Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области
от 26 июля 2010 г.
Комиссия Архангельского Управления Федеральной антимонопольной службы России (далее по тексту - Архангельское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе
Председатель Комиссии |
- |
Гниденко ЛМ |
Заместитель руководителя Архангельского УФАС России |
Члены комиссии |
- |
Гагарская ЛА |
Главный специалист-эксперт отдела контроля рекламного законодательства Архангельского УФАС России |
|
- |
Цакулов ЮГ |
Старший специалист 1 разряда отдела контроля рекламного законодательства Архангельского УФАС России |
рассмотрев дело N 03-05/14-2010 по признакам нарушения Кредитным потребительским кооперативом "Перспектива жизни" (далее по тексту - КПК "Перспектива жизни") требований п 2 ч 3, ч 7 ст 5 Федерального закона Российской Федерации от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее по тексту - ФЗ "О рекламе"),
в отсутствии сторон по делу и заинтересованных лиц надлежащим образом извещенных о дате и времени рассмотрения дела N 03-05/14-2010. В соответствии с пунктом 30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (утв постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 N 508), дело рассмотрено в их отсутствие
УСТАНОВИЛА
В адрес Архангельского УФАС России поступили жалобы граждан Плехова СА от 29.04.2010 (входящий N 2528 от 04.05.2010), от 04.05.2010 (входящий N 2605 от 06.05.2010), от 05.06.2010 (входящий N 3357 от 08.06.2010), Ярыгина АИ от 29.05.2010 (входящий N 3169 от 01.06.2010), согласно которым
на странице 7 рекламного издания "Инфопроспект" от 16.04.2010 N 14, от 20.05.2010 N 20, на странице 5 рекламного издания "ЮГ СЕВЕРА" от 30.04.2010 N18-к (807), на странице 9 городской массовой газеты "Трудовая Коряжма" от 08.05.2010 N 48 размещена реклама "Кредитно-потребительский кооператив "Перспектива жизни" ПРЕДОСТАВЛЯЕТ ЗАЙМЫ от 3000 до 7000 рублей Коряжма ул Дыбцина 10, офис 3; 8-911-687-84-4; 8-921-491-21-3; ОГРН 1102905000109 "Перспектива жизни" с нарушением по мнению заявителей требований п 2 ч 3 и ч 7 ст 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее по тексту - ФЗ "О рекламе").
Кроме того в адрес Управления поступили материалы проверки ОВД по г Коряжме УВД Архангельской области от 24.05.2010 N 8210 (входящий N 3121 от 28.05.2010) в отношении КПК "Перспектива жизни", зарегистрированные в КУСП N 3009 от 14.05.2010 по факту совершения правонарушения предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП).
28 апреля 2010 года гражданин Плехов СА обратился по указанному адресу за получением кредита Заявителю отказано в выдаче кредита Сотрудником КПК "Перспектива жизни" даны разъяснения гражданину Плехову СА о том чтобы получить кредит необходимо вступить в данный кооператив и внести взнос в размере 200 (двести) рублей
Письмом КПК "Перспектива жизни" от 01.07.2010 исх N РИД сообщено что кооператив не занимается банковскими операциями представить информацию запрашиваемую определением об отложении дела от 16.06.2010, не представляется возможным поскольку данное требование посягает на гражданско-правовую деятельность кооператива Вместе с тем сообщено что вступительный взнос в кооператив составляет 10 (десять) рублей документально данный довод не подтвержден
Комиссия считает необоснованными пояснения КПК "Перспектива жизни" в части непредставления запрашиваемой информации Согласно статьям 34, 35 ФЗ "О рекламе" федеральные органы исполнительной власти органы исполнительной власти субъектов Российской федерации органы местного самоуправления и должностные лица указанных органов а также индивидуальные предприниматели юридические лица (учреждения организации в том числе некоммерческие кооперативы фонды и тп) и их руководители обязаны представлять в антимонопольный орган информацию необходимую для осуществления им полномочий по государственному контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе и обеспечивать его уполномоченным должностным лицам доступ к такой информации
Неисполнение данных требований влечет ответственность виновных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях
Информация составляющая коммерческую служебную иную охраняемую законом тайну и полученная антимонопольным органом при осуществлении своих полномочий не подлежат разглашению за исключением предусмотренных федеральным законом случаях
Разглашение сотрудниками антимонопольного органа сведений составляющих коммерческую служебную и иную охраняемую законом тайну влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовным законодательством Российской Федерации Убытки причиненные таким разглашением подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством
Комиссия Архангельского УФАС России полно всесторонне и объективно изучив и проанализировав доказательства представленные сторонами по делу N 03-05/14-2010, установила следующее
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 3 ФЗ "О рекламе" реклама - информация распространенная любым способом в любой форме и с использованием любых средств адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке
Объект рекламирования - товар средства индивидуализации юридического лица и (или) товара изготовитель или продавец товара результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование концерт конкурс фестиваль основанные на риске игры пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама
Рассматриваемые рекламные объявления распространены в печатных изданиях адресованы неопределенному кругу лиц и формируют интерес к услугам оказываемым КПК "Перспектива жизни", те отвечают законодательному определению рекламы приведенному в п 1 ст 3 ФЗ "О рекламе".
