И.о. заместителя руководителя - начальника отдела Калужского УФАС России \.\, рассмотрев протокол от 24.08.2015 в отношении главного специалиста-эксперта отдела юридического обеспечения Управления Роспотребнадзора по Калужской области \.\ (паспорт серия 2905 номер 090701 выдан Отделом внутренних дел Октябрьского округа г. Калуги, дата выдачи - 09.02.2006., место жительства: ул. Советская, д.10. к.1, кв.10, г. Калуга, 248032), в связи с совершением административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), а также материалы дела N 138-03аз/2015 об административном правонарушении, в отсутствии надлежащим образом уведомленного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении \.\ (представлено ходатайство от 24.08.2015 г.), установил:
27.03.2015 г. в адрес Калужского УФАС России поступила жалоба Калужского филиала САО "ВСК" на действия единой комиссии заказчика - Управления Роспотребнадзора по Калужской области при проведении открытого конкурса (номер извещения на официальном сайте 0137100003215000011), предметом которого является оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Изучив представленные документы, с учетом доводов сторон, руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ, проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России пришла к следующему.
1. 19.02.2015 г. (с последующими изменениями от 25.02.2015 г.) на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru; далее также официальный сайт) опубликовано извещение N0137100003215000011 о проведении открытого конкурса, предметом которого является оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - открытый конкурс).
Начальная (максимальная) цена контракта, согласно извещению о проведении открытого конкурса, составляла 224 365,64 рублей.
Заказчиком по указанному открытому конкурсу выступает - Управление Роспотребнадзора по Калужской области
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 18.03.2015 г. победителем открытого конкурса признано ОАО "СОГАЗ" с предложенной ценой контракта 155 507, 53 рублей, заявка которого набрала 100 баллов. Заявке САО "ВСК" был присвоен второй номер с предложенной ценой контракта 224 365, 64 рублей, заявка которого набрала 81,59 баллов.
2. В соответствии с частью 1 статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Требования к конкурсной документации установлены статьей 50 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В силу части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
При этом согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В силу пункта 10 Правил оценки в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе определен статьей 53 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Результаты рассмотрения заявок на участие в конкурсе фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе.
На основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие же условия.
Победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации, и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.
Результаты рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки таких заявок, в котором должна содержаться следующая информация:
1) место, дата, время проведения рассмотрения и оценки таких заявок;
2) информация об участниках конкурса, заявки на участие в конкурсе которых были рассмотрены;
3) информация об участниках конкурса, заявки на участие в конкурсе которых были отклонены, с указанием причин их отклонения, в том числе положений настоящего Федерального закона и положений конкурсной документации, которым не соответствуют такие заявки, предложений, содержащихся в заявках на участие в конкурсе и не соответствующих требованиям конкурсной документации;
4) решение каждого члена комиссии об отклонении заявок на участие в конкурсе;
5) порядок оценки заявок на участие в конкурсе;
6) присвоенные заявкам на участие в конкурсе значения по каждому из предусмотренных критериев оценки заявок на участие в конкурсе;
7) принятое на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе решение о присвоении таким заявкам порядковых номеров;
8) наименования (для юридических лиц), фамилии, имена, отчества (при наличии) (для физических лиц), почтовые адреса участников конкурса, заявкам на участие в конкурсе которых присвоены первый и второй номера.
3. Согласно доводам жалобы САО "ВСК" единая комиссия заказчика - Управления Роспотребнадзора по Калужской области в нарушение положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ незаконно допустила до участия в открытом конкурсе ОАО "СОГАЗ".
В ходе рассмотрения жалобы, Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
Правовые основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств регламентированы специальным федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", а также Положением ЦБ N 431-П от 19.09.2014 г. "О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
Предметом размещаемого заказа является оказание услуг по осуществлению обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО), специфика оказания которых выражается в государственном регулировании цен на указанный вид услуг.
Согласно статье 1 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об ОСАГО) договор обязательного страхования заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены указанным Федеральным законом и является публичным.
Статьей 5 Закона об ОСАГО определено, что порядок реализации определенных названным Федеральным законом и другими федеральными законами прав и обязанностей сторон по договору обязательного страхования устанавливается Центральным банком Российской Федерации.
