объемов работ не содержится в размещенной документации, что нарушает ч. 5 ст. 4 Закона о закупках, согласно которой в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке.
Проанализировав довод жалобы о том, что документация не содержит условия об оплате выполненных работ, Комиссия установила:
П. 6 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках содержит требование об указании в документации о закупке сведений о форме, сроках и порядке оплаты товара, работы, услуги.
Пункт 7.2. проекта договора субподряда содержит следующее условие об оплате выполненных работ:
"Генподрядчик осуществляет расчет за работы, выполненные в 2015 году производится в течение-------- календарных дней с даты подписания сторонами акта выполненных работ по форме КС-2 и справки о выполненных работах по форме КС-3. Оплата Генподрядчиком работ, выполненных в 2016 году производится при условии финансирования работ по Государственному контракту Заказчиком".
Таким образом, документация не содержит условий о сроке оплаты выполненных работ, что нарушает п.6 ч.10 ст. 4 Закона о закупках.
На основании изложенного, Комиссия пришла к выводу о нарушении ГУП "Оренбургремдорстрой" при проведении запроса цен по извещению N 31502663580 требований ч. 1 ст. 3; ч. 5.ст. 4; п. 4, 6, 7, 13 ч. 10 ст. 4 ч. Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Руководствуясь статьями 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135 -ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "КП-Сервис" ("_") на действия государственного унитарного предприятия Оренбургской области "Оренбургремдорстрой" ("_") при проведении открытого запроса цен на право заключения договора субподряда на выполнение работ по строительству путепровода через автодорогу на ПК23+96,5 автомобильной дороги Обход г.Оренбурга на участке от автомобильной дороги Оренбург-Беляевка до автомобильной дороги Оренбург-Илек-гр.Республики Казахстан в Оренбургской области. 1 пусковой комплекс (ПК0 - ПК119+50) (извещение N 31502663614) обоснованной.
Выдать государственному унитарному предприятию Оренбургской области "Оренбургремдорстрой" предписание об аннулировании закупки на право заключения договора субподряда на выполнение работ по строительству путепровода через автодорогу на ПК23+96,5 автомобильной дороги Обход г.Оренбурга на участке от автомобильной дороги Оренбург-Беляевка до автомобильной дороги Оренбург-Илек-гр.Республики Казахстан в Оренбургской области. 1 пусковой комплекс (ПК0 - ПК119+50).
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Председатель Комиссии "_"
Члены Комиссии "_"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области N 07-16-141/2015 (опубликовано 4 сентября 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016