Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области
от 3 сентября 2015 г. N 385-121Р
(дата оглашения резолютивной части решения)
Комиссия Воронежского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии Попов В.Г. - заместитель руководителя управления;
члены Комиссии: Козинина О.Г. - начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции; Давыдова О.В. - государственный инспектор отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции, рассмотрев дело N 385-121р по признакам нарушения индивидуальным предпринимателем <_> (требований пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального Закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"),
в присутствии лица, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ИП <_> установила:
24 июня 2015 года в ходе осмотра объектов наружной рекламы (рекламных конструкций) выявлено распространение рекламы "ОБОЙНЫЙ МИР НОВЫЕ КОЛЛЕКЦИИ 2015 ГОДА ОБОЕВ МНОГО! ЛУЧШИЕ-У НАС/_/", с использованием рекламного баннера, размещенного на фасаде магазина "Обойный мир", расположенного по адресу: г. Воронеж, Московский проспект 15, о чем составлен Акт осмотра объектов наружной рекламы (рекламных конструкций) от 24.06.2015 года с приложением фотоматериалов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе", реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ "О рекламе", объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Рассматриваемая информация в соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе" является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формированию или поддержанию интереса к нему и его продвижению на рынке (далее - рассматриваемая реклама).
Объектом рекламирования в указанной рекламе являются обои.
05.08.2015 года в отношении ИП <_> вынесено определение о возбуждении дела N 385-121р по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Рассмотрение дела назначено на 11 часов 00 минут (мск) 03.09.2015 года.
25 августа 2015 года ИП <_> были предоставлены документы (вх. N 01-10/430 от 25.08.2015). В письменном объяснении от 24.08.2015 года ИП <_> сообщила следующее: "/_/ В ассортименте магазинов "Обойный мир" на ряду с топовыми позициями, присутствуют эксклюзивные коллекции обоев, которые Вы не найдете ни в одном магазине г. Воронежа. Данному факту есть подтверждающее письмо от одного из крупнейших поставщиков ООО "Евродекор и К". Также в период с января 2015 года по февраль 2015 года сотрудниками отдела маркетинга ИП <_> был произведен опрос жителей города Воронежа на предмет узнаваемости бренда "Обойный мир", а также выявление наиболее значимых параметров при выборе магазина отделочных материалов (в частности обоев) /_/ В ходе опроса было выявлено, что 72,5% респондентов знают сеть магазинов "Обойный мир" и 37,5% от общего числа опрошенных, предпочитают совершать покупки именно в этих магазинах/_/. При определении ассортимента наиболее часто встречающая характеристика - "Очень большой выбор" и "Лучшие обои", что и легло в основу рекламного макета "ОБОЙНЫЙ МИР НОВЫЕ КОЛЛЕКЦИИ 2015 ГОДА! ОБОЕВ МНОГО! ЛУЧШИЕ-У НАС!"". В ходе рассмотрения дела ИП <_> согласилась с нарушением законодательства о рекламе.
Ознакомившись с материалами дела, изучив объяснения, документы, предоставленные ИП <_> Комиссия установила следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе", недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
В соответствии с пунктом 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 г. N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами ФЗ "О рекламе" информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.
В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов "лучший", "первый", "номер один", должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.
Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами (п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе).
В рассматриваемой рекламе для характеристики объекта рекламирования использовано слово "лучшие" без указания конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение.
В ходе рассмотрения дела ИП <_> не доказано, что обои в магазине "Обойный мир" - "лучшие".
Таким образом, рассматриваемая реклама распространялась с нарушением пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ "О рекламе", рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Установлено, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является ИП <_> так как ИП <_> осуществляет деятельность в магазине "Обойный мир".
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе", рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, в том числе пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
Комиссия находит основания для выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе ИП <_>
Руководствуясь частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 36 - 43 "Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 г. N 508, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: "ОБОЙНЫЙ МИР НОВЫЕ КОЛЛЕКЦИИ 2015 ГОДА ОБОЕВ МНОГО! ЛУЧШИЕ-У НАС/_/", размещенную на фасаде магазина "Обойный мир", расположенного по адресу: г. Воронеж, Московский проспект 15, поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ИП <_> предписание о прекращении нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" путем прекращения распространения ненадлежащей рекламы, либо путем приведения рекламы в соответствие с законодательством РФ о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Воронежского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 03 сентября 2015 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 АПК РФ.
Председатель Комиссии В.Г. Попов
Члены Комиссии О.Г. Козинина
О.В. Давыдов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 3 сентября 2015 г. N 385-121Р
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016