Страховые тарифы по ОСАГО, структура страховых тарифов и порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования установлены Указанием ЦБ РФ N 3384-У от 19.09.2014 г. "О предельных размерах базовых ставок и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств."
В соответствии с п. 6 ст. 9 Федерального закона N 40-ФЗ установленные страховые тарифы обязательны для применения страховщиками, которые не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховых тарифов.
Государственным заказчиком условия проведения открытого конкурса были определены в информационной карте заявки на участие в открытом конкурсе, которая является неотъемлемой частью настоящей конкурсной документации и дополнением к инструкции по подготовке заявок на участие в открытом конкурсе. В соответствии с действующим законодательством и нормативно-правовыми актами был установлен порядок формирования цены контракта.
Цена контракта была сформирована САО "ВСК" на основе прилагаемого заказчиком расчета начальной (максимальной) цены, который был сделан исходя из действующих на момент размещения заказа страховых тарифов на основании данных, указанных в приложении N 1 к информационной карте. (п. 6 аб. 1 ИК).
Участник закупки подает предложение о цене контракта исходя из действующих на момент размещения заказа страховых тарифов на основании данных, указанных в Приложении N 1 к информационной карте. Для расчета цены контракта участник размещения заказа использует коэффициент КБМ, указанный в действующих страховых полисах по каждому транспортному средству (п. 9 аб. 5 ИК).
Заявка участника, содержащая цену контракта, определенную с использование иных коэффициентов, т.е. отличных от коэффициентов, определенных на основании данных приложения N 1 к Информационной карте и указанных в документации (п. 7 информационной карты), подлежит отклонению (п. 9 аб. 6 ИК).
Обоснование начальной (максимальной) цены контракта представлено в Приложении N2 к информационной карте заявки на участие в конкурсе (п. 7 ИК).
Таким образом, Комиссия Калужского УФАС России пришла к выводу, что цены на услуги по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств подлежат государственному регулированию и участники закупки не могут предложить цену контракта, отличающуюся от начальной (максимальной) цены контракта, рассчитанной заказчиком тарифным методом.
На основании вышеизложенного, следует, что заявка ОАО "СОГАЗ" подлежала отклонению единой комиссией заказчика - Управления Роспотребнадзора по Калужской области, как не соответствующая требованиям, указанным в конкурсной документации, в связи с использованием иных коэффициентов, т.е. отличных от коэффициентов определенных на основании данных приложения N 1 к Информационной карте и указанных в документации (п. 7 информационной карты).
Действия единой комиссии заказчика - Управления Роспотребнадзора по Калужской области по признанию заявки ОАО "СОГАЗ" соответствующей установленным требованиям нарушают положения части 2,3 статьи 53 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Статьей 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за отклонение заявки на участие в конкурсе, отказ в допуске к участию в аукционе, признание заявки на участие в закупке товара, работы или услуги не соответствующей требованиям конкурсной документации, документации об аукционе, отстранение участника закупки от участия в конкурсе, аукционе (далее в настоящей части - отказ в допуске к участию в закупке) по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, признание заявки на участие в конкурсе надлежащей, соответствующей требованиям конкурсной документации, признание заявки на участие в аукционе надлежащей, соответствующей требованиям документации об аукционе, в случае, если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, закрытом аукционе и (или) открытия доступа к таким заявкам, поданным в форме электронных документов, нарушение порядка рассмотрения и оценки таких заявок, окончательных предложений участников закупки, установленного конкурсной документацией.
На основании указанных обстоятельств, усматривается событие административного правонарушения, выразившееся в признание заявки на участие в открытом конкурсе надлежащей, соответствующей требованиям конкурсной документации, в случае, если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Должностным лицом, ответственным за признание заявки на участие в открытом конкурсе надлежащей, соответствующей требованиям конкурсной документации, в случае, если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, в определении поставщика 0137100003215000011 являлся главный специалист-эксперт отдела юридического обеспечения Управления Роспотребнадзора по Калужской области \.\ (на момент совершения административного правонарушения).
В соответствии с приказом N227-лс от 31.10.2013 г. \.\ назначен на должность главного специалиста-эксперта отдела юридического обеспечения Управления Роспотребнадзора по Калужской области.