Пунктом 1 ст 116 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) определено что потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов
Правовое положение потребительских кооперативов а также права и обязанности их членов определяются в соответствии с ГК РФ законами о потребительских кооперативах (п 6 ст 116 ГК РФ).
Кредитный потребительский кооператив граждан в силу ст п 3 ч 3 ст 1 Федерального закона Российской Федерации от 18.07.2009 N 190-ФЗ "О кредитной кооперации" (далее по тексту - ФЗ "О кредитной кооперации") - кредитный кооператив членами которого являются исключительно физические лица
Статья 4 ФЗ "О кредитной кооперации" устанавливает договорный порядок передачи личных сбережений пайщиков кредитному потребительскому кооперативу граждан в пользование Сторонами договора являются кооператив и его пайщик
То есть основной целью деятельности кооператива является осуществление финансовой взаимопомощи добровольно объединившимися гражданами-пайщиками за счет паевых взносов переданных в собственность кредитного потребительского кооператива и личных сбережений
Таким образом такая взаимопомощь не является финансовым посредничеством или финансовой услугой
Основное направление деятельности КПКГ - это предоставление различного рода займов и принятие на сбережение свободных денежных средств пайщиков
Согласно п 1 ч 1 ст 6 ФЗ "О кредитной кооперации" кредитный кооператив не вправе предоставлять займы лицам не являющимся членами кредитного кооператива (пайщиками).
В соответствии с ч 1 ст 5 ФЗ "О рекламе" реклама должна быть добросовестной и достоверной Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются
Ненадлежащая реклама - реклама не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации (ст 3 ФЗ "О рекламе").
Недостоверной признается реклама которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара в том числе о его природе составе способе и дате изготовления назначении потребительских свойствах об условиях применения товара о месте его происхождения наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии знаков соответствия и знаков обращения на рынке сроках службы сроках годности товара (п 2 ч 3 ст 5 ФЗ "О рекламе").
В соответствии с ч 7 ст 5 ФЗ "О рекламе" не допускается реклама в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре об условиях его приобретения или использования если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы
Согласно ч 11 ст 5 ФЗ "О рекламе" при производстве размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации в том числе требования гражданского законодательства законодательства о государственном языке Российской Федерации
В опубликованной рекламе отсутствует информация о том что рекламируемыми услугами могут воспользоваться только члены кооператива
С учетом изложенного выше рассматриваемая реклама является ненадлежащей то есть нарушающей положения п 2 ч 3 и ч 7 ст 5 ФЗ "О рекламе".
В силу ч 6 ст 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований п 2 ч 3 и ч 7 ст 5 ФЗ "О рекламе" несет рекламодатель
Рекламодателем опубликованного на странице 7 рекламного издания "Инфопроспект" от 16.04.2010 N 14, от 20.05.2010 N 20 рекламного объявления "Кредитно-потребительский кооператив "Перспектива жизни" ПРЕДОСТАВЛЯЕТ ЗАЙМЫ от 3000 до 7000 рублей Коряжма ул Дыбцина 10, офис 3; 8-911-687-84-4; 8-921-491-21-3; ОГРН 1102905000109 "Перспектива жизни" является КПК "Перспектива жизни", что подтверждается договором N 26 на рекламно информационные услуги от 12.04.2010, заявкой на публикацию рекламного модуля от 12.04.2010 с приложением макета рекламного объявления счетом N 120 от 12.04.2010, приходным кассовым ордером N 100 от 12.04.2010.