31.10.2013 года с главным специалистом-экспертом отдела юридического обеспечения Управления Роспотребнадзора по Калужской области \.\ заключен служебный контракт N297-13 от 31.10.2013 г.
Согласно приказу N201 от 11.11.14г. \.\ входит в состав единой комиссии и является секретарем.
Согласно положению о Единой комиссии по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для нужд Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калужской области от 09.01.2014 N3 единая комиссия выполняет следующие функции:
Единой комиссией ведется протокол вскрытия конвертов с на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе. Указанный протокол подписывается всеми присутствующими членами комиссии непосредственно после вскрытия таких конвертов и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания этого протокола, размещается в единой информационной системе;
В обязанности Единой комиссии входит рассмотрение и оценка конкурсных заявок.
4.1.6. Единая комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику курса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Результаты рассмотрения заявок на участие в конкурсе фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе.
На основании вышеизложенного субъектом административного правонарушения - является \.\, главный специалист-эксперт отдела юридического обеспечения Управления Роспотребнадзора по Калужской области, секретарь единой комиссии.
С учетом материалов дела \.\ имел возможность не допустить совершение административного правонарушения, однако при отсутствии объективных обстоятельств не принял все зависящие от нее меры для соблюдения норм Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
\.\ не предвидел возможности наступления вредных последствий своих действий, хотя мог и должен был их предвидеть, соответственно правонарушение совершенно по неосторожности.
Место совершения административного правонарушения соответствует месту расположения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калужской области, а именно: ул. Чичерина, д. 1а, г. Калуга, 248010.
Время совершения административного правонарушения - 18.03.2015 г.
На основании указанного, \.\, являющейся на момент совершения административного правонарушения главным специалистом-экспертом отдела юридического обеспечения Управления Роспотребнадзора по Калужской области, секретарем единой комиссии, совершено административное правонарушение, выразившееся в признании заявки на участие в открытом конкурсе надлежащей, соответствующей требованиям документации об аукционе, в случае, когда участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, ответственность за совершение, которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как разъяснено в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Нарушение, выразившееся в признании заявки на участие в конкурсе надлежащей, соответствующей требованиям конкурсной документации, признание заявки на участие в аукционе надлежащей, соответствующей требованиям документации об аукционе, в случае, если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, безусловно, ведет к нарушению порядка осуществления закупок.
В связи с тем, что рассматриваемые отношения связанны с нарушением порядка осуществления закупок оснований для прекращения производства по делу по малозначительности не усматривается.
Согласно части 1 статьи 4.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с указанным Кодексом.
В соответствии с нормой части 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях совершение указанного правонарушения влечет наложение административного штрафа в размере в размере 1% начальной (максимальной) цены контракта, но не менее пяти тысяч рублей и не более тридцати тысяч рублей.
Согласно извещению о проведении открытого аукциона в электронной форме начальная (максимальная) цена контракта составляла 224365,64 рублей. 1% от суммы 224365,64 рублей составляет 2243,66 рублей.
В связи с тем, что в соответствии с частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях совершение указанного правонарушения влечет наложение административного штрафа 1 процент начальной (максимальной) цены контракта, но размер штрафа не может быть менее пяти тысяч рублей, считаю необходимым назначить административный штраф в размере 5000,00 рублей.
С учетом обстоятельств дела, личности лица, в отношении которого рассматривается дело, отсутствия обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, руководствуясь частью 2 статьи 7.30, 23.66, частью 1 статьи 29.9, статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
Привлечь \.\ к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере: 5000 (пяти тысяч) рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
Реквизиты для уплаты штрафа:
\.\
Административный штраф за нарушение законодательства о закупках по делу N138 -03аз/2015.
Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа \.\, надлежит направить в адрес Калужского УФАС России.
Согласно части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.
Настоящее постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии в порядке, установленном статьями 30.1-30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях исполнение постановления может быть отсрочено на срок до одного месяца, также может быть предоставлена рассрочка уплаты административного штрафа на срок до трех месяцев.
И.о. заместителя руководителя -
начальника отдела Калужского УФАС России \.\
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области от 2 сентября 2015 г. N 138-03А3/2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016