В соответствии с ч 4 ст 38 ФЗ "О рекламе" нарушение рекламодателями рекламопроизводителями рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях
Руководствуясь п 1 ч 2 ст 33, ч 1 ст 36 ФЗ "О рекламе", пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Комиссия Архангельского УФАС России
РЕШИЛА
1. Признать ненадлежащей рекламу "Кредитно-потребительский кооператив "Перспектива жизни" ПРЕДОСТАВЛЯЕТ ЗАЙМЫ от 3000 до 7000 рублей Коряжма ул Дыбцина 10, офис 3; 8-911-687-84-4; 8-921-491-21-3; ОГРН 1102905000109 "Перспектива жизни", размещеннуюна странице 7 рекламного издания "Инфопроспект" от 16.04.2010 N 14, от 20.05.2010 N 20, на странице 5 рекламного издания "ЮГ СЕВЕРА" от 30.04.2010 N18-к (807), на странице 9 городской массовой газеты "Трудовая Коряжма" от 08.05.2010 N 48, поскольку в ней нарушены требования п 2 ч 3, ч 7 ст 5 Федерального закона Российской Федерации от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Признать КПК "Перспектива жизни" нарушившим требования п 2 ч 3, ч 7 ст 5 Федерального закона Российской Федерации от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
3. Выдать КПК "Перспектива жизни" предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе а именно о прекращении распространения ненадлежащей рекламы
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Архангельского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении предусмотренном ч 1 ст 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Решение изготовлено в полном объеме "29" июля 2010 года
В соответствии с п 1 ст 37 ФЗ "О рекламе" решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня вынесения решения в порядке предусмотренном ст 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе
"26" июля 2010 года г Архангельск
Комиссия Архангельского Управления Федеральной антимонопольной службы России (далее по тексту - Архангельское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе
Председатель Комиссии |
- |
Гниденко ЛМ |
Заместитель руководителя Архангельского УФАС России |
Члены комиссии |
- |
Гагарская ЛА |
Главный специалист-эксперт отдела контроля рекламного законодательства Архангельского УФАС России |
|
- |
Цакулов ЮГ |
Старший специалист 1 разряда отдела контроля рекламного законодательства Архангельского УФАС России |
на основании своего решения от 26.07.2010 по делу N 03-05/14-2010 о признании размещенной на странице 7 рекламного издания "Инфопроспект" N 14 от 16.04.2010, N 20 от 20.05.2010 ненадлежащей рекламы "Кредитно-потребительский кооператив "Перспектива жизни" ПРЕДОСТАВЛЯЕТ ЗАЙМЫ от 3000 до 7000 рублей Коряжма ул Дыбцина 10, офис 3; 8-911-687-84-4; 8-921-491-21-3; ОГРН 1102905000109 "Перспектива жизни", поскольку в ней нарушены требования п 2 ч 3, ч 7 ст 5 Федерального закона Российской Федерации от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее по тексту - ФЗ "О рекламе"), и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 ФЗ "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе
ПРЕДПИСЫВАЕТ
1. КПК "Перспектива жизни" с момента получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе а именно прекратить распространение рекламы "Кредитно-потребительский кооператив "Перспектива жизни" ПРЕДОСТАВЛЯЕТ ЗАЙМЫ от 3000 до 7000 рублей Коряжма ул Дыбцина 10, офис 3; 8-911-687-84-4; 8-921-491-21-3; ОГРН 1102905000109 "Перспектива жизни", признанной ненадлежащей
2. КПК "Перспектива жизни" в течение месяца с момента получения настоящего предписания представить в Архангельское УФАС России по адресу г Архангельск ул К Либкнехта д 2 письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания
В соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного решения предписания федерального антимонопольного органа его территориального органа о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе или законного решения предписания федерального антимонопольного органа его территориального органа об отмене либо изменении противоречащего законодательству Российской Федерации о рекламе акта федерального органа исполнительной власти акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или акта органа местного самоуправления влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей
В соответствии с п 1 ст 37 ФЗ "О рекламе" предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня вынесения предписания в порядке предусмотренном ст 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области от 26 июля 2010 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016